Коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли
Познавательные: умение структурировать знания
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
1.Организационный момент: мотивация к учебной деятельности
Психологический настрой.
-Ваши мышцы все проснулись? Да.
-Ваши губы улыбнулись? Да.
-Приступаем к работе.
2.Актуализация знаний: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднений
Гимнастика.
У. Представьте, что на ваши ладошки села божья коровка. Вы полюбовались её красотой и решили отпустить на волю к деткам. Наберите воздух. Сдуньте насекомое нежно с руки. Повторяем три раза.
Речевая разминка Слайд 1
У. Ребята, кто знает, что это за птицы?
Слайд 2
ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ
В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.
Прочитайте строки про себя, затем:
-вслух медленно
-с интонацией – вопросительной
-с интонацией – восклицательной
-сердито
-быстро и весело
-строго
О чем говорится в этом предложении?
Почему перепел прятал их от ребят? Какая опасность может угрожать птицам?
(Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).Вывод: (? )
К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).
Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?
(Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)
Слайд 3
ЖАНРЫ - СКОРОГОВОРКА ЗАГАДКА БАСНЯ СКАЗКА ПЕСНЯ НЕБЫЛИЦЫ
Кто создает жанры? (Народ, писатели, поэты.)
Слайд 4
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? (это поэты)
Чуковский К.И. Маяковский В.В. Есенин С.А.
Россия Россия Россия 1882 г. – 1969 г. 1893 г. – 1930 г. 1895 г. – 1925 г. 1932 г.
Что создают поэты?
3.Изучение нового материала
Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Он тоже поэт. Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать.
Слайд 5
Это-поэт с необычным, но простым именем. Звали его – САША ЧЕРНЫЙ
Какие цели поставим на данном уроке? ( По табличке на доске)
(Узнаем об интересном человеке. Какие стихи он писал. )
- А, чему будем учиться на уроке? (Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Саши Черного)
У: Этот поэт написал много стихов для детей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его стихотворений.
Слайд 6
Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.
Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.
Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. В 25 лет начал печататься в сатирических журналах. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.
Слайд 7 (книги для детей)
Слайд 8
Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр недолго придумывал себе творческое имя.
Слайд 9
Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках.
Слайд 10
Вершиной творчества Саши Черного для детей стал сборник стихов «Детский остров». «Детский остров» «рос» до конца жизни поэта. Сборник пополнялся новыми и новыми страничками.
Слайд 11
Поэт очень любил животных. Все его книги, написанные для детей, населены мяукающим, тявкающим, крякающим, поющим, жужжащим народцем - его приятелями и любимцами. Во многих стихах главные роли играют: кот, пес, белка ...
Слайд 12
Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.
4. Прием «Верные и неверные утверждения»
Слайд 13 (открыть при проверке)
А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве Саши Черного. На столах у вас лежат жёлтые карточки, возьмите их и заполните правый столбик словами «да» или «нет».
Приём «Верные и неверные утверждения» проверяем с экрана (Взаимоповерка)
1. Саша Черный родился 1 октября 1880 года. да
2. Он родился в городе Самаре. нет
3. Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. да
4. Он написал много стихов для взрослых. да
5. Саша работал продавцом. нет
6. Даже вдали от родины, Саша Черный продолжал писать для детей. да
7. Он начал писать в 16 лет. нет
8. Настоящее имя Саши Черного было Гликберг Александр Михайлович. да
9. Произведения его были написаны только для детей России. нет
10. Саша Черный хотел, чтобы дети на земле были счастливы. Да
Оцените работу своего товарища.
5. Физминутка
6. Знакомство с произведением Слайд 14
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь в стихотворении:
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.)
Кто из вас догадался о ком пойдет речь в стихотворении, с которым мы сегодня на уроке будем знакомиться? Послушайте его.
Аудиозапись: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»
– Понравилось стихотворение?
– Выразите свое мнение о произведении, одним словом.
– С какой целью написал это стихотворение Саша Черный? (О чем хотел предупредить нас?)
(Предупредить, какой хрупкий утенок.)
Давайте прочтем его еще раз.( прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите непонятные для вас слова и выражения)
7. Словарная работа
Какие слова и выражения были непонятны вам?
Д:( называют слова: ТИСКАТЬ, БРЫКАТЬСЯ, ПРИТИСНЕШЬ, КАПУТ; выражения: РВЕТСЯ ПРОЧЬ, В СВОЙ ЧЕРЕД)
Как вы понимаете значения этих слов?
Обратимся к карточкам –словарям. Соотнесите слова из левого столбика со словами из правого столбика. Работа в парах
На столах: карточки- словари. Возьмите синие листочки
ТИСКАТЬ - давить, прижимать
ПРИТИСНЕШЬ - прижмешь
БРЫКАТЬСЯ - бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться
КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt)
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время
(Работа в парах: чтение вслух по одному слову – фронтально с экрана) Слайд 15
Прочитайте, что у вас получилось?
8. Выборочное чтение и анализ стихотворения
-Давайте прочтём стихотворение вслух
На сколько строф можно разделено это стихотворение? 4
Какие две темы обсуждаются в стихотворении?
1 тема - взаимоотношения мальчика и утенка (1 и 4 строфы)
2 тема – взаимоотношения бегемота и мальчика (2 и 3 строфы)
– Прочитайте первую строчку стихотворения вслух. К кому обращается поэт в первой строчке?
– Как вы понимаете слово тискаешь? (может кто- ни будь нам это покажет)
– О чем поэт с нами говорит? В каких строках он предупреждает об этом? Прочитайте.
– Какую историю предлагает представить себе автор, чтобы убедить нас в этом?
– Прочитаем.
– Что значит в свой черед? (– В свою очередь, когда придет время.)
– Автор стихотворения использует сравнение. Кого и с кем он сравнивает?
(– Мальчика – с бегемотом, утенка – с ребенком)
– Каким вы себе представляете бегемота?
– Кем кажется утенку мальчик? (Страшным зверем.)
– Какие слова подтверждают это?
Слайд 16
– Обратите внимание на иллюстрацию. Почему такое интересное сравнение использует поэт?
– Как обычно поступают дети, когда попадают в беду?
– Как об этом пишет автор?
– Как вы понимаете значение слова брыкаться? (– Активно сопротивляться, упрямиться)
– Да, действительно, и утенку страшно оказаться в ваших руках.
Дочитайте произведение до конца.
– Каким словом можно заменить слово капут? (Конец, гибель.)
– В каких словах и о чем серьезном говорит, шутя, поэт в этом четверостишии? Как вы понимаете эти строки? (– Можно сделать больно утенку своими руками. Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя).
9. Подготовка к выразительному чтению
– Можно ли назвать это стихотворение шуткой? Почему нет? О чем же оно?
– От чьего имени написано стихотворение? (от имени взрослого)
– С какой целью написал это стихотворение поэт?
(– Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка, он хочет предупредить нас о том, какой хрупкий утенок, как надо бережно с ним обращаться, ведь никому не хочется попасть самому в такую же ситуацию)
Сколько героев в этом произведении? (Три: мальчик, утенок, автор – Саша Черный)
Что они делают? (Мальчик тискает утенка. Утенок рвется прочь. Автор – взрослый, поэт убеждает мальчика не тискать утенка.)
Как автор разговаривает с малышом : Сердито, ругает его, дружелюбно, или что-то советует (Советует, настойчиво просит).
-Это стихи веселые или грустные? (– Они веселые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает малышу, как плохо утенку)
Прочитайте выразительно стихотворение в паре. 1-2 пары заслушать. Оцените, чья пара прочитала лучше на ваш взгляд.
Что хотел сказать автор нам этими стихами? Какой вывод можно сделать? К чему будем призывать всех людей?
Сейчас мы с вами разделимся на три группы, составим призыв к людям. (ЗЕЛЕНЫЕ КАРТОЧКИ)
(Нужно в каждой строчке зачеркнуть одинаковые буквы и прочитать полученную фразу)
Слайд 18 НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ! ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ! УМЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ! ДРУЖИ С ЖИВОТНЫМИ! НЕ БУДЬ РАВНОДУШНЫМ! БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Чему научил вас стих?
О каких личностных качествах Саши Черного вы узнали на уроке?
(Этот человек неравнодушен к происходящему вокруг. Он призывает и нас быть неравнодушными.)
11. Итог урока
Захотелось ли вам прочитать еще и другие стихи Саши Черного? Вы можете с ними познакомиться, прочитав другие книги.
Оцените работу группы.
Возьмите красные карточки, на которых написано домашнее задание.
Домашнее задание я предлагаю вам на выбор:
на «5» написать стихотворение или рассказ, призывающий не обижать друзей наших меньших;
на «4» выучить наизусть и нарисовать иллюстрацию к стихотворению;
на «3» подготовить выразительное чтение стихотворения.
12. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 19(выбрать какое слово соответствует вашему настроению
Урок подходит к концу. А какой след в вашей душе он оставил? Какие выводы вы сделали?
На партах у вас лежат белые листочки, я предлагаю вам их заполнить и тем самым показать, каким для вас был урок.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
Активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
Оцените свою работу на уроке, поставьте себе на этом листочке смайлик
Выставление оценок
Слайд 16 Хочется закончить урок словами:
«Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека»