Урок
литературного чтения
3 класс
УМК «Планета Знаний»
Учитель высшей категории:
Кузнецова В.Г.
2019-2020 учебный год
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тема: С.Есенин «Разгулялась вьюга…»
Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга...» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детством С.Есенина, с его произведением «Разгулялась вьюга...» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…».
Дать понятие «олицетворение».
Развивающие:
Развивать умение внимательно и выразительно читать произведение. Формировать творческое отношение к решению поставленных задач.
Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, стремление понимать, ценить и беречь красоту русской природы, с уважением относиться к культуре своего народа.
Цели:
Предметные:
Усвоение понятия «олицетворение», научить выразительно и внимательно читать произведение.
Метапредметные:
Познавательные: учить выразительно читать и понимать текст; определять тему текста; осуществлять поиск и выделение нужной информации, содержащейся в тексте, фиксировать её; обогащать словарный запас учащихся; формировать познавательные интересы; совершенствование всех видов речевой деятельности.
Регулятивные:формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; выполнять задания, используя имеющиеся знания о явлениях природы; умение сравнивать, анализировать, обобщать; осуществлять проверку и корректировать работу.
Коммуникативные: формировать умение работать коллективно, в парах; уметь принимать решения и их реализовывать; владеть речью в соответствии с нормами русского языка
Личностные:формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, уважение к культуре своего народа, формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок –путешествие
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутка, смена видов деятельности);
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (презентация)
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Планета знаний».
Оборудование:
Рисунки детей, выставка работ Никифоровой Юлии, карточки для самостоятельной работы, презентация.
Планируемый результат:
-Дети должны усвоить понятие «олицетворение», уметь приводить примеры олицетворений из художественного произведения.
- Дети должны научиться сравнивать различные произведения искусства, используя опыт , приобретённый на уроках музыки и изобразительного искусства.
-Дети должны научиться обобщать полученные знания о вьюге.
-Дети получат возможность на уроке оценить свои знания, знания своих товарищей, а также выбрать посильное домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок…
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
- Сегодня совершим увлекательное путешествие. А куда, догадайтесь сами!
-Отгадайте загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла...(зима) Слайд 3
- Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово “Зима”.
- Какие слова и словосочетания, образы возникли у вас в памяти?
(Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи , каникулы…).
Актуализация знаний.
- Согласны ли вы, что зима - прекрасное время года?
- Можем ли мы показать красоту зимы через произведения искусства? Сегодня мы попробуем убедить в этом всех присутствующих.
-Как мы сможем сделать это на уроке чтения?
(прочитать стихи, вспомнить произведения о зиме, рассмотреть картины зимы, прослушать музыкальные произведения)
-Мы сегодня начинаем изучать новый раздел по литературному чтению. Любое путешествие невозможно без остановок.Давайте отметим на маршрутном листе первую остановку нашего путешествия. Зимы ждала, ждала природа…и прочитайте эпиграф к разделу.
См. Форзац учебника
-А теперь предположите, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
-Что это могут быть за произведения? (стихотворения)
- Мы уже знакомы со стихами о зиме.
Послушаем стихотворение «Пороша». ( читает ученица)
-Как вы думаете, кто ещё в своих произведениях может показать красоту зимы?(художники, музыканты.)
-Шелест листьев, запах земли, цвет воздуха, узор снежинки – всё это отражено в их искусстве. Они учат нас видеть природу как живое существо.
- Под музыку П. И. Чайковского « Времена года. Зима» давайте посмотрим на картины художников.
Слайд 3, 4
-Многие художники писали картины о зиме. Сегодня я предлагаю познакомиться с одной из них. Это картина Олег Кангина «Белая береза».
-Что вы видите на картине?
-Какие цвета использует художник? (холодные, но светлые и яркие)
-Какое настроение вызвала у вас эта картина?
-Вы тоже побывали в роли художников и попробовали изобразить первый снег. Вот такие работы у нас получились.
Выставка работ начинающего художника, ученицы нашего класса Никифоровой Юлии « Зима »
-Вы прослушали музыкальное произведение и рассмотрели картину, смогли они передать красоту зимы?
-А могут ли это сделать стихотворения?
Строки какого стихотворения подходят к картине « Белая береза»?
Чтение стихотворения «Берёза» учеником
Знакомство с С.Есениным.
- О красоте русской зимы писали многие поэты. Поэт, чьё произведение будем читать мы не исключение.
-С его творчеством мы знакомы с 1 класса. Сегодня уже вспоминали его стихи.
Слайд 5
- Это С.А.Есенин. Давайте узнаем его маленько поближе и помогут нам наши девочки.
Слайд 6
– Детство поэта.
1 ученица
Село Константиново – родное село Сергея Александровича Есенина – привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Взору открывается простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры.
Слайд 7
2 ученица.
Сергей Есенин родился 3 октября 1895 г.
Родители С.Есенина – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна - были крестьяне, жили бедно. Поэтому Сергей с двух лет был отдан на воспитание богатому деду по матери, который почитал церковь, был знатоком церковных книг. Он очень любил внука.
Слайд 8
1 ученица.
Дед держал Серёжу строго, чтобы он не вырос избалованным, а бабушка баловала внука. Она знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.
2 ученица
Мальчик жил свободно и беззаботно. Его не нагружали тяжёлой деревенской работой. Читать он научился в 5 лет, а стихи начал писать чуть позже. С раннего детства полюбил С.А. Есенин родную русскую природу, чувствовал себя частью этой природы,умел видеть в любом природном явление родное, близкое, красивое.
1 ученица.
Не только сама природа, но и атмосфера в семье прививала Сергею творческое воображение. Он рос очень добрым мальчиком. Ему одинаково дороги и бездомная собака, и старая дряхлая кошка, и резвый конь – всех он любит и жалеет, воображает, о чём они думают, что чувствуют. Представляет себя мысленно в роли клёна, осины, разговаривает с берёзой.
2 ученица.
- Настоящий русский парень, любящий свою родину, родителей, русскую природу, умеющий видеть её красоту глубже, чем любой обычный человек.
Физкультминутка. «Потрудились — отдохнём»
Потрудились — отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Сообщение темы урока.
-А чтобы понять, о чем пойдет речь в новом стихотворении, отгадайте загадку.
Если ветер снег принёс,
Заморозил тебе нос,
Не дрожи с испуга,
Просто разгулялась …(вьюга)
Слайд 11, звук вьюги
-Назовите синонимы к слову «вьюга».
(ветер, пурга, метель, буран)
-Чем опасна вьюга?
(Она над домами, воет, играет, С крыши домов клочья снега сдувает, Выйти на улицу очень опасно, Вьюга там воет свирепо и страстно.)
-А можно ли красиво написать о вьюге?
-Найдите в учебниках произведение о вьюге, которое написал Сергей Есенин.
Первичное восприятие текста стихотворения.
Чтение произведения учителем – стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”.
-Что вы почувствовали, когда прослушали это стихотворение?
-Удалось ли поэту словами нарисовать зимнюю картину?
-Прочитайте про себя стихотворение Есенина “Разгулялась вьюга”. Не забываем делать маленькие паузы в конце стихотворных строк, продумайте темп чтения, изменения силы голоса. Отметьте непонятные слова.
-Какие строчки вам особенно понравились?
Чтение уч-ся.
Словарная работа. Слайд 12
-Как вы понимаете следующие слова?
Разгулялась-разошлась, постепенно увеличивается
Бушует-проявляется с необычайной силой
Люто-зло, жестоко
Струится-льется, стекает, распространяется
Мотыльки-бабочки
Анализ стихотворения
-Какова тема этого стихотворения?
(Разгулялась вьюга, непогода)
-С чем сравниваются снежинки? (образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим)
(С мотыльками)
-Какие слова помогают почувствовать, что снежинки живые? ( метафоры-скрытое образное сравнение)
(И слезами тая, по стеклу струятся)
-Почему ветер бушует люто?
(Его жалобу никто не услышал)
-Какой образ у вас рождается в мыслях при прочтении этого стихотворения, т.е. какая картинка возникает у вас перед глазами?
(Возможно – это вьюга в человеческом образе и снежинки бьются в стекло, плачут)
-В чём заключается смысл, т.е. идея этого стихотворения?
(Во время вьюги всем плохо: и елям, и ставням, и даже ветру и снежинкам)
-Определите чувства и отношение автора к природному явлению, которое он описал
Знакомство с олицетворением
- Посмотрите, какие слова в стихотворении Есенина как будто оживили слово “снежинки”
(“снежинки мотыльками бьются”).
- Так получилось потому, что слово “снежинки” оказалось в окружении других слов, которые как будто оживили их. Слова могут согревать, отталкивать друг от друга, освещать одно другое. И у читателя возникают разные чувства, мысли и воспоминания. Поэтому не все равно, какие слова окажутся рядом.
Слайд 13 Словарь Ожегова
- Сегодня мы запоминаем еще одно средство выразительности: олицетворение.
- Что такое «олицетворение»?
Чтение в книге с.5
Обобщение учителем:
- Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они получают свойства живых существ – могут говорить, думать, чувствовать, – называется олицетворением.
8.Самостоятельная работа. Слайд 14
-Подумайте, как поэт в этом стихотворении “оживил” снежинки, ветер, ставни. Найдем олицетворения в четверостишиях.
-Найдите строки, в которых он оживил снежинки.
-Найдите строки, в которых он оживил ветер.
-Найдите строки, в которых он оживил ставни.
9.Работа над выразительностью чтения стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить:
темп чтения (быстрый, медленный);
громкость чтения (пониженная, местами повышенная)
– Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
-Не забывайте обращать внимание на знаки препинания.
-Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика)
Релаксация.
-Удалось ли Есенину с помощью слов описать настроение во время вьюги?
-Что в этом ему помогло?
-Что такое олицетворение?
-Олицетворение – это главное средство выразительности, которое использует Есенин в своих стихах.
СЛАЙД 15
-Стихи Сергея Есенина настолько мелодичны, что на многие из них написаны песни и романсы.
Предлагаю послушать песню, написанную на стихотворение «Разгулялась вьюга»
Итог урока.
-Наше путешествие завершается. Смогли ли мы найти ответы на вопросы, которые ставили в начале урока. Давайте их вспомним.
Зима – красивое время года?
Можно ли показать красоту через произведения искусства?
- Какой же вывод мы можем сделать?
-Удалось это сделать С.Есенину.
Оценивание. Рефлексия.
-Что для этого мы делали на уроке?
Я – узнал, удивился, повторил, научился, запомнил.
13.Домашнее задание. слайд 16
Стр. 4 наизусть,
Стр.4 наизусть, вопрос №4(а)
Стр.4, наизусть, вопрос №4(б)
Слайд17
У вас на партах снежинки: большая – урок понравился и я работал хорошо, все запомнил; средняя –урок понравился, но мне не все удавалось запомнить, маленькая – на уроке понравилось или нет, но нужно приложить усилия, чтобы все запомнить.
Урок окончен! Попрощаемся с гостями. Всем спасибо!
Самоанализ урока чтения в 3 классе
Дата:20.11.2019г
Тема: С. Есенин. « Разгулялась вьюга».
Цели: Познакомить детей с произведением Сергея Есенина «Разгулялась вьюга...»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детством С.Есенина, с его произведением «Разгулялась вьюга...» из раздела «Зимы ждала, ждала природа…» Дать понятие «олицетворение».
Развивающие:
Развивать умение внимательно и выразительно читать произведение. Формировать творческое отношение к решению поставленных задач.
Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, стремление понимать, ценить и беречь красоту русской природы, с уважением относиться к культуре своего народа.
Урок был проведен в форме заочного путешествия – презентации. Каждый слайд нес определенный объем необходимой обобщенной информации, что способствовало хорошему запоминанию, так как была задействована зрительная, слуховая и механическая память обучающихся.
На уроке использовала информационные компьютерные средства, наглядные и словесные методы, игровые моменты, музыкальное сопровождение для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Элементы сказки, поэтические этюды, художественные картины и произведения добавили в урок мотив поэтики, культуры, высоких чувств.
На уроке был использован весь арсенал образовательных технологий:
- здоровьесберегающие технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технологии предметно-развивающей среды;
- технология «метод проектов»;
- технология исследовательской деятельности.
Урок был насыщенным, четко и плавно построен. Дети работали и довольно хорошо отвечали. С удовольствие читали стихотворение и запомнили некоторые моменты из биографии С. Есенина. Эмоциональный настрой и вся обстановка урока способствовали формированию стойкого интереса к урокам чтения, поэтическим произведениям.
Учитель В.Г.Кузнецова