-С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке?
-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
-Кто хочет сегодня узнать что-то новое?
-Кто будет сегодня помогать учителю на уроке?
Ребята, сегодня я выбрала сложный урок и без вас я просто не смогу его провести так, как хотелось бы. А назвала я его красивым предложением из стихотворения М. Ждангазиева
«Я ЗЕМЛЮ РОДНУЮ ХОЧУ ОБНЯТЬ.»
И эпиграфом я взяла его
стихотворение:
Я землю родную хочу обнять,
Прижаться к ней горячей щекой,
Удары гулкого сердца унять...
И погладить ее травинки рукой.
Я землю родную хочу целовать-
Священную землю моей страны,
Как сына целует седая мать.
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать.
Как солнце целует ее по утру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«. С.Бабенко Тюе - Тас разработка »
Урок по литературному чтению в 3 классе.
Тема: С.Бабенко «Тюе – Тас»
Составила: Гептинг Л.К.
-С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке?
-Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
-Кто хочет сегодня узнать что-то новое?
-Кто будет сегодня помогать учителю на уроке?
Ребята, сегодня я выбрала сложный урок и без вас я просто не смогу его провести так, как хотелось бы. А назвала я его красивым предложением из стихотворения М. Ждангазиева
«Я ЗЕМЛЮ РОДНУЮ ХОЧУ ОБНЯТЬ.»
И эпиграфом я взяла его
стихотворение:
Я землю родную хочу обнять,
Прижаться к ней горячей щекой,
Удары гулкого сердца унять...
И погладить ее травинки рукой.
Я землю родную хочу целовать-
Священную землю моей страны,
Как сына целует седая мать.
Когда возвращается он с войны.
Я землю родную хочу целовать.
Как солнце целует ее по утру,
Как знамя целует солдат на ветру,
Давая клятву не отступать.
1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Цель: Воспитывать положительные качества в процессе работы над текстом: любовь к природе, бережное отношение к ней, патриотизм к своей Родине.
Задачи:
-Воспитание через формирование навыков правиль-ного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
-Через развитие монологической речи, творчества, воображения.
-Через обогащения словарного запаса.
2.БЕСЕДА О РОДИНЕ.
В последние годы наше Отечество изменилось.
Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок.
Давайте рассмотрим, что такое Отечество?
Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой завещанная его предками.
Что же такое родина?
Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений:
-это и великая страна с великой историей;
-это и то место на земле, где человек родился и рос,
-где находятся могилы его предков,
-где он познал первые радости и неудачи.
Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.
«Родина- это не только природа, но и еще человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути - все вмещает в себя язык. Пока жив язык - жива нация.»
(В.Г.Распутин)
Как называется наше Отечество, наша Родина?
(Республика Казахстан)
Послушайте, как красиво сказал, что такое ОТЕЧЕСТВО великий учитель К.Д. Ушинский.
«Отечеством мы зовем потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.
А матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые для нас людей, населяющих Казахстан, прекрасны.
При слове Казахстан, мы представляем себе бескрайние степи - от горизонта до горизонта и раздольные широкие степи, где пасутся стада овец, гуляют табуны лошадей, где легкий ветер колышет седые ковыли, а в небесной выси рождаются звонкие песни жаворонка.
Степи - обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, т.к. остается в земле корень. Весна в степи начинается рано, в феврале - марте снег уже стаивает и в это время в почве скапливается много влаги.
А теперь отдохнем. Закройте глаза и под музыку представьте степь в разное время суток:
-утром
-днём
-вечером
3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Какое стихотворение было задано на дом?
(На дом было задано стихотворение М. Алимбаева «Я сын степей» выучить наизусть.)
Стихотворение « Я сын степей» М.Алимбаева подтверждает эти строки. Сколько величия, гордости в этих строках. Автор гордится своей землей, своей близостью к ней, не пожалеет сил для того, чтобы Родина хорошела и процветала.
(Дети рассказывают наизусть стихотворение «Я сын степей»).
В каких словах олицетворение?
Гипербола?
Что значит быть счастливым на своей Земле? (из сочинений детей)
Не только М.Алимбаев называет себя сыном степей.
Степан Бабенко - казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел к родным местам, к своей малой родине, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.
Прочитайте, как называется его лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой.
Рассказ называется «Тюе - Тас», в переводе с казахского языка означает «камень -верблюд. Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне.
Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные слова, чтобы читатели вместе с ним восхитились великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов.
Перед чтением рассказа я призываю вас тоже не только послушать, а вместе с автором прочувствовать эти счастливые воспоминания. Я буду читать вам, а вы будете мне помогать и постарайтесь ответить на такие вопросы:
1.Какое воспоминание детства осталось на всю жизнь в памяти автора?
2.Обратите внимание на картины пейзажа.
Самый главный объект воспоминания - степь. Давайте составим описание степи при помощи опор.
1 РЯД - КРАСКИ.
2 РЯД - ЗВУКИ.
3 РЯД - ЗАПАХИ.
4.ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
КРАСКИ.
«Степь отливала лазурью.» Лазурь - ярко синий цвет у васильков и незабудок. Их столько много, что не видно травы. Они придали степи ярко -синий оттенок.
Красный цвет (Маков столько много в степи, что кажется над степью полыхают языки пламени).
Ярко - изумрудный (зеленый.) Весной в степи трава сочная, зеленая, ни единой желтой травиночки.
ЗВУКИ СТЕПИ.
Воздух наполнен птичьими голосами.
(Веселее всех песни жаворонка,
а вторит ему перепел - четко, требовательно, ровно. Поют ручьи.
ЗАПАХИ:
Пахнет скошенным сеном - это свежесть, горьковатый терпкий запах трав, нежные ароматы цветов. Его
хочется пить, зажмурив глаза. Это теплый запах
родной зелени.
ОБЩАЯ КАРТИНА ВЕСЕННЕГО ЦВЕТЕНИЯ В СТЕПИ:
Чистое, голубое, как будто только, что умытое небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них красные огоньки маков а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.
-Почему автор каждый год ездит в свою деревню?
(Вспомнить босоногое детство, побродить по окрестным полям, берегу реки Кутурган, принести цветы на могилу близких ему людей.)
-Почему «обнаженная голова», когда автор проезжает через Тюе - Тас?
(Дань уважения к своему родному краю.)
-Какой показалась ему речка Кутурган в сравнении со «сказочным Дунаем»?
(Такой прелестной, что даже защемило на душе.)
-Почему защемило на душе?
(Вспомнил родные места, родную речку.)
-С каким чувством автор встретился со своей Родиной?
(Сильно - сильно забилось сердце.)
-А кто из вас испытывал такие же чувства и когда?
(дать высказаться детям)
Чем является Тюе - Тас для автора?
Тюе — Тас - это и детство, и юность, и степь, и балки, овраг", небо, песни жаворонка и т. д.
Напоминаю все чувства и ощущения автора при возвращении в родные места:
-сильно - сильно забилось сердце;
-защемило на душе;
-тянуло в родные места;
-чувство радости «Здравствуй, Родина!»
У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, к отчему краю.
Писатель В. Распутин говорил: «Малая Родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей, половина от взрастившей нас земли. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве, мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.»
А А. С .Пушкин писал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.»
Сравните рассказ «Тюе — Тас» со строчками стихотворения Г.Ладонщикова «Каменка.»
КАМЕНКА.
Может быть, красивее.
Может быть, счастливее,
Может быть, богаче
Есть края.
Только нет милее,
Только нет роднее
На земле деревни,
Чем Каменка моя!!!
ВЫВОД.
Везде хорошо, но дома лучше. В этих словах раскрывается любовь к родному краю.
Много стран на свете других
-Те же птицы там в воздухе реют,
Те же зерна там в яблоках зреют.
Те же косточки в вишнях тугих.
Но такая, как наша - одна!
Всю ее омывает волнами,
Вся она в полный рост перед нами,
Озаренная солнцем видна!
Послушайте, пожалуйста, как красиво говорит о Родине М. Пляцковский.
РОДИНА.
«Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час
Речка вспоминается, наверно.
Чистая, прозрачная до дна.
И сережки светятся на вербе.
И в траве тропиночка видна.
«Родина» - мы говорим волнуясь.
Даль без края видим пред собой,.
Это наше детство, наша юность,
Это всё, что мы зовем судьбой.
Родина! Отечество святое,
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Родина - земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковый свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли-
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим.
Понравилось вам стихотворение?
Чем?
Так что такое Родина в стихотворении М. Пляцковского?
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
вопросы 3,4 стр. 111 .Постараться рассказать о своем родном крае как автор, передав любовь к родным местам, описав свои чувства.