Мотивационно- ориентировочный этап | Создание мотивационной основы учебной деятельности | Проблемный вопрос «Как понимаете выражение «С маленьких шагов познания начинается большой успех» | -Ребята, перед вами запись. Прочитайте её, пожалуйста. –Как Вы понимаете это выражение? Действительно, чем больше мы узнаем, тем скорее достигаем намеченных целей. -А можем мы сделать это высказывание девизом нашего урока? Подумайте над этим. Ведь на каждом уроке Вы стремитесь сделать открытие, получить новые знания. Вот и сегодня на уроке мы постараемся углубить свои знания, узнать новое, и они вам помогут добиться успеха. -Замечательно. | Читают запись на слайде. «С маленьких шагов познания начинается большой успех» Высказывают своё мнение, аргументируют. Высказывают свое мнение. | Ф: обсуждение выражения | Запись на доске | | Р:-нацеливание на успешную деятельность. К:- формирование умения слушать и слышать. | Обучающиеся научатся проявлять интерес к изучению учебного предмета, сохранять учебно-познавательную мотивацию на протяжении всего урока |
Введение в тему урока | Актуализация опорных знаний. | Рассматривание иллюстраций на слайде | -На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам. Весна ,звонкий, я, ручей, ты, яркая. На какие группы можно разделить эти слова? -Совершенно верно -Распределите слова по частям речи. 1)Весна, ручей—им.сущ. 2).Звонкий, яркая—прил. 3)Я, ты, — ?... (часть речи скрыта) -Почему слова я, ты вы отнесли в отдельную группу? -Ребята, а как вы думаете,к какой части речи относятся эти слова? -Эти слова относятся к части речи местоимение. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? -Какую цель мы можем поставить перед собой? -Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. распределить слова по частям речи. Самостоятельная работа детей в паре -Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что? —Слова звонкий, яркая, весёлые-имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета. —А слова 3 гр. хотя и отвечают на вопросы кто? и что?,но не обозначают предмет. Личные местоимения -узнать о личных мест. 1.научиться распознавать личные местоимения 2. научиться определять число личных местоимений 3.научиться употреблять в речи личные местоимения | Ф | Наглядные: иллюстрации на слайде | | Р: формулировать и понимать тему, цель, учебные задачи, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; П:ориентироваться в своей системе знаний К:формулировать собственное мнение и позицию П: находить ответы на вопросы, используя учебный материал, представленный на слайде Р:преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца | Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу; |
Работа по теме урока | | | -Скажите, вы поёте? А как сказать что вы поёте? -Какой частью речи является слово «Я» в данном предложении? -Какой вопрос мы можем поставить к мест. «я»? -Данное местоимение называется личным. -Маша, попробуй спросить у Пети поет ли он. В данном случае личным местоимением будет являться слово «ты». -А как сказать что Кристина поет, при этом не употребляя её имя? А если говорить например о Мише? А как сказать что Кристина и Миша поют? Кристина и Миша, попробуйте сказать от своего имени что вы поете. Попробуйте спросить у меня пою ли я. -Посмотрите на рисунок. Что на нем изображено? В данном случае солнце что делает? Как вы думаете, каким личным местоимением мы можем заменить имя существительное «Солнце» предложении? -Итак, какие личные местоимения мы сейчас называли? -Попробуйте ответить на вопрос «что такое местоимение?» -Местоимения называют предметы. -Местоимения указывают на предметы, но не называют их. -Я с вами согласна. -У вас на столах лежат карточки, на которых написаны предложения. Это задание я вам предлагаю выполнить в парах. Вам нужно найти и подчеркнуть личные местоимения, которые указывают: на того, кто говорит на того, к кому обращаются с речью на того, о ком (или о чем) говорят Вам нужно найти и подчеркнуть личные местоимения, и определить на что они указывают. -Вы замечательно справились с заданием, которое помогло нам узнать, какие личные местоименияуказывают на……. А теперь давайте прочитаем правило, которое обобщает нашу беседу о личных местоимениях. -Предлагаю выполнить вам следующее задание.Выделенные имена существительные замените личными местоимениями. У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Петя и Вова любят смотреть кино. Петя и Вова ходят в кинотеатр каждые выходные. -Попробуйте придумать предложение с любым личным местоимением. - А как вы думаете, можно ли у этих личных местоимений определить число? Местоимение «Я» какого числа? А какое будет множественного? -Какие еще местоимения можно отнести к единственному и мн. числам? -Прекрасно. Мы смогли выполнить это задание, в котором определили …что? (что у местоимений есть число.И смогли его определить) -Местоимения какого числа были употреблены в прошлом задании? | (Я пою) (местоимением) (кто поёт?) (Петя, ты поёшь?) (она поет) (он поёт). (они поют) (мы поём) (Вы поёте?) (мальчик указывает на солнце) (светит) (оно светит). (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они) -Указывают на предметы, но не называют их. (я, мы) (ты, вы) (он, она оно, они) Она Они (можно) единственного числа (Мы) Ед.ч. : ты, он, она, оно Мн.ч.: вы, они (ед. -она и мн. –они) | | | Формирование умения распознавать местоимения в речи, правильно употреблять их. | К: умение формулировать собственную позицию и обосновывать ее; умение контролировать результаты своих действий Р:- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; работа с текстовым материалом, контроль и оценка действий в работе с текстами при сотрудничестве с учителем, формулирование выводов П:- высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез; Л:- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; К:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу; умение работать в группе, паре умение контролировать действия партнёра умение сравнивать, обобщать |
Рефлексивно-оценочный этап | Осмысление и оценка собственной деятельности | Рефлексия | Вспомним, какие ставили учебные задачи? Удалось ли их решить? А в каком конкретно задании мы их решили? -Ребята, у нас была еще одна задача, которую мы с вами не назвали. (скрытая задача) Это задача: научиться определять число личн. мест. Смогли ли мы ее решить? -Перед вами карта ваших знаний.Изучите ее и попробуйте рассказать нам, что вы знаете, умеете, есть ли у вас затруднения. -А теперь попробуем проверить ваши знания. Для этого у вас на столах лежат пУльты. На доске будет написан вопрос. Вам нужно будет выбрать правильный вариант ответа, который будет обозначаться определенным знаком. 1.Что такое местоимение? -Местоимения называют предметы. -Местоимения указывают на предметы, но не называют их. 2. Каким местоимением следует заменить выделенное слово в предложении: Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту. - местоимением «Я» ед.ч -местоимением «Вы» мн.ч -местоимением «Они» ед.ч -местоимением «Они» мн.ч - местоимением «Вы» ед.ч 3.Какое местоимение пропущено в предложении? У школы рос дуб. _____ широко раскинул свои ветви. -Я -Ты -Он -Мы -Ребята, сегодня мы сделали с вами еще один шаг к успеху. Надеюсь на своем пути вы приложите максимум усилий для достижения своих целей. На этом у нас все. Урок окончен. | Сравнивают сформулированные задачи в начале урока с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. | | | | Р:- выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; П:- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - построение логической цепи рассуждений; К:- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |