Просмотр содержимого документа
«Савочкина Ксения Сергеевна»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя числительное"
Цели урока:
Познакомить с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных, с их использованием в речи, научить использовать имена числительные в речи;
– Слова какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?
(Имена существительные)
– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными.
(Глагол)
– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.
(Имя прилагательное)
– А я указываю на предмет, но не называю его.
(Местоимение)
Но это далеко не все части речи, которыми богат русский язык. Со многими другими вы познакомитесь позднее.
2. Создание проблемной ситуации. Работа в группах.
Постановка учебной задачи.
Запиши слова по группам.
– Какие слова вы не записали?
(Имена числительные)
Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с именами числительными, а также получим новые знания об этой части речи.
III. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными.
Итак, что же такое имя числительное?
Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках, фразеологизмах.
Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.
– А сейчас приведите примеры числительных, ответив на вопросы. – Сколько тебе лет? – В каком классе ты учишься? – Сколько учеников в нашем классе? – На каком этаже находится наш класс? – Поставим вопросы к числительным. – Все ли вопросы одинаковы?
(Нет)
Правильно.
Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные.
Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные.
2. Закрепление.
-А сейчас, откройте стр. 110.
Упражнение 182.
-Назовите слова, известных вам частей речи.
-Какие слова не попали не в одну из групп? Что обозначают эти слова? На какие вопросы они отвечают?
Упражнение 183.
-Прочитайте задание.
-Назовите фразеологизмы. Объясните их значение.
Упражнение 184.
-Распределите имена числительные на две группы по вопросам сколько? Или который?
Физминутка .
IV. Закрепление изученного материала.
-Упражнение 185.
-Образуйте от количественных числительных порядковые числительные по образцу и запишите их парами.
Упражнение 186.
-Решите устно арифметические примеры и запишите их ответы словами через запятую.
2. Работа с фразеологизмами.
В русском языке также встречается немало выражений, которые употребляются в переносном значении. Такими выражениями являются фразеологизмы.
– Объясните значение следующих фразеологизмов.
Много фразеологизмов, в которых тоже есть числительные.