kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С. Черный «Воробей». Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить обучающихся с произведением Саши Черного «Воробей», с его жизнью и творчеством; обучать правиль­ному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, способствовать формированию бережного отношения к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С. Черный «Воробей». Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ







Урок по литературному чтению

на тему:

С. Черный «Воробей». Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов.


Составила

Назаренко А.А.





















Донецк 2025 г.

Тема. С. Черный «Воробей». Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов.

Цели: ознакомить обучающихся с произведением Саши Черного «Воробей», с его жизнью и творчеством; обучать правиль­ному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, способствовать формированию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет Саши Черного, кар­точки, предметные рисунки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

-Начинаем наш урок, как обычно с артикуляционной гимнастики.

Посмотрите на доску. Сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки.

— Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с веселой).

- А сейчас быстро, очень быстро.

- Как вы думаете, для чего нужны скороговорки? Какие еще литературные жанры вы знаете?

( Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

- Кто создает жанры?        (Народ, писатели, поэты.)

- Что создают поэты?

III. Введение в тему.

1. Беседа

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Поэтическая тетрадь».

– Если вы помните мы уже изучали раздел с таким названием. Как вы думаете, о чём этот раздел, какие произведения могут быть помещены здесь?

(Предположения учащихся)

Откройте страницу 37 и прочитайте, чему мы будем учиться? 

Работа по учебнику на с. 38.

2. Рассказ о жизни и творчестве Саши Черного

Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого 
мы будем сегодня работать. (Черный)

Да, поэта с творчеством которого мы сегодня познакомимся зовут Саша Чёрный. Вот как он выглядел. (прикрепить к доске портрет)

- Настоящее его имя – Александр Гликберг. За свою не очень долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, сказок. Когда вы станете старше, вы познакомитесь с прозой Саши Черного, а сегодня мы узнаем Сашу Черного - поэта. 

В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр Михайлович не долго придумывал себе творческое имя.

–  С. Чёрный очень любил детей и много писал для них. 

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

1. Беседа

- Отгадайте загадку. О ком идет речь?

Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки.
Не боится голубей…
Что за птичка?

– Следующее стихотворение так и называется “Воробей”. Вспомните, какое произведение о воробье мы недавно изучали. (на доску прикрепить рисунок воробья)

2. Словарная работа

В стихотворении могут встретиться не совсем известные вам слова, поэтому давайте уточним их значение.

Обратите внимание на доску.

Юркий – быстрый и ловкий в движениях.

Пичужка- маленькая птичка.

Вьюшка- в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

3. Постановка проблемного вопроса

Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Воробей», а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос:

- Что съел воробей?

4. Чтение стихотворения.

5. Проверка первичного восприятия.

Беседа

  1. Значение, каких слов вы хотели бы уточнить?

  2. Так, что съел воробей?

  3. - Понравилось ли вам стихотворение?

6. Повторное чтение детьми.

Теперь откройте с. 40. Прочитай, нам какую учебную задачу ставят перед нами авторы учебника. Вспомните, какие средства художественной выразительности вам уже известны.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Прочитайте стихотворение хором. Приготовились.

Прочитаем по куплетам. 1 куп., 2,3,4,5.

- Кто хочет прочитать стихотворение сам?

7. Глубокий анализ стихотворения. (учебник с. 41)

— Перечитайте первое четверостишие стихотворения. Каким вы представили себе воробья? Какие слова, эпитеты помог­ли вам в этом? (Эпитеты: серый, юркий, сравнение — точно мышка. Он такой же маленький, серенький, юркий.)

— Прочитайте стихи жужжащим способом, прислушайтесь к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения предста­вить, как скачет воробей? (Да, ритм такой, как будто во­робей скачет: Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, / Так, вот так, еще чуть-чуть... / Ветер сыплет снегом, злюка, / И на спинку, и на грудь.)

— Как поэт относится к воробью? (С нежностью, с любовью.)

8. Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и найдите в нём эпитеты, сравнения, метафоры.

VII. Рефлексия

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

- С творчеством какого поэта мы сегодня познакомились?

- О какой птице прочитали стихотворение?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Домашнее задание

С. 40-41 чит. выразительно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Назаренко Анна Андреевна

Дата: 22.11.2025

Номер свидетельства: 677540


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства