Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» и понимания поступков и состояния героев.
Задачи:
- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
-развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
-воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом "Русский язык"
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение;
–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;
– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
Коммуникативные УУД:
–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Технологии:
1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).
2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)
3) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
4) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).
5) Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха.
Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»»
Конспект открытого урока литературного чтения.
Разработан учителем высшей категории Павлюк А.А.
Урок проведен в 4 «В» классе
школы-интерната № 49 пос. Стрельна
Тема урока : «С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
(2 урок)
УМК: «Школа России»
2018г.
Образовательные ресурсы:
2.Презентация,
3. Мультимедийный проектор,
4.Выставка книг С.Т.Аксакова,
5.Толковый словарь С.И.Ожегова.
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» и понимания поступков и состояния героев.
Задачи:
- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
-развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
-воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом "Русский язык"
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение;
–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;
– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
Коммуникативные УУД:
–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Технологии:
1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).
2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)
3) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
4) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).
5) Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха.
Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников,
Предполагаемые ответы
Оформление
1.
Организационный момент
-Повернитесь к нашим гостям. Подарите им добрую улыбку, чтоб наш урок начался с доброго, хорошего настроения.
-Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
Смайлики
2.
Введение в тему, постановка учебной задачи
3.
-Послушайте отрывок автобиографии одного писателя.
Читает учитель:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки. Пришла Пелагея…села у печки и начала рассказывать сказку.
Нужно ли говорить, что я
не заснул до окончания сказки…С этих пор, до самого моего выздоровления ,Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок…»
-Кому принадлежат эти слова?
-Почему мы начинаем урок со слов этого писателя?
-Сегодня мы продолжим изучение произведения
-Вы сказали ,что это сказка.
А действительно ли это так?
Вспомним, какие 2 большие группы сказок существуют?
-Какие виды народных сказок нам знакомы?
Сегодня на уроке наша задача- доказать, что «Аленький цветочек»-это сказка, найти в тексте подтверждение этому. Мы будем с вами исследователями!
-Что бы вам хотелось сегодня узнать на уроке?
-Если это сказка , то как вы думаете-она ближе к какому виду народной?
-Какие особенности есть у волшебных сказок
Работа по теме урока
Язык сказки
-«Аненький цветочек написан более 150 лет назад». На прошлом уроке мы познакомились со многими устаревшими или редко употребляемыми в наши дни словами.
-На столе у вас конверты. Соедините слово с его лексическим значением.
-Проверим, что у вас получилось.
-Прочитайте пословицу.
Какой урок хотел преподнести автор этой сказки вы скажете в конце урока.
-Итак, начинаем исследование. Докажем сказка ли произведение
С.Т. Аксакова и какой урок она преподносит.
Работа с текстом
-Прочитайте отрывки произведения, которые лежат перед вами.
Найдите признаки волшебной сказки в этих отрывках.
Проверим, что у вас получилось.
Какие элементы волшебной сказки вы нашли?
-А были превращения?
-Испытание героя?
Динамическая пауза (Ф.М.)
Наши алые цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Положительные и отрицательные
Герои
- Были положительные и отрицательные герои?
-Распределите качества и чувства героев произведения.
-В основе «Аленького цветочка»-народная сказка, народная мудрость.
-Но для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи ипредставления о жизни.
-Что же хотел сказать нам
С.Ф Аксаков? Чему учит его сказка?
Рефлексия
-Возьмите лепестки у вас на парте. Напишите, чему вас научила эта сказка.
Ученики перечитывают отрывки вслух, затем самостоятельно находят подтверждение.
(См. приложение)
Волшебные сказки
Превращения и чудеса
Волшебные предметы
Троекратное повторение, число 3
Испытание главного героя
Положительные и отрицательные герои
Добро побеждает зло
Зачин
Присказка
концовка
-Да-принц превращен в чудище.
-младшая дочь купца отправилась к чудищу ,не зная, что ее ждет.
И чудище получил награду за добро и испытания.
Работа в малых группах
Ученики расставляют в таблице слова
-В толковом словаре.
Ученики читают значение слов по словарю.
Ответы учеников
-хотели погубить чудище
- завидовали
-Готовы отдать жизнь за другого
- Жалела его, обещала, полюбила.
- Любовь и доброта
ответы учеников
-Да.
-У нее признаки волшебной сказки.
Ученики пишут на лепестках и прикрепляют на доске
-Честности, доброте, любви.
Смайлики
Слайд 1.(Портрет С.Т.Аксакова)
Слайд 2.
Сказки
Народные Авторские(литературные)
Волшебные
О животных
Бытовые
Слайд 3.
Волшебные сказки
Превращения и чудеса
Волшебные предметы
Троекратное повторение,число3
Испытание главного героя
Положительные и отрицательные герои
Добро побеждает зло
Зачин
Присказка
Концовка
Слайд 4.
Именитый - почтенный и знаменитый
Парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
Колода - короткое толстое бревно.
Челядь дворовая - слуги.
Сажень -старинная мера длины, равная 2м13см.
Венец - драгоценный головной убор.
Тувалет-столик с зеркалом и принадлежностями.
Слайд 5.
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Слайд 6.
Волшебные сказки
Превращения и чудеса
Волшебные предметы
Троекратное повторение,число3
Испытание главного героя
Положительные и отрицательные герои
Добро побеждает зло
Зачин
Присказка
концовка
Слайд 7.
Купец
Сестры старшие
Младшая сестра
чудище
любовь
зависть
любовь
доброта
честность
самолюбование
честность
одиночество
самопожертвование
коварство
самопожертвование
доброта
доброта
доброта
Слайд 8.
Слайд 9.
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Слайд 10.
Спасибо за урок!
1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны-по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.
Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.
2 .Прошёл третий день и третья ночь, пришла пора расставаться честному купцу, расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует её, горючими слезами обливает и кладёт на неё крестное благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери - и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками.
Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных…
Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись… Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.
3.И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать, отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.
И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское:
- И зачем тебе моё позволенье? Золот-перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу.
Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты его высокие.
Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот-перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого