Изучение новой темы и закрепление новой темы по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК,ЧН"(2 урока).Впервый урок включена проблемная ситуация,каллиграфическая минутка, правописание сочетаний ЧА,ЩУ,задания для отработки сочетаний ЧК,ЧН.Второй урок-урок закрепления изученного материала.Урок-путешествие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Тема:"Правописание сочетаний ЧК,ЧН"»
Тема: Правописание сочетаний ЧК ЧН
Цель урока:
продолжить формировать представление о буквосочетаниях ЧК ЧН как орфограммах, помочь усвоить, что (ч) всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
развивать связную речь уч-ся, внимание, память, умение анализировать, делать выводы;
воспитывать внимание к языковым явлениям; воспитывать чувства заботы о птицах зимой, доброту, бережливое отношение к ним.
Оборудование: изображение синичек, хомячка; таблицы к правилу; индивидуальные карточки; сказка «Лисичка со скалочкой»; карта путешествия.
1 урок:
Организационный момент
Проблемная ситуация.
Сегодня к нам на урок прилетели очень обеспокоенные птички-синички. А обеспокоены они тем, что уже наступила зима. С кормом становится все труднее и труднее с каждым днем. А еще они задумались над тем, как пишутся слова
ПТИЧ? КИ – СИНИЧ? КИ : с мягким знаком или без него? Давайте это им поможем выяснить. Собери корм в кормушку и выполним ряд упражнений.
Тема, цель урока
Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Знакомство с сочетаниями ЧК, ЧН»
Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания.
- начнем урок с минутки чистописания. Пропишем заглавную и строчные буквы ч
Ч ччч Ч ччч
Внизу запишите такие слова:
Чашка туча часы чудо.
Повторение
скажите какая буква чаще всего повторяется в минутке чистописания?
буква Ч
Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой?
Ча пиши с А, Чу пиши с У.
подчеркните пожалуйста эти сочетания в словах чашка, туча, часы, чудо.
Ну, что ж, начнем собирать корм в кормушку. Чем же питаются птички зимой?
Крошками хлеба, семенами, любят кусочки сала.
Первая семечка отправляется в кормушку.
Новый материал.
Выполнение упражнения с доки:
ЧК
ЧН
Печка
Свечка
Печник
Сочный
Удочка
Елочка
Удачный
Елочный
для того, чтобы положить следующую семечку в кормушку, необходимо:
прочитать слова из первого столбика (читают). Прочитайте слова из второго столбика (читают). Прочитайте (ч). (произносят) какой это звук?
Согласный.
Что еще знаем о звуке (ч)? Почему он в «Городе букв» выделен зеленым цветом?
Он всегда мягкий.
В этом мы уже неоднократно убедились. Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?
Нет.
Еще раз скажите почему?
Он всегда мягкий.
Как написано сочетание ЧК, ЧН в словах на доске?
Без мягкого знака.
Какой вывод можно сделать из наших наблюдений
Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме мягкость не обозначается. Сочетание ЧК ЧН пишется без мягкого знака.
Вывешиваю таблицу
ЧК
ь
ЧН
Спишите слова с доски и выделите зеленой пастой сочетание ЧК, ЧН.
Вот и следующая семечка отправляется в кормушку.
Физминутка.
Попроведать синичек пришел наш хомка-хомячок.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
И он тоже семечку принес синичкам (кладу семечку).
Закрепление пройденного материала.
Продолжаем работу. Скажите, пожалуйста, вам нравится, когда вас называют Леночка, Ванечка, Любочка?
- Да.
И сейчас я вам предлагаю тоже назвать ласковые слова по образцу:
Образец: быстрая (река) речка
Рыжие (белки), хитрая (лиса), маленькие (собаки).
Называют по 1 словосочетанию.
В каком слове встречается изученное правило?
Белочки.
Запишите это слово, выделите ЧК и т.д.
Лисичка.
Почему мы это слово пишем с буквой И.
Проверить лис.
Собачки.
Почему это слово пишем с буквой О?
Словарное слово, нужно запомнить.
Еще семечку кладем в кормушку.
Задание усложняется. Измените слово в скобках по образцу.
Образец (сказка) герой – сказочный герой
(сок) арбуз - сочный арбуз
В каком слове встречается правило?
Сочный?
Какое это правило.
ЧН пишется без Ь знака. Запишите это слово (сочный).
(удача) день – удачный день (удачный)
(елочка) игрушка - елочная игрушка (елочная).
Вот и следующее зернышко отправляется в кормушку.
Итог 1 урока:
Птички-синички постепенно успокаиваются, потому что кормушка уже полна, но как же все-таки мы будем писать слова птич?ки: с ь знаком или без него?
без мягкого знака.
Почему?
ЧК и ЧН пишутся без ь (обращаюсь к таблице)
2 урок:
Организационный момент
Тема, цель.
Пока мы отдыхали на перемене, наши птички – синички решили нас отблагодарить и предлагают нам совершить с ними небольшое путешествие по таким населенным пунктам, как (смотри на карту)
Сказочный заглянуть в деревню с. Учебниково
город Веселкино
г.Карточный г. Произносилкино
и повторим написание сочетаний ЧК, ЧН
3.Закрепление и общение умений и знаний.
Упражнение для развития письменной речи.
– Ну, что ж, полетели в город Сказочный. Вы все любите сказки? (Да). Я вам предлагаю послушать начало сказки и отгадать ее.
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под лавочку.
из какой это сказки отрывок? (Показываю иллюстрацию, книжку)
из сказки «Лисичка со скалочкой»
правильно, это отрывок из русской народной сказки. Лисичка со скалочкой. Кто не читал, предлагаю вам прочитать на досуге.
а теперь запишите слова, отвечая на вопросы. (У доски работает 1 ребенок).
А) Что нашла лисичка? (скалочку)
Пишем: Скалочка, какое правило здесь встречается? Выделяется ЧК.
Б) где она легла спать? 9на лавочку)
Пишем: лавочка. Выделяем правило ЧК.
В) куда лисичка спрятала скалочку? (под печку)
пишем: печка (выделяем правило)
а какие сказки о животных знаете вы?
Еще много существует сказок, но нам пора лететь в следующий город.
2. Гимнастика для глаз.
Закрыли глазки и летели в город карточный. Прилетели. Поморгали глазками, зажмурили их, раскрыли, посмотрели вдаль, на кончик носа 92 раза), поморгали.
Работа с карточками. Самостоятельная работа.
в Карточном городе нам синичка предлагает поработать с карточками. В них написано стихотворение, в котором синичка опять обращает внимание на то, чтобы вы не забывали подкармливать птиц зимой.
Прочитайте стихотворение:
Пришла к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочка сала
Мы повесим на сучки.
подчеркните в карточке слова с сочетанием ЧК
(учащиеся выполняют под музыкальное сопровождение)
какие слова вы подчеркнули?
(синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки)
как пишутся слова с ЧК, ЧН? (без ь)
(наша миссия)
Физминутка.
И в Карточном городе мы побывали.
а теперь летим в деревню Веселкино. Там все жители очень веселые и даже придумали про наше правило веселую рифму. Давайте проговорим ее (дети встают)
Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка!
Ой. ЧК! ЧК! ЧК!
Кочка, точка, звездочка!
Шуточка, минуточка.
Дочка, прибауточка
Булочка и строчка.
Свечка, печка, точка
Елочка и белочка
Тучка, штучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Строчный, умный, почкой,
Точный, штучный, речкой.
Знаем мы, наверняка,
Как писать ЧК, ЧН!
ох и веселые же там живут жители. Вот уже сколько слов мы знаем с нашими правилами. Но нам некогда и мы с синичкой летим дальше.
Работа над правильным произношением.
в городе Произносилкин! Это город, где жители очень внимательно относятся к правильному произношению слов. Ведь действительно, о том как человек правильно произносит слова, складывается о нем и первое впечатление.
Очень часто слова конечно, нарочно, скучно произносят с ЧН, хотя правильное произношение с ШН: конеШНо, нароШНо, скуШНо. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить слова на примере одного из стихотворений.
Повторяйте за мной (по 2 строчки):
Я конечно, не нароШНо
Затолкал кота в буфет.
И конечно, не нароШНо
Съел я килограмм конфет
И конечно, не нароШНо
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нароШНо
На ковер кисель пролил…
Просто было очень скуШНо…
Но теперь-то я послуШНый.
научились правильно произносить слова?
Летим дальше. В село Учебниково.
Работа с учебниками. Дифференцируемое выполнение упражнений.
Откройте с. 48-49. 1 группа выполняет упр.
А) с.49 упр. 122 б) с.48 упр. 121
разбираю с одной группой, выполняют самостоятельно.. выполняю с другой группой на доске.
5. Д/з А теперь летим домой в поли класс.
посмотрите, наша неугомонная синичка предлагает нам дома выполнить упр. 124 на с.49
читаем задание самостоятельно. Что нужно сделать в этом упражнении?
6. Итог.
посмотрите, синичка держит что-то в клювике (письмо). Давайте прочитаем:
с каким правилом вы сегодня познакомились и работали?