Просмотр содержимого документа
«Род слов-названий предметов, родовые окончания.»
Тема: Слова-названия предметов разного рода
Форма организации урока:
тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями;
целевое назначение: применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решен я учебных задач;
оценка результативности обучения: правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач.
Цели урока:
Достижение предметных результатов:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
находить значимые части слова (окончание);
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания); противопоставлять слова имеющие окончания, словам без окончаний.
Формирование УУД:
формирование личностных УУД (учебная мотивация);
формирование познавательных УУД (формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценка достоверности получаемой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями);
3)формирование регулятивных УУД (в области контроля и самоконтроля -понимать, что модно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; научится проверять выполненную работу , используя правило и словари);
4) формирование коммуникативных УУД (коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации)-учет позиции собеседника.
Оборудование:
Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 1;
Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс: учебник: в 3 ч.; часть 2;
Тетради;
Карточки;
Листочки трёхцветные;
Плакаты
Основные этапы урока
Дидактическая задача
Содержание, вид учебной деятельности
Формирование регулятивных УУД
Организационный момент
Организация направленного внимания на начало учебного занятия
Приветствие. Этический заряд:
-Прозвенел звонок весёлый.
Тише: ротик на замок-
Начинается урок.
-Скажите, какой девиз у нас, ребята.
-Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы отлично учимся-
Всё у нас получится!
Саморегуляция
Актуализация
Создание ситуации необходимости получения новых знаний .
-На уроках мы всегда определяем тему и цели урока, работаем по плану.
-Найдите рабочую страницу в учебнике. (с.60)
-Какой это урок: продолжение начатой темы или открытие новых знаний?
-Ребята, вот второй месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде игристого ветерка и оставил свои следы. Например, в этом задании слова разлетелись и легли вот так. Найдите, какое слово лишнее в каждой группе и обоснуйте свой ответ:
Озеро, масло, мыло, слово, лапа
Ложка, зима, поле, будка, утка
Директор, берёза, бокал, сад, уж
-Догадались ли вы, что будем повторять на уроке? (Род существительных и их окончания). Это и есть тема нашего урока
1.Умение следовать инструкции
2.Умение удерживать учебную задачу
Постановка цели урока
Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме
- Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке?
Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Минутка чистописания
Развитие каллиграфических навыков
-С чего начинаем каждый урок русского языка?
-А для чего нам нужно чистописание?
На доске: он она оно
- На прошлом уроке мы повторили написание букв Оо.
-Сегодня пропишите слова со строчной буквой о.
- Какие здесь вы видите соединения?
-Напишите слова до конца рабочей строки.
Словарная работа
Обогащение тезауруса детей. Развитие орфографической зоркости.
Словарная работа:
-Что следует после минутки чистописания?
-Ветерок также разбросал слова и здесь, нам нужно расположить их в определённом порядке.
-Какое бы вы дали задание себе и товарищам? (Расположить слова по алфавиту)
-Расположите слова в алфавитном порядке, подчеркни все опасные места - орфограммы. Будьте внимательны:
На доске:Арбуз, газета, блюдце, вокзал, девочка, пальто.(работа в тетради)
- Где нам нужен алфавит? (В словарях). Пригодится сегодня.
- Одинакового ли рода все слова? (Слова разного рода)
- Какие слова помощники мы используем для определения рода существительных? (ОН МОЙ, ОНА МОЯ, ОНО МОЁ)- (памятка на доске):
-Обозначьте род существительных простым карандашом над словами.
-Назовите слова женского рода (газета, девочка)
-Слова среднего рода (блюдце, пальто)
-Слова мужского рода (арбуз, скворечник)
Работа с предложением
- Маша считает, что среди этих слов есть лишнее. А как вы думаете? (Да, пальто)
-Почему? ( Оно неизменяемое - слово-иностранец, нет окончания)
-Придумайте предложение со словом пальто (ответы детей)
-А Маша придумала вот такие предложения: Маша надела новое пальто. Я пошёл гулять без пальто. Два пальто висят на вешалке. СЛАЙД
- Запишите одно предложение с этим словом.
-Подчеркните опасные места.
Работа в парах
Динамическая пауза
Смена видов деятельности
Карточка:
Ребята 1 варианта выпишут неизменяемые слова, а ребята 2 варианта - все остальные:
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Смена видов деятельности
Откройте учебник
- Сравните в упр. 37 слова в парах.
-Что означает слово «пыл»? Проверь себя по толковому словарю (стр.122)
-Слово «мель»- мелкое место, нанос на дне реки, озера, моря…
-Какого рода первое слово в каждой паре?
-Докажите, что у них нулевые окончания.
- Какого рода второе слово в каждой паре?
-Докажите, что у них тоже нулевые окончания.
-Почему последние буквы в словах «мел» и «мель» записаны звуками?
-Какое открытие мы сделали, работая над упражнением?
-У слов женского рода тоже могут быть нулевые окончания! Если в других формах появляются окончания, значит в самой первой (начальной) форме у этих слов нулевое окончание.
1.Умение следовать инструкции.
2.Умение удерживать учебную задачу.
3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время)
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Воспроизведение учащимися способов выполнения заданий, выполнение упражнений по образцу
Упражнение 38 с 61- пошаговое выполнение:
-Запиши первые 8 слов в 2 столбика, как это указано на стр.62
-Что получилось? (По 4 слова в каждом столбике)
-Докажи письменно, что у этих слов нулевые окончания, воспользуйтесь словами: нет, дам, любуюсь.
-Теперь запишите слова полностью буквами и покажите, какие у них окончания.
-Какие окончания вы выделили?
1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки
Самостоятельное использование сформированных
умений и навыков
Творческое применение умений и навыков
Упражнение 39 выполняется самостоятельно аналогично предыдущему.
После распределения слов, получится по 5 в каждом столбике. Все слова с нулевыми окончаниями. Возле каждого выписанного слова поставили пустые квадратики нулевых окончаний.
-Вернитесь к плакату Летучей Мыши на странице 59. Перечитайте пункт.
-Вы соглашаетесь с ним?
-Запишите его в тетрадь и подтвердите своими примерами.
( на –а- :красавица, сказка, радуга;
на –я- :тётя, фантазия, яблоня;
нулевое окончание: сирень, метель, постель)
1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач.
2.Умение удерживать учебную задачу.
3.Умение следовать инструкции.
4.Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки
Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД
Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений
-Подведём итог урока.
-Какова была цель урока?
-Мы её выполнили?
-Чему мы учились сегодня на уроке? (Определять родовые окончания, определять нулевое окончание слов-названий предметов, заканчивающихся на – ь -)
Что нового узнали на уроке? (Если в других формах появляются окончания, значит в самой первой (начальной) форме у этих слов нулевое окончание)
Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Рефлексия деятельности
Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности
За что ты можешь себя похвалить?
Слайд осень
В начале урока к нам прилетал ветерок, сейчас он тоже с нами. Когда облетают листочки с деревьев, как называется это явление? (листопад) Так вот, ветерок налетел и разбросал разноцветные листики. А нам нужно их собрать. Просигнальте-
Слайд
Красный - всё было интересно и легко на уроке
Жёлтый - иногда были трудности, сомнения
Зелёный - не разобрался в теме, нужна помощь
Домашнее задание: придумать и записать по 5 слов мужского, женского и среднего рода.
Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Контроль
Проявляется в устных высказываниях детей и визуальном контроле учителя письменных работ