kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык.Тема:"Правописание сочетаний ЧК,ЧН"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы и закрепление новой темы по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК,ЧН"(2 урока).Впервый  урок включена проблемная ситуация,каллиграфическая минутка, правописание сочетаний ЧА,ЩУ,задания для отработки сочетаний ЧК,ЧН.Второй урок-урок закрепления изученного материала.Урок-путешествие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Тема:"Правописание сочетаний ЧК,ЧН"»

Тема: Правописание сочетаний ЧК ЧН


Цель урока:

  • продолжить формировать представление о буквосочетаниях ЧК ЧН как орфограммах, помочь усвоить, что (ч) всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

  • развивать связную речь уч-ся, внимание, память, умение анализировать, делать выводы;

  • воспитывать внимание к языковым явлениям; воспитывать чувства заботы о птицах зимой, доброту, бережливое отношение к ним.

Оборудование: изображение синичек, хомячка; таблицы к правилу; индивидуальные карточки; сказка «Лисичка со скалочкой»; карта путешествия.


1 урок:

  1. Организационный момент

  2. Проблемная ситуация.

  • Сегодня к нам на урок прилетели очень обеспокоенные птички-синички. А обеспокоены они тем, что уже наступила зима. С кормом становится все труднее и труднее с каждым днем. А еще они задумались над тем, как пишутся слова

ПТИЧ? КИ – СИНИЧ? КИ : с мягким знаком или без него? Давайте это им поможем выяснить. Собери корм в кормушку и выполним ряд упражнений.

  1. Тема, цель урока

  • Итак, тема сегодняшнего нашего урока «Знакомство с сочетаниями ЧК, ЧН»

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Минутка чистописания.

- начнем урок с минутки чистописания. Пропишем заглавную и строчные буквы ч

Ч ччч Ч ччч

Внизу запишите такие слова:

Чашка туча часы чудо.

  1. Повторение

  • скажите какая буква чаще всего повторяется в минутке чистописания?

  • буква Ч

  • Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой?

  • Ча пиши с А, Чу пиши с У.

  • подчеркните пожалуйста эти сочетания в словах чашка, туча, часы, чудо.

  • Ну, что ж, начнем собирать корм в кормушку. Чем же питаются птички зимой?

  • Крошками хлеба, семенами, любят кусочки сала.

  • Первая семечка отправляется в кормушку.


  1. Новый материал.

  1. Выполнение упражнения с доки:


ЧК ЧН

Печка

Свечка

Печник

Сочный

Удочка

Елочка

Удачный

Елочный


  • для того, чтобы положить следующую семечку в кормушку, необходимо:

  • прочитать слова из первого столбика (читают). Прочитайте слова из второго столбика (читают). Прочитайте (ч). (произносят) какой это звук?

  • Согласный.

  • Что еще знаем о звуке (ч)? Почему он в «Городе букв» выделен зеленым цветом?

  • Он всегда мягкий.

  • В этом мы уже неоднократно убедились. Нужно ли обозначать мягкость этого согласного?

  • Нет.

  • Еще раз скажите почему?

  • Он всегда мягкий.

  • Как написано сочетание ЧК, ЧН в словах на доске?

  • Без мягкого знака.

  • Какой вывод можно сделать из наших наблюдений

  • Звук (ч) всегда мягкий. Поэтому на письме мягкость не обозначается. Сочетание ЧК ЧН пишется без мягкого знака.

Вывешиваю таблицу


ЧК

ь

ЧН

  • Спишите слова с доски и выделите зеленой пастой сочетание ЧК, ЧН.

  • Вот и следующая семечка отправляется в кормушку.

  1. Физминутка.

Попроведать синичек пришел наш хомка-хомячок.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать.

И он тоже семечку принес синичкам (кладу семечку).


  1. Закрепление пройденного материала.

  • Продолжаем работу. Скажите, пожалуйста, вам нравится, когда вас называют Леночка, Ванечка, Любочка?

  • - Да.

  • И сейчас я вам предлагаю тоже назвать ласковые слова по образцу:

Образец: быстрая (река) речка

Рыжие (белки), хитрая (лиса), маленькие (собаки).

Называют по 1 словосочетанию.

В каком слове встречается изученное правило?

  • Белочки.

  • Запишите это слово, выделите ЧК и т.д.

  • Лисичка.

  • Почему мы это слово пишем с буквой И.

  • Проверить лис.

  • Собачки.

  • Почему это слово пишем с буквой О?

  • Словарное слово, нужно запомнить.

Еще семечку кладем в кормушку.

  • Задание усложняется. Измените слово в скобках по образцу.

Образец (сказка) герой – сказочный герой

(сок) арбуз - сочный арбуз

В каком слове встречается правило?

  • Сочный?

  • Какое это правило.

  • ЧН пишется без Ь знака. Запишите это слово (сочный).

  • (удача) день – удачный день (удачный)

  • (елочка) игрушка - елочная игрушка (елочная).

Вот и следующее зернышко отправляется в кормушку.


  1. Итог 1 урока:

Птички-синички постепенно успокаиваются, потому что кормушка уже полна, но как же все-таки мы будем писать слова птич?ки: с ь знаком или без него?

  • без мягкого знака.

  • Почему?

  • ЧК и ЧН пишутся без ь (обращаюсь к таблице)



2 урок:

  1. Организационный момент

  2. Тема, цель.


Пока мы отдыхали на перемене, наши птички – синички решили нас отблагодарить и предлагают нам совершить с ними небольшое путешествие по таким населенным пунктам, как (смотри на карту)


Сказочный заглянуть в деревню с. Учебниково

город Веселкино






г.Карточный г. Произносилкино


  • и повторим написание сочетаний ЧК, ЧН


3.Закрепление и общение умений и знаний.

  1. Упражнение для развития письменной речи.

  2. – Ну, что ж, полетели в город Сказочный. Вы все любите сказки? (Да). Я вам предлагаю послушать начало сказки и отгадать ее.


Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка – сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под лавочку.

  • из какой это сказки отрывок? (Показываю иллюстрацию, книжку)

  • из сказки «Лисичка со скалочкой»

  • правильно, это отрывок из русской народной сказки. Лисичка со скалочкой. Кто не читал, предлагаю вам прочитать на досуге.

  • а теперь запишите слова, отвечая на вопросы. (У доски работает 1 ребенок).

А) Что нашла лисичка? (скалочку)

  • Пишем: Скалочка, какое правило здесь встречается? Выделяется ЧК.

Б) где она легла спать? 9на лавочку)

  • Пишем: лавочка. Выделяем правило ЧК.

В) куда лисичка спрятала скалочку? (под печку)

  • пишем: печка (выделяем правило)

  • а какие сказки о животных знаете вы?

  • Еще много существует сказок, но нам пора лететь в следующий город.


2. Гимнастика для глаз.


Закрыли глазки и летели в город карточный. Прилетели. Поморгали глазками, зажмурили их, раскрыли, посмотрели вдаль, на кончик носа 92 раза), поморгали.


  1. Работа с карточками. Самостоятельная работа.


  • в Карточном городе нам синичка предлагает поработать с карточками. В них написано стихотворение, в котором синичка опять обращает внимание на то, чтобы вы не забывали подкармливать птиц зимой.

  • Прочитайте стихотворение:


Пришла к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для нее кусочка сала

Мы повесим на сучки.


  • подчеркните в карточке слова с сочетанием ЧК

(учащиеся выполняют под музыкальное сопровождение)

  • какие слова вы подчеркнули?

(синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки)

  • как пишутся слова с ЧК, ЧН? (без ь)

(наша миссия)


  1. Физминутка.

И в Карточном городе мы побывали.

  • а теперь летим в деревню Веселкино. Там все жители очень веселые и даже придумали про наше правило веселую рифму. Давайте проговорим ее (дети встают)

Козочка, горочка,

Тридцать три пригорочка!

Ой. ЧК! ЧК! ЧК!


Кочка, точка, звездочка!

Шуточка, минуточка.


Дочка, прибауточка

Булочка и строчка.


Свечка, печка, точка

Елочка и белочка


Тучка, штучка, стрелочка,

Бочка, почка, спичка,

Речка, ручка, птичка,

Строчный, умный, почкой,

Точный, штучный, речкой.

Знаем мы, наверняка,

Как писать ЧК, ЧН!



  • ох и веселые же там живут жители. Вот уже сколько слов мы знаем с нашими правилами. Но нам некогда и мы с синичкой летим дальше.


  1. Работа над правильным произношением.


  • в городе Произносилкин! Это город, где жители очень внимательно относятся к правильному произношению слов. Ведь действительно, о том как человек правильно произносит слова, складывается о нем и первое впечатление.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно произносят с ЧН, хотя правильное произношение с ШН: конеШНо, нароШНо, скуШНо. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить слова на примере одного из стихотворений.

Повторяйте за мной (по 2 строчки):

Я конечно, не нароШНо

Затолкал кота в буфет.

И конечно, не нароШНо

Съел я килограмм конфет

И конечно, не нароШНо

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нароШНо

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скуШНо…

Но теперь-то я послуШНый.

  • научились правильно произносить слова?

  • Летим дальше. В село Учебниково.


  1. Работа с учебниками. Дифференцируемое выполнение упражнений.

Откройте с. 48-49. 1 группа выполняет упр.

А) с.49 упр. 122 б) с.48 упр. 121

  • разбираю с одной группой, выполняют самостоятельно.. выполняю с другой группой на доске.

5. Д/з А теперь летим домой в поли класс.

  • посмотрите, наша неугомонная синичка предлагает нам дома выполнить упр. 124 на с.49


читаем задание самостоятельно. Что нужно сделать в этом упражнении?

6. Итог.

  • посмотрите, синичка держит что-то в клювике (письмо). Давайте прочитаем:

  • с каким правилом вы сегодня познакомились и работали?

И еще она нас просит

  • Помните! Берегите птиц зимой!

7. Вербальное оценивание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Русский язык.Тема:"Правописание сочетаний ЧК,ЧН"

Автор: Юзефович Инна Борисовна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 250078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства