Просмотр содержимого документа
«С.Козлов "Давно бы так,заяц!"»
Конспект урока чтения в 4 классе
Тема урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА. С. Козлов. «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так. Заяц!» Поход в Музейный дом. Картины Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца.» «Звёздная ночь».»
ЦЕЛИ УРОКА:
На материале произведений С. Козлова учиться понять, как на нас воздействует красота.
Результаты:
Предметные: характеризовать героев; выявлять авторское отношение; обосновывать свое высказывание о герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из текста; высказывать оценочные суждения о героях
Метапредметные: целеполагание; перечитывать текст с разными задачами, работать с дидактическими иллюстрациями; учитывать разные точки зрения; договариваться и приходить к общему мнению
Личностные: базовые эстетические ценности (способность ценить мир природы и человеческих отношений; умение видеть красоту природы и красоту человека)
ЗАДАЧИ УРОКА:
Научить детей давать оценку смысла всего текста по его названию, определять тему и основную мысль произведения.
Обнаружить проблему «как на нас воздействует красота» и получить палитру мнений.
Увидеть авторскую точку зрения и учить формировать собственную при восприятии литературного произведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» ч.2, учебник «Русский язык. ч.2 Сведения о писателях», фонограмма «Музыкальный момент №3, фа минор» Франца Шуберта, лупы, рамки, картина Ван Гога «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь»-интерактивная картина, выставка книг С. Козлова.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, физкультура, информационные технологии, ИЗО, история, окружающий мир.
Ход урока
1.Организационный момент
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Настрой учащихся на работу.
- Откройте страницу Содержания и вспомните, с какой главой мы работаем сейчас.
- Как же на нас воздействует КРАСОТА, что мы уже выяснили, узнали об этом?
- Какие выводы сделали?
-Какие произведения нам помогли в этом?
-Что нам предстоит сделать сегодня?(Мы продолжим работу над пониманием того, как на нас воздействует красота).
- В этом нам помогут произведения С. Козлова.
2.Проверка прочности усвоения знаний, полученных на предыдущем уроке
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
-Вернёмся к произведению, которое мы изучили вчера.
-Какая проблема поставлена ?
-Какой ответ мы получили на вопрос - какое воздействие имеет красота на человека.
Под воздействием красоты человек:
может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется
красота в самих людях, в их талантах и способностях.
Мы примерили эту ситуацию к своей жизни. Учились умению замечать и ценить красоту — это еще и умение радоваться проявлению чужих способностей.
-Подтвердите словами текста . (с.23)
-Вспомните название рассказа . («Бумажная победа»)
-Что отражает заголовок: тему или основную мысль стихотворения?
-Объясните вашу точку зрения.
Что вы узнали о воздействии красоты, рассматривая картину П.Пикассо «Девочка на шаре»?
(Мы пришли к выводу, что у красоты нет точного определения, красота может быть разной.)
-Хочу предложить вам поработать с новыми произведениями, чтобы найти новые ответы на поставленную в данном разделе проблему.
-Можем мы определить основную мысль произведения по названию?
3.Изучение нового учебного материала
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА РАБОТЫ
-Какие задачи нам надо будет решить, знакомясь с новыми произведениями?
1)Как воздействует красота на человека?
-На что нам необходимо обратить внимание, анализируя рассказы С.Козлова и рассматривая картины Ван Гога?
2)Какова тема и основная мысль произведения?
3)Какими средствами достигает автор поставленную цель?
-Просмотри кто герои первого произведения? Второго?
-Предположи, воздействие красоты на героев будет одинаковым или разным? (одинаковым, т.к. они друзья и у них может быть похожее восприятие действительности; разным, т.к. Поросёнок и Заяц разные по характеру)
-Значит, для работы пригодятся знакомые нам правила:
На доске:
-каждый имеет право на свою точку зрения
-уметь её отстаивать
-прислушиваться к мнению других и уважать их точку зрения
-Что бы вы добавили?
-быть готовым изменить свою точку зрения
4.РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
а)Знакомство с биографией С.Козлова (с.120-121 учебник рус.яз. №2)
б)инсценирование сказки «Не улетай, пой, птица.»
в)работа по содержанию:
-Посмотрите на происходящее с разных точек зрения: с точки зрения Зайца и с точки зрения Поросёнка.
-Почему они видят по-разному?(…)
-Хочет ли Заяц научить Поросёнка прыгать? (Да.)
-Как он это делает?
-Подтверди своё высказывание строчками из текста, просмотрев текст от начала до конца. (Показывает (Смотри!), Ободряет (Главное, не бойся!)Успокаивает(Да чего ж ты плачешь? Вот глупый!) Обнадёживает(Да я тебя научу. Научу! )
-Заяц пытается научить прыгать Поросёнка, прикладывает много усилий, не замечая, что Поросёнок занят совсем другим.
-Что же Поросёнка так заинтересовало? (пение птицы)
-Ты догадываешься, что это за птица?
-Проследи по тексту, как постепенно пение соловья завораживает Поросёнка.
-Как подействовало на Поросёнка пение соловья? (Он заплакал.)
-Как можно назвать охватившее его чувство? (Восторг? Восхищение? Вдохновение? Счастье? Уверенность в собственных силах?)
-Какое из этих чувств самое главное?
-Прочитайте диалог Пети и Евдокии Васильевны.
-Какова же сила красоты? Какие строчки можно назвать главными в этой сказке? Прочитайте.
ИТОГ: Воздействие красоты заключается в её способности вдохновлять и придавать уверенность в собственных силах, вселять веру в себя.)чтение сказки «Давно бы так, заяц.»по ролям
-Просмотрите текст и скажите, сколько здесь действующих лиц.
д)работа по содержанию (чтение вопросов с.35)
-Как вы думаете, это тот же Заяц, что из предыдущей сказки? (Заяц напуган, и поэтому суетлив, не может сосредоточиться на красоте окружающего мира, т.е. это тот же суетливый Заяц, только другой повод для суеты)
-Что мешает Зайцу любоваться закатом?
-Его отвлекают внешние события или собственные мысли? Прочитай строчки, из которых это понятно.
-Какое чувство, овладевшее Зайцем, неприятно ему самому?
-Что же изменилось, когда ему удалось справиться с этим чувством? (Заяц преобразился, «похорошел», как выразилась белка)
-Как ты думаешь, благодаря чему заяц похорошел? (У него полностью изменилось ощущение себя в мире.)
-Прочитайте строки, иллюстрирующие это. (с. 35)
-Чем эта сказка похожа на предыдущую ? В чём в данном случае сила красоты? (Заяц, как и Поросёнок почувствовал себя свободным и ощутил веру в собственные силы под воздействием красоты. ( В данном случае сила красоты помогла Зайцу избавиться от страха, который мешал ему сосредоточиться.)
е) работа в паре (3 мин)
-Найдите в обеих сказках строки, подтверждающие, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой.
-Договоритесь, в какой сказке сосед, а в какой ты найдёшь эти строки и прочитаете их друг другу.
Проверка:
-Какая пара удовлетворена работой друг друга?
-У кого были разногласия, но сосед сумел убедить в правильности своего мнения?
-Кто не доволен работой с соседом? В чём заключается недовольство?
-Прочитаем строки, которые подтверждают, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой. И даже внешне пребражает героя.
5.ПОХОД В МУЗЕЙНЫЙ ДОМ
а) Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца.»
-Евдокия Васильевна задала детям вопрос, прочитайте его.(Чувствует ли художник красоту мира?)
-Как вы ответите на этот вопрос?
-А теперь прочитайте, какие впечатления произвели картины на Таню и Костю.
-Вам нравятся наблюдения ребят?
-Как художнику удаётся изобразить движение? ( жёлто-лимонные прерывисто-мозаичные мазки, которыми испещрено поле, создают оптический эффект движения)
-Рассмотрите их через лупу.
-Где хранится эта картина? А где «Звёздная ночь»?
б) Ван Гог «Звёздная ночь»
-Вам нравится, как художник предаёт своё впечатление от звёздной ночи?
-Выделите рамкой самые красивые фрагменты (горизонтальный и вертикальный) со звёздными спиралями, поделитесь своим впечатлением.
-А теперь выделите два фрагмента (горизонтальный и вертикальный) с церковкой.
-Какая композиция тебе кажется самой выразительной?
-Прочитайте разговор ребят (с. 36)
-Мог ли Костя, рассматривая картину, слышать музыку, которая звучала на дне рождения Гены?
У КРАСОТЫ нет точного определения, КРАСОТА может быть разной.
Под воздействием красоты человек:
может изменить своё отношение к чему-либо и сам меняется
понимает, что красота в самих людях, в их талантах и способностях
получает возможность почувствовать себя свободным и ощутить веру в собственные силы
убеждается, что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать её свободной и красивой, даже внешне преображает
стремится поделиться впечатлениями через творчество
6.Итог урока Рефлексия
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
- Какие новые произведения мы изучали сегодня?
- Для чего мы их изучали?
- На каких этапах урока мы с вами пытались понять как воздействует на человека красота?
- Какой этап урока для вас был самым интересным? Почему?
- Оцените друг друга. Кому удавалось наиболее ярко выражать свою точку зрения?
-Разместите свои фотографии на том этапе урока, который на ваш взгляд был наиболее ярким и помогал понять как воздействует красота на человека.
7.Домашнее задание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Учебник стр.33-35 (чтение по ролям)
-Кто будет делиться впечатлениями от урока дома?
-О чём вы расскажете своим близким?
-В какой области у вас остался интерес после сегодняшнего урока? (Возможно, выяснить точнее, где хранятся картины Ван Гога; возможно, поискать произведение, в котором показано такое воздействие красоты, которое мы не встретили в рассматриваемых нами произведениях.)