Тема | Сергей Есенин «Берёза» |
Цель | способствовать развитию познавательной активности с помощью проб- лемной ситуации и практической деятельности. |
Задачи | Образовательные: познакомить со стихотворением Сергея Есенина «Берёза», формировать умение анализировать поэтический текст. Развивающие: развивать образное мышление учащихся, речь; совершенствовать навыки выразительного чтения; Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эсте- тически воздействовать на детей через слово, живопись и музыку. |
УУД | ЛичностныеУУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности. формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру. |
Межпредметные связи | Музыка. ИЗО |
Ресурсы: | портрет Сергея Есенина, иллюстрация берёзы, карточки для исследовательской работы учащихся, альбомные листы, карандаши, музы- кальное сопровождение урока «Отговорила роща золотая», «Во поле берёза стояла», оценочные листы, листочки разных цветов для рефлексивной деятель- ности, презентация к уроку.
|
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
| |
№ | Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | УУД |
| | | | |
1 | Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
| Слушают произведение, отгадывают автора | Сегодня на уроке, ребята, вы будете слушателями, исследователями и худож- никами. -Прослушайте внимательно музыкальное произведение и вспомните, пожалуй- ста, на чьи стихи оно написано? (звучит музыка «Отговорила роща золотая») -Узнали вы это стихотворение? -Кто его автор? -Что вы уже знаете о Сергее Есенине? -Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Сергея Есенина.
| Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
|
2 | Проверка домашнего задания
| Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
| | Контролировать и оценивать чтение одноклассников. |
3 | Актуализация знаний | Отгадывают загадки.высказывают собственное мнение и обосновывают его. | (1 слайд) -Отгадайте дерево. С одного дерева Да четыре угодья: рвое - от тёмной ночи свет, Второе – некопаный колодец, Третье – старому здоровье, Четвёртое – разбитому связь. (отгадка – берёза) 1 угодье В старину, когда не было электрических лампочек, долгое время изба освеща- лась лучиной. При её свете женщины и девушки в долгие зимние вечера пели песни. Теперь такое освещение ушло в прошлое. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, куда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не бояться пожара в доме. 2 угодье Сок из «некопаного колодца». Сок у берёзы собирают так, чтобы не нанести вред дереву. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. 3 угодье Русская баня всегда была полезна и молодым и старым. А какая баня без бере- зового веника? Все болезни вылечит, душу радует, тело молодит. 4 угодье Разбитому связь. С помощью бересты можно отремонтировать или сделать но- вую ёмкость для ягод и грибов. | Слушать и понимать речь других. Высказывать собственные суждения. |
4 | Изучение нового материала. А) Знакомство со стихотворением С. Есенина «Берёза»
| Закрывают глаза. Представляют себе образно берёзу и словесно описывают её. | -Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза», научимся рисовать это дерево и услышим музыку о берёзе. Берёза –символ нашей родины. -Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. -Кто не знает этих строк? -Пожалуй, только тот, кто пока ещё не ходит в школу. А ведь это первое напе- чатанное стихотворение С. Есенина. Он считал, что писать для детей надо осо- бый дар иметь. Поэтому специальных «детских» стихотворений у него очень мало. А) Визуализация. -Закройте глазки, послушайте стихотворение и постарайтесь увидеть эту бере- зу. (чтение учителем наизусть стихотворения) -Скажите, какой увидел берёзу поэт? | умение анализировать поэтический текст, навыки чтения, творческое воображение. |
| Б)Самостоятельная работа | Выполняют работу, подчёркивают непонятные слова. | -Прочитайте стихотворение вполголоса. Подчеркните непонятные слова и вы- ражения. -Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? | Умение самостоятельно выполнять работу, планировать деятельность. |
| В) Анализ произведения | Отвечают на вопросы учителя, выборочно читают текст, определяют темп чтения. | -Какие краски использует автор, чтобы описать берёзу? -Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете. -Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание. -Какое время дня рисует поэт? -Почему вы так решили? -Солнечное или пасмурное утро? -Прочитайте, как занималась заря зимой. -Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? -Докажите это строчками из стихотворения. -Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, медленный, неторопли- вый? | Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. |
| Г) Слушание музыки «Во поле берёза стояла». | Слушают музыку, оценивают себя в оценочном листе. | -Есть очень много русских народных песен о берёзе. -Прослушайте музыку. Конечно, вы все узнали русскую народную песню «Во поле берёза стояла» -Понравилось вам быть слушателями? Оцените себя в оценочном листе. | Навыки самооценки. |
| Физическая минутка. (2слайд) | Выполняют физминутку. | Утром солнышко проснулось, Улыбнулось, потянулось, И, закинув одеяло, На зарядку побежало. | |
| Д) Презентация слайдов. | Рассматривают репродукции картин. Ведут беседу. | -Известные художники изображали берёзу в разные времена года. картина С. Курицына «Берёзы , картина С. Курицына «Осенней порой», картина С. Серпжинского «Берёзовая аллея», картина С. Курицына «Русские берёзки». | |
5 | Рисование берёзы. | Рисуют берёзу. | И мы сегодня выступим в роли художников, научимся рисовать берёзу. Последовательность рисования берёзы -Нарисуем ствол берёзы. Одной линией наметим его высоту и характер, другой покажем толщину ствола у земли и постепенное его сужение до тонкой ветки вверху, Дальше покажем толщину крупных веток, их плавное соединение со стволом. Затем нарисуем конечные ветки, их мягкое ниспадающее волнистое движение. Белая кора ствола снизу изрезана чёрными корявыми трещинами. Нарисуем их. | Выполнять работу по инструкции учителя |
6 | Самооценка | Отмечают в оценочном листе. | -Отметьте на оценочном листе условным знаком, понравилось ли вам быть художниками. | Самоконтроль, самооценка учебной деятельности. |
7 | Постановка проблемы. Исследовательская деятельность учащихся. | Исследуют. Оценивают себя в оценочном листе. | -А теперь. Ребята, мы проверим, какие мы исследователи. -Посмотрите на следующее задание. Откуда взяты эти строчки? Всё ли там в порядке? (строчки перемешаны ) (8слайд) Задание: -Укажите по порядку строчки стихотворения С. Есенина «Берёза». Чтения стихотворения в исправленном виде. Самооценка на оценочном листе. -Понравилось ли вам быть в роли исследователей? | |
8 | Итог. Рефлексия
| Подводят итоги и проводят самооценку, выбирая соответству-ющие фразы | -Какова тема стихотворения? -Какие чувства, настроение вызывает? -Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о С. Есенине как о человеке? -Мог ли написать такие красивые строки человек, кот Плакат с нарисованной берёзой и листочки: жёлтые, зелёные, оранжевые. -Кому на уроке понравилось быть слушателями, прикрепите жёлтые листочки, кому художниками-оранжевые, кому исследователями-зелёные листочки. (учащиеся оценивают себя с помощью листочков) -Посмотрите, какая у нас красивая берёза получилась. Среди нас есть внимательные слушатели, талантливые художники и любознательные иссле- дователи. орый редко бывает нае- дине с природой? | формирование начальных форм рефлексии |
| Д/з | Записывают в дневник. | -Выучить стихотворение С. Есенина «Берёза», оживить берёзку красками. | |