№ п/п | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент. |
2. Актуализация знаний. |
2.1. | Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы. | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Долгожданный дан звонок Начинается урок Быть должны нас в порядке Книжки,ручки и тетрадки Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. На экране написаны ряды слов. | |
Cлайд1. -Найди лишнее слово: Команда, футбольный, хоккейный. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов. Добрый, солнце, веселый, злой. Побеждать, радоваться, играть, молодёжь. | -Команда (прилагат.) -Дмитрий (фамилии) -Солнце (прилагат.) -Молодёжь (глаголы) |
-Выпишите лишние слова через запятую. | -Команда, Дмитрий, солнце, молодёжь. |
-Объедините слова по нескольким признакам. все слова существительные; Дмитрий – имя собственное, остальные - нарицательные; молодёжь имеют только форму единственного числа, а остальные употребляются в ед.ч. и мн.ч. Определите число каждого сущ. Дмитрий и молодёжь – одушевленные сущ., а остальные – неодушевленные. | Предположения детей. |
-Опеределите род сущ. | -Команда-ж.р., Дмитрий-м.р., солнце-ср.р., молодежь-ж.р. |
3. Сообщение темы и целей урока. |
3.1 | Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.
Операционно-деятельностный этап | -Перед вами карта, на ней вы видите остров Лингвинии. Cлайд 2. -Название острова образовано от слова лингвистика. | |
Слайд 3. -Прочитать из словаря Ожегова значение слова лингвистика. | -Лингвистика – это наука о языке. |
Слайд 4. -На этом острове много стран. (11) Многие страны вам еще не известны, знакомство с ними вас ждет в будущем. Сегодня мы посетим совершенно особенную страну, как вы уже догадались: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам Имя существительное. -Какова наша цель? Наша цель - повторить и обобщить об имени существительном. За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов, значит он самый умный. А сова, как правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед! Работа в группе Создайте кластер по теме: Имя существительное Защита работы. Отметь знаком в оценочном листе пункт. -Ребята, в русском языке очень много слов, обозначающих предмет. Имя существительное стоит на «трех китах» - трех грамматических признаках. |
Создают кластер. |
-Откуда пришло выражение «три кита»? -О каких трех китах вы слышали? (В музыке, в экономике) -Три кита – это фундамент чего-либо. Давайте, выясним, что же это за «три кита» в русском языке? | -В древности, когда люди не знали, что наша Земля имеет форму шара и двигается в пространстве, считали, что Земля стоит на трех китах. |
4. Обобщение и систематизация знаний. |
4.1. | Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу. | Учитель открывает 1 кит: грамматическое значение: на экране и доске. | |
Слайд 5. -Что такое имя существительное? Примеры. | -Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? и что? |
Слайд 6. -Что может обозначать имя сущ. кроме предмета? | -Сущ. называют явления природы, признаки, действия) |
Слайд 7. -Образуйте и запишите сущ. от: глаголов: бежать, кричать, прыгать; прилагательных: интересный, сильный, добрый. -Приведите несколько сущ., которые называют явления природы. | По цепочке учащиеся пишут на доске: «Действие: бег, крик, прыжок. Признаки: интерес, сила, доброта. Явление природы: снег, метель, вьюга, дождь. Предмет: береза, стол, стул». |
-Докажите, что вы поняли, что сущ. обозначает предмет. Мы оказываемся в сказке Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье». | |
Слайд 8. Найдите в отрывке «зазеркальные имена существительные». Подчеркните имена сущ.: Варкалось, хливкие шарьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики, в мове. | Работа на карточках. Проверка в группе |
-Эти слова похожи на наши. Определите число каждого сущ. Отметьте в оценочном листе. -Ребята, сейчас вы незаметно для себя рассказали о втором признаке имени существительного.Слайд | -Шарьки, зелюки, мюмзики – мн.ч., по наве, в мове – ед.ч. |
5. Физкультминутка. |
5.1. | Забота о здоровье учащихся. | -Упражнение для глаз. Растираем ладошки, накрыли глаза. Подержали немного, опустили. Еще раз повторили. -Круговые движения глазами. | |
6. Обобщение и систематизация знаний. |
6.1. | | | Учитель открывает 2 кит: морфологический кит (число, род, падеж): на экране и доске. |
Слайд 9. -Ребята, а как умеют изменяться имена сущ.? | -По числам. |
Слайд 10. Игра «Волшебный квадрат». | |
Слайд 11. Учитель читает слова, дети отмечают: ед., мн. -ножницы, пальто, конь, духи лагерь, соседи, сугробы, ветер метель, окна, опилки, молодежь грибы, ельник, трамвай, деревни -Закрасьте синей ручкой мн.ч. -Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. | Самостоятельная индивидуальная работа на «квадратах». Самопроверка. Рефлексия. |
Слайд 12. -У кого точно такие же рисунки? Молодцы! | |
-Как изменяются имена сущ.? -Какого рода бывают имена сущ.? -Изменяются ли сущ. по родам? -Как определить род существительного? | -По числам. -Ж.р., м.р., ср.р. -Не изменяются. -Заменить местоимением. |
Слайд 13. - | |
Слайд 14. Игра «Путаница». -Напиши правильно слова. Укажи род имен сущ. Леодоя, торавкь, скерол, винад. -Как определить род имен сущ., повторите еще раз. -А теперь, ребята, послушайте стих. Найдите формы одного и того же слова. | -Одеяло-ср.р., кровать-ж.р., кресло-ср.р., диван-м.р. |
Слайд 15. У норы добычи ждет Притаившись, серый кот, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретится с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте! | Учитель читает стих. |
-Формы какого одного и того же слова вы услышали? -Верно. -Дружок, а ты знаешь падежи? А, ну-ка, расскажи. | -Кот. |
Cлайд 16. -Что такое склонение? -А сейчас просклоняй слово кот, задавая вопросы. И.п. (кто?) кот. Р.п. (кого?) кота. Д.п. (кому?) коту. В.п. (кого?) кота. Т.п. (кем?) котом. П.п. (о ком?) о коте. | -Изменение сущ. по падежам. В группе. |
-Слово кот какое существительное одушевленное или неодушевленное?
| -Одушевленное. |
| |
6.2. | | Слайд 17. | Учащимся предлагаются для чтения слова, записанные на экране. |
-Составьте предложения. Слайды 18-19. -Вы связали слова по смыслу, интонационно и грамматически. -Найдите главные члены в предложениях. | Творческая работа. -Охотник и собака сидели у небольшого костра. Астана – столица нашей Родины. -Охотник и собака сидели. Астана-столица. В группе |
-Определите синтаксическую роль в предложении. Это и есть 3 кит: синтаксический признак. Учитель открывает 3 кит: на экране и доске. слайд 20 | -Имя существительное может быть в роли подлежащего и в роли сказуемого. |
7. Контроль. Самопроверка знаний. |
7.1. | Проверка знаний. | -Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал по разделу имя существительное. - Остальные работают по карточкам (тесты). Подведение итогов работы за компьютером. -У кого все 9 правильных ответов? Награждение медалью «Большая сова». -Молодцы. | |
8.Домашнее задание. Кроссворд «Существительное» |
8.1. | | - | |
9.Итог урока. Написать Синквейн по теме Имя существительное в группе. |
9.1. | Обмен мнениями, впечатлениями по уроку. | -Подведём итоги. Что же за «три кита» в русском языке? -И напоследок. Сказало сущ. «Я слово удивительное!» Чем оно удивительно? Послушайте, как поэт Шибаев написал об этом в стихотворении. | Ответы детей. |
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных - нету! И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено словами. А.Шибаев. -На этом урок закончен. | |