I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Долгожданный дан звонок - начинается урок. Очень рада видеть вас - за работу, в добрый час! Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. | Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Прочитайте скороговорки по слогам. - Прочитайте с удивлением. - Прочитайте с печальной интонацией. • Сорок сорок в короткий срок съели сырок. • Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник. • Свиристель свиристит свирелью. • Страус на стратостате осваивал стратосферу. - Что объединяет эти скороговорки? - Мы продолжим читать произведения о животных. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Показывают иллюстрации к произведению. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Слушают в соот- ветствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | - Отгадайте загадки - Мы прочитаем стихотворение Саши Черного «Воробей», «Слон». Прочитайте тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с.... • Мы узнаем... • Мы вспомним... • Мы будем уметь... • Мы сможем поразмышлять... - Поднимите руку, кто эти произведения еще не читал. - Как вы думаете, о чем эти произведения? - Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения | Отгадывают загадки. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют Учебную цель и задачу. Делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
IV. Работа над содержанием Стихотворения «Воробей». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию. | Проводит словарную работу. - Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Юркий - быстрый, увертливый. Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь - отдельно, не вместе. Вкось - не прямо. Пичужка - птичка. Вьюшка - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла. Организует первичное прослушивание текста, предварительно осуществив целевую установку. - Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении, одним словом. - Чему учит это произведение? - От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. - Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя. - Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении? - Как относится автор стихотворения к воробью? - Какое время года описано в стихотворении? - Подтвердите свое мнение строками текста. - Как можно помочь воробью? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. - Перечитайте первые четыре строчки стихотворения. Каким вы представили себе воробья? Помогли ли вам в этом выразительные слова (эпитеты) «серый», «юркий» и сравнение «словно мышка»? Как вы понимаете слова «глазки-бисер»? - Прочитайте в толковом словаре, что обозначает слово «ритм». | Работают с толковым словарем. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. - «Растрепанный воробей». К. Паустовского. - Воробей маленький, юркий, серенький, как мышка. Глазки как маленькие бусинки. - Ритм - чередование ударных и безударных слогов. Ритм придает музыкальность стихам. - Ритм такой, как будто воробей скачет. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, высказывают и обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату. Владеют навыками выразительного чтения. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют и оценивают учебные действия. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
V. Работа над содержанием стихотворения «Слон». 1. Работа с толковым словарем. 2. Первичное чтение произведения. 3. Беседа по содержанию | Проводит словарную работу. - Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Бархат - плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом. Организует первичное прослушивание текста. - Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом. Чему учит это произведение? От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. Прочитайте стихотворение «Слон» про себя. Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк? Почему слон качает головой? Как объяснил это слон? Найдите эти строки в тексте. Может ли мальчик помочь слону? Чем? Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком? Как относится малыш к слону? Рассмотрите иллюстрацию. Найдите в тексте строки, которые подходят к рисунку. Подумайте, каким голосом нужно читать слова слона? Найдите в стихотворении сравнения. Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы: | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы: работают с толковым словарем, внимательно слушают произведение, отвечают на поставленные учителем вопросы, выполняют задания в рабочей тетради. Мальчику жаль слона, он пытается помочь ему чем может - предлагает ему игрушку. Малыш жалеет слона, чтобы ему не было скучно, принес бархатного слоненка. «Человек, такой малыш»; слон «словно мышь». Работают в рабочих тетрадях. Отвечают на вопросы | Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Высказывают и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ. Принимают и сохраняют учебные задачи. Планируют, контролируют, оценивают учебные действия |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Выбрать из трех стихотворений то, которое больше всего понравилось, и выучить его наизусть. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту. Составить словарик сравнений и эпитетов по произведениям Саши Черного. Сочинить веселую историю про слона | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их достижения |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые стихи? Чему нас учат стихи Саши Черного? Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями? Оцените свою работу на уроке, подчеркнув одно слово в каждой паре. Кому из ребят можно сказать особое «спасибо» за активность на уроке и помощь в нашей работе? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |