kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.А.Есенин "Лебёдушка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема урока: С.А.Есенин "Лебёдушка". 

Цели урока: раскрыть в детях, такие качества как милосердие и сострадание через содержание литературных образов стихотворения "Лебёдушка"

Оборудование урока: мультимедийная презентация; видеоряд к стихотворению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.А.Есенин "Лебёдушка»



Урок литературного чтения в 4-м классе.

Тема урока: С.Есенин. "Лебедушка"



Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.



Оборудование урока:

- мультимедийные презентации:

1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению;

- портреты композиторов Шарль - Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей»,Сен – Санса «Лебедь».

















Ход урока:

  1. Организационный момент.

    - Из глубокого колодца (руки “О”).
    - Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой).
    - Свет его на нас прольется (руки вытянутые перед собой ладошками вверх).
    - Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз).
    - Новый день оно начнет (руки вниз широко).
    Учитель. С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.
    Учитель. Все тихонько сели.

  2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

Учитель: 
Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Село располагалось на берегу реки Оки. Место это было необычайно красивое. Внизу – заливные луга, заросшая камышом река. А обзор с холмов такой, что, кажется, небо можно достать рукой! Родители Сергея Есенина были люди бедные, детей много, вот и взяли его на воспитание родные дед с бабушкой. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Придет домой с разбитым носом, бабушка огорчается: «Беда, мол…». А дед говорит: «Ничего, крепче будет!»

И даже стихотворение такое есть.



Худощавый и низкорослый

Средь мальчишек всегда герой

Часто, часто, с разбитым носом

Приходил я к себе домой

И навстречу испуганной маме

Я цедил, сквозь кровавый рот:

«Ничего, я споткнулся о камень,

Это к завтрему всё пройдёт.


- А, правда, что Сергей Есенин в пять лет уже умел читать, а стихи начал писать с восьми лет?

-Правда. Только в восемь-то лет, стихи еще были неумелые.

А вот хорошие стихи Сергей Есенин стал писать к шестнадцати - семнадцати годам. Вот, например такое: «Поёт зима, аукает…», «Берёза», «Черёмуха».

- А можно я его расскажу? (дети читают стихи)

Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка,

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

И дремлют пташки нежные

Под вихри эти снежные

У мёрзлого окна

И снится им прекрасная

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

А почему, одни люди могут писать стихи, а другие нет? Почему вот, например, Сергей Есенин уже в детстве писал стихи?

Ну, я не знаю, талант, говорят, нужен. Но еще, я так думаю, Сереже помогла бабушка. Она была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье, а в зимние вечера в доме собирались ребятишки и все слушали бабушкины сказки. Дед любил загадывать загадки, петь песни. 

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылели салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.


И сидим мы, еле дышим

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все, пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели.

Начинаем приставать


Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, -

Говори да говори.

В доме деда и бабушки прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных, грустных строк. 

Так прошло детство Сергея Есенина. В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в закрытую учительскую школу. А Сергей не хотел быть учителем, уж очень ему хотелось стать настоящим поэтом.


Он даже стихотворение «Пребывание в школе» написал.

Душно мне в этих холодных стенах

Сырость и мрак без просвета

Плесенью пахнет в печальных углах,

Вот она доля поэта.

Видно навек осуждён я влачить

Эти, судьбы приговоры,

Горькие слезы безропотно лить,

Ими томить свои взоры.

Когда ему исполнилось 17 лет, Есенин уехал в Москву и поступил в университет. Всё это время он писал стихи.

Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Сергея Есенина.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.


4. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»).

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)


5. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;


- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;


- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?


6. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.


- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.


Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

7. ФИЗМИНУТКА.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили.


Приседаем мы по счёту,

Раз – два – три – четыре – пять.

Это нужная работа –

Мышцы ног тренировать.


Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем.

Поворот и поворот,

А теперь наоборот.


Встанем, дети, на носочки,

Руки тянем в потолок.

На разминке ставим точку,

Продолжаем наш урок.


8. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.


  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.


  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.


Задание для группы № 2.


  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.


  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

7.Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.


8.Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.


9.Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.


Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.


- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.


9. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

10. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

11. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

12. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
Песня Е.Мартынова «Лебединая верность»

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке.

14. Домашнее задание.

Стр. 124, вопрос № 4.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.А.Есенин "Лебёдушка

Автор: Охлопкова Вера Александровна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства