На прошлом занятии мы с вами говорили о дымковской игрушке, технологии ее выполнения. Сегодня мы более подробно разберем цветовую гамму и орнаменты, используемые в росписи игрушек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема:Роспись дымковской игрушки из соленого теста______________________________________________________________
Тип занятия:обобщение и усвоение новых знаний_________________________________________________________________
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: доступные по возрасту начальные сведения о технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности
Личностные: воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системе норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности
Метапредметные: освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Обучающиеся смогут:
Познавательные УУД: приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве; наблюдать, сравнивать, анализировать и делать простейшие обобщения; различать материалы и инструменты по их назначению; создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Коммуникативные УУД:допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы по существу; следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; доброжелательное и уважительное общение со сверстниками.
Регулятивные УУД:ставить цель в работе; осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; осуществлять оценку уровня и качества выполненной работы; соблюдать последовательность технологический операций при изготовлении изделия.
Личностные УУД:сформировать внутреннюю позицию о необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; проявлять познавательную мотивацию; выработать устойчивый интерес к новым способам познания.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности рабочего места.
Приветствуют педагога. Готовят рабочее место.
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Цель: познакомить с этапами росписи дымковской игрушки
Задачи:
- научить расписывать дымковскую игрушку;
- развивать мелкую моторику руки творческие способности детей;
- воспитывать интерес к культурному наследию, дымковской игрушке.
На прошлом занятии мы с вами говорили о дымковской игрушке, технологии ее выполнения. Сегодня мы более подробно разберем цветовую гамму и орнаменты, используемые в росписи игрушек.
Записывают тему занятия в блокнот.
Фронтальная работа.
Словесный метод (беседа).
3. Актуализация знаний.
Для начала давайте вспомним что отличает дымковскую игрушку от остальных?
Какое максимальное количество цветов можно использовать в росписи игрушки?
Какие цвета являются основными?
Отвечают на вопросы педагога, включаются в диалог.
Фронтальная работа.
Словесный метод (беседа).
4.Первичное усвоение новых знаний.
Итак, перечислим уже знакомые нам отличительные черты дымковской игрушки:
- каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать;
- игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими;
- игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов. Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.
Теперь вспомним самые часто встречающиеся в росписи цвета:
- желтый;
- зеленый;
- синий;
- оранжевый;
- розовый;
- черный.
Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки.
Цвета должны быть подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивать друг друга.
Мастерицы Дымково всегда использовали только строгие геометрические фигуры. Характерными элементами росписи являются круги и точки, прямоугольники, ромбики и зигзаги, различные линии и их сочетания.
Рассмотрим орнаменты и символы для росписи, какой смысл они в себе несли:
- перекрещенные полоски – колодец;
- волнистая линия – вода;
- круг со звездой по центру – солнце;
- солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни;
- ромбы ассоциируются с плодородием.
Внимательно слушают педагога.
Задают вопросы.
Фронтальная работа.
Наглядный метод (презентация).
Презентация «Дымковская игрушка»
5. Проверка понимания усвоения новых знаний
Теперь, когда вы узнали о росписи дымковской игрушки больше, скажите, из каких фигур состоят орнаменты?
Есть ли у геометрических фигур, которыми расписывают игрушки, скрытый смысл?
Отвечают на вопросы педагога.
Фронтальная работа.
Наглядный метод (объект в натуральном виде).
Наглядное пособие – дымковская игрушка
6. Практическая работа, закрепление новых знаний
Прежде чем перейти к росписи нам нужно обелить наших коней.
Пока наши обеленные игрушки подсыхают, давайте потренируемся и выполним творческое упражнение по орнаментам.
Вам нужно на листе бумаги А4 повторить данные орнаменты (показывает пример выполнения упражнения) так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии друг от друга и были одинакового размера.
После выполнения упражнения нужно расписать своего коня.
Выполняют упражнение и практическую работу по лепке.
Индивидуальная работа.
Практический метод (упражнение)
Наглядное пособие – пример выполненного творческого упражнения
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Готовые игрушки убираем сушиться на подоконник. Давайте обсудим, что сегодня узнали нового и что выполнили своими руками. Посмотрите на игрушки и расскажите о ней – Удалось ли вам воплотить ваш замысел? Четко ли читается в вашей игрушке именно дымковская роспись?
Все молодцы, можете забрать игрушки с собой. Спасибо за занятие.