I. Проверка домашнего задания. (A.Л. Барто) П. Подготовка к восприятию нового материала. своими впечатлениями. Черемуха душистая С весною расцвела. И ветки золотистые, Что кудри, завила. И кисточки атласные Под жемчугом росы Горят, как серьги ясные У девицы — красы... Черемуха душистая, Развесившисъ, стоит, А зелень золотистая На солнышке блестит С. Есенин. (Ветки золотистые, что кудри завила. Кисточки атласные горят, как серьги.) - А с чем вы можете сравнить эти деревья? Как вы думаете, ребята, трудно ли быть поэтом? Поэт - это человек, который обостренно воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов, звуков, побуждает и нас всех вглядываться и вслушиваться. - Погуляем вместе с поэтом по берегу реки, посмотрим на мир его глазами. Берем с собой хорошее настроение, наблюдательность, фантазию. III. Работа над стихотворением Н. Орловой «Дерево - жираф». Вот - дерево. Послушайте стихотворение поэтессы Н. Орловой и подумайте, какой поэтический образ создает поэт? Настрой на восприятие нового текста. Развитие воображения. Чтение стихотворения (стр. 54) Понравилось стихотворение? Какое впечатление от услышанного? Какое настроение у вас создалось? Какой образ создает автор? С кем сравнивает дерево? Все ли понятно в стихотворении? (Проснись чуть свет - очень рано. Речка прячется в рукав - уходит вдаль) Анализ стихотворения. Как вы думаете, почему, чтобы посмотреть на необычное дерево, надо проснуться очень рано: разве нельзя это сделать днем? (Рано утром мир еще не совсем проснулся, людей еще нет, природа может приоткрыть свои тайны особо любознательным). (Гуляет). (Как живое существо). (Гуляет, слушает, шевелит ушами, носит украшение). (Отличное). (Они поют). Прием, который использует Нина Орлова, оживляя, очеловечивая неживые предметы, называется олицетворением. 3. - Вот мы и гуляем по садам поэзии, «цветущим» на карте страны Литературы. Задумайтесь, где на карте страны Литературы расположены сады поэзии. Откройте форзац. Объясните. IV. Работа над стихотворением Л. Друскина «Там ива, опираясь на костыль...» Чтение стихотворения учителем. Работа над содержанием. (Образ дерева - человека).
(С горькой калекой). (Горькая обида, горькие слезы, горькая доля). (Грустное, печальное). Почему один поэт, увидев согнутое дерево, сравнивает его с веселым пятнистым жирафом, а второй поэт, который тоже увидел согнутое дерево, сравнивает его с несчастным, искалеченным человеком? Что здесь важнее всего: внешнее сходство или разная порода деревьев? Может быть, разное настроение поэтов? (И время года разное, и разная порода деревьев, и погода, и настроение поэтов). (Теперь, раньше). Если бы герой стихотворения сам не признался, что видел в иве человека, вы бы догадались, что ива напоминает герою именно человека. (Опираясь на костыль, взять за локоть, сама заговорит). (Старого, больного, нуждающегося в защите). (Чутким). (Жалел, готов забрать груз обиды, хочет взять домой, понимает, что не надо приставать к уставшему существу с расспросами, что надо дать отдохнуть). Настроение - э го внутренне душевное состояние. Оно довольно быстро меняется (то хорошее, то плохое), а герой постоянно видел в образе ивы несчастного старого человека. Каким приемом пользуется Л. Друскин, чтобы подчеркнуть особенность этого дерева? (Олицетворением). (Разные по характеру, настроению). Чтение детьми стихотворений. Рисование словесных картин к стихотворениям. Сейчас мы превратимся в художников, и будем рисовать картины к стихам по выбору. Только эти картины будут словесные. Какие краски будут преобладать в картине, если вы выберете стихотворение Нины Орловой? Почему? А в картине к стихотворению Л. Друскина? Почему? Итог урока. (Олицетворением). VIII. Домашнее задание. Что чувствует цветок в вазе, о чем думает уютное кресло?
Составьте рассказ, применяя олицетворение. У вас может получиться очень интересно! (Задание на стр.55) | Чтение детьми стихов А.Л.Барто наизусть. Демонстрация иллюстраций к стихам. Самостоятельная работа. (У каждого на парте листок с напечатанным стихотворением С. Есенина «Черемуха»). Трудно ли быть поэтом? Уметь видеть и чувствовать как поэт? Черемуха душистая С весною расцвела. И ветки золотистые, Что кудри, завила. И кисточки атласные Под жемчугом росы Горят, как серьги ясные У девицы — красы... Черемуха душистая, Развесившисъ, стоит, А зелень золотистая На солнышке блестит (С. Есенин) Практическая работа по определению сравнений. Чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Словарная работа. Анализ стихотворения.
Практическая работа. Исследовательская деятельность. Работа с форзацем учебника. Настрой на восприятие нового текста. Развитие воображения. Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения. Исследовательская работа. Работа над выразительностью чтения. Творческая работа. Работа в группах Творческая работа |