kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реки и озера. ОЭФГ Кто решает глобальные проблемы (роль государства).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Реки и озера. ОЭФГ Кто решает глобальные проблемы (роль государства).

Цель: 

- формировать представление о разнообразии водных ресурсов Казахстана (реки и озёра); совершенствовать умение ориентироваться по карте; 
- развивать познавательные способности учащихся: процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес; 
 

Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой этап

а) Орг. момент., эмоц. настрой. (слайд 2)

                                                           В мире много интересного,

                                                           Нам порою неизвестного.

                                                           Миру знаний нет предела,
                                                          

                                                           Так скорей, друзья, за дело!

б) Проверка домашнего задания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реки и озера. ОЭФГ Кто решает глобальные проблемы (роль государства).»

Познание мира 4 класс

Дата: 11.11.2016 г.

Тема: Реки и озера. ОЭФГ Кто решает глобальные проблемы (роль государства).

Цель: 

- формировать представление о разнообразии водных ресурсов Казахстана (реки и озёра); совершенствовать умение ориентироваться по карте; 
- развивать познавательные способности учащихся: процессы мышления, речь, память, внимание, способность наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес; 


Ход урока:

  1. Мотивационно – целевой этап

а) Орг. момент., эмоц. настрой. (слайд 2)

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

б) Проверка домашнего задания


Ромашка «Блума» (слайд 3)

- Что такое грунтовые воды? Минеральные?

- Где используются подземные воды? Минеральные?

- Хорошо ли постоянно применять в пищу минеральные воды?

- Почему пресную воду надо экономить?

- Правильно ли я поняла, что подземные воды искусственно можно пополнить?

- Что было бы, если бы на земле исчезла вода?

- Что вы знаете о курорте Сарыагаш?

- В чем отличие грунтовой воды от межпластовой?

- Что такое артезианская вода?

- Как вы думаете, существует ли связь между глубиной залегания грунтовых вод 

и количеством осадков. Если существует, то, как проявляется эта связь.


в) Выход на тему урока, формулирование целей

Задание «Третий лишний» (слайд 4)

Балхаш, Жасыбай, Иссык-куль (Иссык-куль-озеро Кыргызстана, остальные Казахстана)

Иртыш, Ишим, Волга (Волга, река России, остальные Казахстана)

Сабындыколь, Сырдарья, Балхаш (Сырдарья-река, остальные озера)

Лепсы, Алаколь, Тениз (дети затрудняются ответить, знаний не хватает)

– Выполняя эти задания, догадались ли вы, о чём мы будем говорить на уроке?

Назовите тему, (запишите. Какие цели себе поставим?

  1. Операционно – деятельностный этап

а)Актуализация опорных знаний «Знаю…, Узнал…, Хочу узнать….)

Паутинка-кластер «Реки и озера» работа в группах (поворачиваются в четверки)

-Что мы уже знаем о реках? (источник пресной воды, судоходство, строение реки, начинаются с родника, ледника; впадают в моря, океаны..)

Проверка групповой работы

В ходе ответов на доске выстраивается общий кластер. Группы отвечают , не повторяя материал уже названный другими, только дополняют ответы. Похвала активной группы (или детей) В случае неполного раскрытия нужного материала группами, учитель, с помощью наводящих вопросов, восстанавливает знания детей.

Вспомните схему или строение любой реки.

  • Как называется место, где река берет свое начало?  (Исток)

  • Как называется место впадения реки в другую большую реку, море или озеро? (Устье)

  • Углубление, по которому течет река? (Русло)

  • Как называются реки, впадающие в реку? (Притоки левый и правы)

  • Как определить у реки правый берег и левый? (Надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег и приток, а слева будет левый берег и приток)


Составление Кластера. Давайте разделим водоемы по их происхождению (слайд 7)

  • Где в природе встречается вода? (Океаны, моря, озера, реки, ручьи, лужи)

  • Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

  • Каким словом можно назвать все эти водоемы? (Естественные)

  • Подберите антоним к этому слову. (Искусственные)

  • А существуют ли искусственные водоемы, и какие они имеют названия? (Пруды, каналы, водохранилища)

  • Для чего человек создает искусственные водоемы? (Заполняют водой разрытые карьеры, дополнительные запасы пресной воды для бытовых нужд, устанавливают короткие водные пути)

– Какая вода в океанах и морях?
– А в реках, озёрах, болотах?
– А какая вода нужна всему живому? (пресная, чистая)     подземные воды

– Назовите источники питьевой воды.

- Какое значение имеет вода для жизни на Земле? Кому и для чего нужна вода?


Сравните эти реки (горная и равнинная) (слайд 8)

Вывод: сходство: реки

различия: у реки, которая течёт по равнине течение медленное, плавное; 
у горной реки течение бурное, быстрое, с шумом. 

б) Изучение нового материала: РЕКИ КАЗАХСТАНА (слайд 9)

-Узнали ли эту реку? (Это река Иртыш).

-Найдите её на карте. (слайд 10)

- Какие города стоят на реке Иртыш?

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ (дети заполняют таблицу «Реки») (слайд 11)

Река Иртыш. 
«Иртыш» - в переводе с тюркского «роющий землю». 
Иртыш берёт начало в Китае, в горах Монгольского Алтая. Там он называется Чёрный Иртыш. Протекает через озеро Зайсан. До города Усть – Каменогорска превращён в крупные водохранилища: Бухтарминское, Шульбинское. На этом участке имеет притоки:справа – Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма, Ульба, Уба, слева – Кызылсу, Чар. Иртыш впадает в реку Обь слева ( на территории России). Там притоками Иртыша являются: Омь – справа, Ишим и Тобол – слева. 

Иртыш — самая длинная река-приток в мире (4 268 км).  Протекает по территории Китая (525 км), Казахстана (1700 км) и России (2010 км). 
Иртыш разливается весной в результате таяния снега на южных склонах гор. Летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. 
Иртыш-полноводная, крупная река. Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. 

Название

Иртыш

Где берет начало

Китай, горы Монгольского Алтая

Куда впадает

Впадает в реку Обьслева (Россия)

Глубина(Г), ширина(Ш), длина(Д)

Д=4268км

По какой местности течет?

Китай, север Казахстана, Россия

Когда разливается весной или летом?

С чем связано половодье?

весной(таяние снегов на южном склоне гор);

летом в него стекают талые воды высокогорных снегов и ледников. Поэтому половодье на Иртыше довольно продолжительно. 

Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?

Павлодар, Семей, Усть-Каменогорск (Казахстан), Омск, Тобольск, Ханты-Мансийск (Россия), Кёктокай, Бурчун (Китай)

Для каких целей используются ее воды?

Он судоходен на значительном протяжении. Построены крупные ГЭС. Они обеспечивают Восточный Казахстан электроэнергией. 


Самостоятельная работа в группах (слайд 12)

Знакомиться с другими реками Казахстана будете, работая в группах. Изучите реку нашей Республики по следующему плану: 
1)чтение текста;

2) нахождение реки на карте Казахстана;

3) заполнение таблицы.

Название реки

УРАЛ

ИЛЕ

СЫРДАРЬЯ

ИШИМ

Где берет начало?





Куда впадает?





По какой местности течет?





Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?





Для каких целей используются ее воды?






1 группа

Река Урал (изображение)

Река Урал находится на западе Казахстана (покажи на карте). Берёт начало с Уральских гор. Впадает в Каспийское море. Течёт по равнине. Города Уральск, Атырау. Урал судоходен. Его воды используют для судоходства, для полива полей, ценные виды рыб мечут икру. 
Река Иле
Река протекает на юге Казахстана(покажи на карте). Берёт начало в горах Тянь-Шань. Впадает в озеро Балхаш. ГЭС снабжает электроэнергией город Алматы.  


2 группа

Река Сырдарья (изображение)
Сырдарья находится на юге Казахстана (покажи на карте) Берёт начало в горах Тянь-Шань в Киргизии, затем течёт по территории Узбекистана, Таджикистана, входит в пределы Казахстана и до самого устья течёт по его территории. Впадает в Аральское море. Широкая равнинная река. Она течёт по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега. Поэтому вода в ней очень мутная. 
На Сырдарье построены ГЭС, водохранилища. Большая часть воды используется для полива хлопковых полей, риса, бахчевых культур: арбузов, дынь. В связи с этим река часто не достигает моря. 
Река Ишим (изображение)
Река Ишим течёт на севере Казахстана ( покажи на карте). Начинается в низких горах Сары-Арки. Впадает в реку Иртыш на территории России. На реке расположены крупные города Петропавловск, Астана. Снабжает водой север Казахстана. 


в)Проверка усвоения материала. (слайды 13-18)

РАБОТА С КАРТОЙ У ДОСКИ

-Покажите реки, которые изучили в группах. Что о них узнали?

-Всего в Казахстане 39 тысяч больших и малых рек. 

показать другие реки.


г) Изучение новой темы: ОЗЕРА (слайд 19)

Сообщение учителя:

Озёра – это природные водоёмы, расположенные в естественных углублениях земной поверхности – озёрных котловинах. 
Величина озёр бывает разная: от нескольких десятков метров до нескольких километров. 
Озёра не имеют ни истока, ни устья. Они пополняются подземными и поверхностными водами. Часто в озёра впадают реки. Если из озера вытекает хотя бы одна река, оно называется сточным. Из бессточных озёр реки не вытекают. 
Озёра бывают пресными и солёными. Солёные озёра не проточные. Из них не вытекают реки. В Казахстане находится очень много солёных озёр. 

Характеристика озера. (слайд 20) 
1) Как называется озеро?  5) Какие реки впадают в озеро? 
2) Где оно находится?  6) Какие реки вытекают из озера? 
3) Величина озера.  7) Как используются его воды? 
4) Пресное или солёное. 

Рассказ учителя сочетается с беседой и работой по карте:
Каспийское море на западе Казахстана (ученики находят на карте). Каспийское море - самое большое озеро мира. Почему море называют озером? ( размышления учащихся)

- В древние времена на территории Казахстана был океан. Каспийское море – это остаток древнего океана. Оно расположено в природной котловине.

Озеро протянулось с севера на юг более чем на тысячу километров. Площадь озера – моря 371 кв.км. В нашу Республику входит половина всей площади. Здесь добывают нефть и газ. 
1 группа

Озеро Балхаш 

Третье крупное озеро на территории Казахстана. С запада на восток протянулось на 600 км. Особенность этого озера – западная его часть пресная, восточная – солёная. Воду западной части опресняет река Или. Восточная часть такого многоводного притока не имеет. Разную солёность удерживает впадающий полуостров, который делит озеро почти пополам. В озере водятся ценные виды рыб: сазан, окунь. Водится ондатра. Есть судоходство. 
озеро Зайсан 
Находится в восточном Казахстане. Огромное пресноводное озеро со множеством рыб. Его длина 100 км, ширина 30 км. Через озеро Зайсан протекает Иртыш. 

озеро Боровое 
Находится в Костанайской области в невысоких горах. Природа -интересные фигуры из горных пород. Многие из них напоминают сказочных персонажей.

2 группа

Аральское море 
На юге Казахстана ( находят на карте). По величине занимало третье место в мире. Это тоже остаток древнего океана. 
Сейчас Аральское море мелеет. Воду из Сырдарьи, которая несёт свои воды в Аральское море, люди в больших количествах используют для полива полей. Сырдарья не доходит до Аральского моря, поэтому море мелеет.  

озеро Алаколь 
В переводе «пёстрое озеро» (вечером розовое, утром бирюзовое). Вода солёная (сравнима с морской). Лечит многие заболевания. Галька на берегу и грязи тоже целебны. Сам Чингизхан останавливался на берегу и лечил своих воинов. Космонавты очищались от космической радиации. Вода Алаколя благотворно влияет на весь организм. На озере гнездятся сотни тысяч птиц, водится рыба. 
озеро Тенгиз 
Место обитания красивых птиц фламинго, пеликанов. Озеро находится в заповеднике, где водятся бурый медведь, снежный барс, рысь. 


Проверка усвоения материала. (слайд 21)

РАБОТА С КАРТОЙ У ДОСКИ (озера)

Покажите озера Казахстана, которые изучили в группах. Что о них узнали?. 

Показать другие озера.

д) Охрана воды. Жалобная книга природы( слайд 22)

- Что мы можем сделать в рамках охраны воды? Расшифруй фразу в маршрутном листе. (береги воду!!!)

е) Наводнения. Правила поведения. (слайд 23)

IV. Рефлексия деятельности, настроения.

- Что еще хотели бы узнать по теме урока?

Составим «Синквеин» (слайд 24)

Озеро

Пресное, соленое

Используют, охраняют, отдыхают.

Озеро – уникальное место для отдыха!

Водоем.

V.Домашнее задание. (слайд 25)

стр.58-61 чтение, пересказ,

стр.61 *трагедия Арала

Доп-но: легенда о Балхаше,

пословицы о воде.





































Приложение №1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ФИ______________________________________

Дата:_________________Тема: ____________________________________


РЕКИ И ОЗЕРА


    1. Характеристика рек Казахстана

      Название реки

      Иртыш



      Где берет начало?




      Куда впадает?




      По какой местности течет?




      Какие крупные населенные пункты расположены на берегу реки?




      Для каких целей используются ее воды?




    2. Характеристика озер Казахстана

Озеро _______________

Особенности:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Озеро _______________

Особенности:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Озеро _______________

Особенности:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

    1. СИНКВЕЙН на тему «Реки и озера»

_________________

____________________________________

______________________________________________

___________________________________________________________

__________________

    1. Расшифруй фразу (секрет-алфавит)

2

6

18

6

4

10

20

6



3

16

5

21

!!!















Приложение №2

    КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВРЕМЯ ПАВОДКА, НАВОДНЕНИЯ 
       Действия в случае угрозы возникновение наводнения, паводка: 

       Внимательно слушайте информацию о чрезвычайной ситуации и инструкции о порядке действий, не пользуйтесь без необходимости телефоном, чтобы он был свободным для связи с вами. 
       Сохраняйте спокойствие, предупредите соседей, окажите помощь инвалидам, детям и людям преклонного возраста. Узнайте в местных органах местного самоуправления место сбора жителей для эвакуации и готовьтесь к ней. 
       Подготовьте документы, одежду, наиболее необходимые вещи, запас продуктов питания на несколько дней, медикаменты. Сложите все в чемодан. Документы сохраняйте в водонепроницаемом пакете. 
       Разъедините все потребители электрического тока от электросети, выключите газ. 
       Перенесите ценные вещи и продовольствие на верхние этажи или поднимите на верхние полки. 
       Действия в зоне внезапного затопления во время наводнения, паводка: 
       Сохраняйте спокойствие, не паникуйте. 
       Быстро соберите необходимые документы, ценности, лекарства, продукты и прочие необходимые вещи. Окажите помощь детям, инвалидам и людям преклонного возраста. Они подлежат эвакуации в первую очередь. По возможности немедленно оставьте зону затопления. 
       Перед выходом из дома отключите электро- и газоснабжение, погасите огонь в печах, Закройте окна и двери, если есть время - закройте окна и двери первого этажа досками (щитами). 
       Поднимитесь на верхние этажи. Если дом одноэтажный займите чердачные помещения. 
       До прибытия помощи оставайтесь на верхних этажах, крышах, деревьях или других возвышениях, сигнализируйте спасателям, чтобы они имели возможность быстро Вас обнаружить. 
       Проверьте, нет ли вблизи пострадавших, окажите им, по возможности, помощь. Первая помощь людям, подобранным на поверхности воды, заключается в следующем: их надо переодеть в сухое белье, тепло укутать и дать успокаивающее средство, а извлеченные из-под воды пострадавшие нуждаются в искусственном дыхании. Оказавшись в воде, снимите с себя тяжелую одежду и обувь, отыщите вблизи предметы, которыми можно воспользоваться до получения помощи. Не переполняйте спасательные средства (катера, лодки, плоты) 
       Если Вы в машине: 
       Избегайте езды по залитой дороге, Вас может снести течением. 
       Если Вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и вызовите помощь. 









-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Реки и озера. ОЭФГ Кто решает глобальные проблемы (роль государства).

Автор: Кудряшова Каролина Валерьевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства