Учитель: Мельникова Е.П.
Методист: Бердышева Ю.С.
2023 г.
Тема: «Изложение повествовательного текста».
Цель: создание условий для формирования умений у младших школьников раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя).
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Оборудование: ТСО, учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть Канакина В. П., Горецкий В. Г., презентация, сигнальные карточки.
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Мотивационный этап (2 мин.) | Словесный (беседа, эмоц. настрой) | - Здравствуйте ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Виктория Дмитриевна. Давайте проверим готовность к уроку: на парте лежит тетрадь, учебник по русскому языку, открытый пенал, сигнальные карточки, лишнее убираем. Тихонечко присаживаемся. -У меня сегодня хорошее настроение, поднимите руку, у кого тоже сегодня утром отличное настроение. Давайте сохраним его до конца урока. - Открываем тетради, записываем число, классная работа (24 января). | Приветствуют учителя. Поверяют готовность к уроку. Присаживаются за парту. Открывают тетрадь, записывают число. | Фронт. Индивид. Фронт. Индивид. | Контроль Самоконтроль |
2. | Самоопределение к деятельности (4 мин.) | Словесный (беседа, обсуждение) | - Что такое текст? - Что такое предложение? - А что такое изложение? - Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок? - Какую цель мы можем перед собой поставить? - Главная наша цель урока: написать изложение. - Сегодня будем работать с текстом, учиться высказывать своё мнение, составлять рассказ. - Что нам нужно для того, чтобы написать изложение? - В тетради на след. Строке после кл. работы пишем «Изложение». | - это два или несколько предложений, связанных по смыслу. - это группа слов, связанных между собой по смыслу. - это текст, который надо запомнить и изложить письменно, грамотно. - написанию изложения - написать изложение грамотно. - внимательно читать текст и запоминать его. | Фронт. Индивид. | Контроль Самоконтроль |
3. | Чтение текста учащимися (5 мин.) | Словесный (чтение текста) Словесный (беседа, чтение уч-ся) Словесный (рассказ) | - Откроем учебник на странице 29, упражнение 50. - Я сейчас прочитаю, а вы внимательно следите по тексту. - Итак, о ком этот текст? - Посмотрите, пожалуйста на экран. Как выглядит птичка-оляпка? (слайд 1) - Оляпка - птица похожа на воробья. Её так же называют водяной дрозд, или водяной воробей. Птица размером со скворца. Оперение имеет тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Питается водными насекомыми. - Прочитаем текст ещё раз по цепочке, до точки. | Открывают учебник на странице 50. Следят по тексту. - о птичке оляпке. - похожа на воробья. Слушают рассказ учителя о птичке-оляпке. Чтение по цепочке. | Фронт. | Контроль |
4. | Беседа по содержанию текста (2 мин.) | Словесный (беседа) | - В какое время года происходят события? - Где происходят событие? - Кто главный герой? - Что сделала оляпка? - Зачем оляпка нырнула в прорубь? - Почему оляпке не холодно в воде? | - Зимой. - На льду речки. - Птичка- оляпка. - Нырнула в прорубь. - Искала пищу. - Её перья покрыты тонким слоем жира. | Фронт. | Контроль |
5. | Словарная работа (4 мин.) | Словесный (словарная работа) Наглядный (презентация) Словесный (беседа) | - Ещё раз посмотрите внимательно пробегитесь глазами по тексту, какие слова вам незнакомы или малознакомы? - Посмотрите, пожалуйста на экран, как вы думаете, что изображено на картинке? (слайд 2) - А как вы думаете, что такое прорубь? - Верно, прорубь – это отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма (реки, озера и т.д.). - А как вы понимаете значение выражения «Птичка выскочила»? - То есть птичка быстро выпрыгнула из проруби на лёд. | - прорубь, выскочила. - прорубь. - это отверстие, прорубленное в ледовом покрытии водоёма. - быстро, уверенно. | Фронт. | Контроль |
5. | Составление плана (3 мин) | Словесный (беседа) | - Давайте попробуем определить тему текста. - Подумайте и скажите, какое название можно дать тексту? (3-4 человека). Почему вы выбрали это название? - На следующей строке в тетради запишите заголовок. - Предлагаю вам познакомиться с планом изложения. | - «Оляпка», т.к. птичка является главным героем. Записывают в тетр. | Фронт. Индивид. | Контроль Самоконтроль |
6. | Орфографическая подготовка. Устный пересказ по плану. (8 мин) | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | - Ребята, посмотрите, у нас снизу на странице 29 находятся вопросы. - (Имя) прочитай 1 вопрос и попробуй найти в тексте ответ на него. - Какие орфограммы ты видишь? Попробуй объяснить их написание. - Ребята, слово «речки» заканчивается на «и», необходимо запомнить. - (Имя) Прочитай 2 вопрос, попробуй найти ответ в тексте. - Какие орфограммы ты видишь? Попробуй объяснить их написание. - (Имя) прочитай 3 вопрос, попробуй найти ответ на него в тексте. - Какие орфограммы ты видишь? Попробуй объяснить их написание. - Запомните написание слова «нырнула». - (Имя) прочитай 4 вопрос, попробуй найти ответ на него в тексте. - Какие орфограммы ты видишь? Попробуй объяснить их написание. - Обратите внимание на последний вопрос, для того, чтобы на него ответить, нужно два предложения. - (Имя) прочитай 5 вопрос, попробуй найти ответ на него в тексте. - Какие орфограммы ты видишь? Попробуй объяснить их написание. - Запомните написание слов «пОкрыты тонкИм слоЕм». - Молодцы! Посмотрите на экран, здесь представлены вопросы из учебника. (слайд 3) - Кто хочет попробовать пересказать текст, опираясь на данные вопросы? - Встаньте из-за парт, немного отдохнём. Физминутка «Повтори за мной» | - Когда и где пела птичка? На льду речки у проруби весело пела птичка. - Слово «весело», проверочное слово «весел», слово «птичка»- написание ЧК без ь. - Как называется птичка? Это водяной воробей – оляпка. - Слово «водяной»- проверочное слово «воды», слово «воробей»-словарное слово, слово «оляпка»-проверочное слово «нет оляпок». - Куда нырнула оляпка? Оляпка нырнула в прорубь. Слово «прорубь»-проверочное слово «прорубить». - Что она там делала? Она искала пищу. - Слово «пищу» – пишется через «У», Чу-щу пиши через У. - Почему оляпке зимой не холодно? Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира. Слово «перья»-разделительный мягкий знак, слово «жира» -правило Жи-ши пиши через И. Один учащийся пробует пересказать текст. Учащиеся повторяют движения за учителем. | Фронт. | Контроль Контроль Контроль Контроль Контроль. Контроль Контроль Самоконтроль Контроль |
7. | Самостоятельная работа учащихся (9 мин.) | Практический (работа в тетради) | - Внимательно прочитайте про себя текст в учебнике. - Приступаем к написанию изложения. - Спину держим ровно, ноги вместе. Тетрадь под наклоном. | Чтение текста. Написание изложении в тетради. | Индивид. | Самоконтроль |
8. | Самопроверка работ (1 мин.) | Словесный (беседа) | - Ребята, прочитайте внимательно то, что вы написали в тетради и покажите знак готовности. (Рука на локоть) - Вдумайтесь, получилось ли у вас изложение, может что-то хотите добавить? Даю 30 сек. на проверку. - Ребята, проверьте ещё раз, грамотно ли вы написали своё изложение. | Делают зрительную проверку в тетради. | Фронт. Индивид. | Контроль Самоконтроль |
9. | Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин) | Словесный (беседа, рефлексия) | - Итак, чему мы с вами сегодня учились? - Кому было посвящено изложение? - Что нового вы сегодня узнали? - У вас лежат на парте сигнальные карточки. Оцените свою работу на уроке. - Поднимите зелёный цвет карточки, если у вас сохранилось хорошее настроение до конца урока, красное у кого оно изменилось. - Всем спасибо, урок окончен. | - Писать изложение - Птичке-оляпке - О существовании птички-оляпки. Оценивают свою работу (настроение) на уроке с помощью сигнальных карточек. | Фронт. | Контроль |