Тема урока: Лингвистический турнир: Шапочное знакомство.
Цель урока: закрепление изученного материала.
Ход урока.
Здравствуйте, наш урок я хотела бы начать с замечательных слов:
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом!
Как вы понимаете эти слова?
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы проводим лингвистический турнир. Лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и мы ещё раз убедимся в том, что наш русский язык очень велик и богат. В нашем турнире будут участвовать 4 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает русский язык и кто может применять свои знания на практике. Оценивать вашу работу будет компетентное жюри в составе…, которое будет оценивать все ваши ответы.
На уроке мы не только обобщим изученный материал, но и поработаем над развитием лексикона.
Наш турнир носит название «Шапочное знакомство». Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
В любом гардеробе головные уборы занимают особое, почётное место, поэтому сегодня на уроке я решила обратить ваше внимание на эти предметы.
Нет предела разнообразию того, что люди в разных уголках мира водружают себе на голову — от легких шапочек, закрывающих только темя, до громоздких уборов чуть ли не в метр высотой. Объединяет их лишь одно — все они служат не только защитой от холода и солнца, но и показателем статуса своего обладателя.
Когда-то головной убор служил символом власти и могущества. В Древнем Египте только фараон мог носить большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой, лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями. В средние века и мужчины, и женщины носили накидки, плащи с капюшонами самой разнообразной формы и длины.
Если в древности головной убор являлся символом положения человека в обществе, то сегодня это просто необходимая деталь нашего гардероба, которая может быть не только красивой и удобной, но и приятной. Также она имеет интересную историю происхождения. Но об этом чуть позднее. А сейчас перейдём к нашему турниру.
«Название команд»
Раз у нас есть команды, то у каждой команды должно быть название. Каждая команда получает своё название, которое непосредственно связаны с названием нашего турнира. Задача команд – отыскать в словарях, что обозначает их название. (Команды: «Боливар», «Кивер», «Ермолка», «Сомбреро»). Команда говорит название, а капитан читает значение этого слова.
Следующий головной убор, о котором мы поведём речь – это «шапка» (Этимологический словарь).
- А что же обозначает выражение «шапочное знакомство» в прямом и в переносном смысле? (фразеолог\словарь)
Существует ещё много остроумных, метких пословиц и поговорок, связанных с шапкой.
Ну, вот, скажем, «По Сеньке и шапка!» (фразеолог\словарь)
Ещё любопытная пословица: «На воре шапка горит!»
«Шапку в охапку - и бегом!» О каком человеке так говорят ? (О трусливом, который боится и убегает от трудностей).
«Поспел к шапочному разбору» (все люди уже собираются, а один опоздал, только-только явился).
1 конкурс «Разминка» (определить часть речи)
Следующий головной убор, с которым мы познакомимся – это «цилиндр». Этот головной убор теперь не встретишь на улице. А раньше высокие блестящие шляпы с маленькими полями носили разные важные господа. И наш знаменитый поэт А.С. Пушкин тоже носил цилиндр, только немного расширенный кверху, и назывался он боливар. Цилиндр получил своё название в честь геометрической фигуры, на которую он очень похож.
Разновидность цилиндра – шапокляк. Внешний вид у этого головного убора приблизительно такой же, только верхняя часть – на пружинах: хлопнешь по ней, и цилиндр тут же сложится, станет как блин. Французское слово «кляк» на русский переводится как «шлёп». Такой цилиндр часто надевают клоуны в цирке.
А теперь посмотрите на слайд. Здесь записаны названия головных уборов в два столбика. Определите, по какому принципу разделены эти слова? (С одним и несколькими лексическими значениями). Объясните значение слов в первом столбике.
2 конкурс «Составь предложения».
Составьте с одним из слов 2 предложения, чтобы слово имело разные значения.
А теперь, пока жюри подводит первые итоги, давайте немного отдохнём.
«Физминутка для ног».
3 конкурс «Конкурс капитанов».
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит как можно быстрее и правильнее произвести фонетический разбор слова «шляпа».
4 конкурс «Дружная семейка».
Вы должны показать, как вы умеете работать вместе, дружно. Перед вами ряд слов: шляпка, шляпник, прошляпили, шляпная. Как называются такие слова? Какое слово в переносном значении? Что оно обозначает? Разобрать эти слова по составу.
А теперь поговорим с вами о тех головных уборах, которые носят люди различных профессий. И первый головной убор – это фуражка (этимолог\словарь). Люди каких профессий носят фуражки?
В армии можно встретить и другие головные уборы: пилотки (лётчики), бескозырки (моряки).
- Для чего на бескозырке длинные ленты?
- А что же ещё носят на голове люди разных профессий? (шлем, каска, шляпа с сеткой, колпак, папаха) слово каска пришло к нам из испанского языка и означает «череп, шлем».
5 конкурс «Разбери предложения».
Повар в белом колпаке
Стоит с половником в руке.
Готовит суп он из гороха,
И получается неплохо.
Пока жюри проверяет и оценивает этот конкурс, мы немного отдохнём.
«Скажи скороговорку».
Сшит колпак, да не по колпаковски,
Вылит колокол, да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколовать.
Слово «колпак» (этимолог\словарь).
Слово жюри.
Наш последний конкурс «Гонка за лидером».
Вам даётся отрывок стихотворения. Ваша задача - найти как можно больше орфограмм.
Когда на пасеку идёт
Проверить ульи пчеловод,
Хоть пчёл своих он любит, знает,
Но шляпу с сеткой надевает.
Ох, больно жалит нас пчела,
Хоть как будто и мала!
Подведение итогов.
Множество всевозможных головных уборов существует на земле, и сегодня мы познакомились лишь с некоторыми. Надеюсь, что начатое нами «Шапочное знакомство», мы продолжим с вами и дальше. А я хотела бы спросить, что вам запомнилось с сегодняшнего урока, что понравилось?
Домашнее задание. Вспомнить и записать в рабочую тетрадь 10-12 названий головных уборов. С одним из названий составить предложение.