Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
I этап. Мотивирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу | Организует и настраивает детей на совместную работу. | Добрый день, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку: Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая. -С каким настроением пришёл ты сегодня? (карточки «Моё настроение»: снежное, приятное, грустное и т.д.) | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; | Высказывают своё предположение, рассказывают. Я сам найду способ! | Организует составление совместного плана действий. Предлагает обсуждение возникновения понятий. | Проверка домашнего задания «Мое фантастическое животное» и рассказ детей о них. Актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») Устанавливаются тематические рамки («могу») Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий: (2 слайд) 1. Сами найдём способ. 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения | Высказывают свои предположения. Отгадывают загадку. Вспоминают рассказ про Незнайку и то как он сочинял стихи. | Предлагает обсуждение возникновения понятий. Через подводящий диалог подводи т учащихся к имени автора нового произведения. | Ребята, у меня на голове шляпа. Чья это шляпка? Какой герой любил носить эту шляпку? Отгадайте загадку, к кому мы отправимся в гости? Он не знает ничего. Все вы знаете его. Мне ответьте без утайки Как зовут его ….. (Незнайка) Маша и Миша отправились в гости к Незнайке. И мы тоже отправимся к гости к Незнайке. Вспомните, в первом классе мы прочитали рассказ о Незнайке. - Незнайка сочинял стихи. -Получились ли стихи у Незнайки? Давайте вспомним. Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. (1 слайд) -Незнайка сочинял стихи про своих друзей. Они обиделись и сказали, что он всякую неправду сочиняет. -Почему можно фантазировать про себя самого и нельзя - про своих друзей? Потому что никогда не знаешь, что покажется обидным окружающим тебя людям -Каков, по-вашему, Незнайка? Рассмотрите иллюстрации. Кого вы видите? Маша и Миша в Солнечном городе, в гостях у Незнайки. -Чему учила Мальвина Незнайку? -Книгу, какого автора предложила Мальвина? (Н. Носова) -Вам знаком этот писатель? | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - сформировать представления детей о понятии «фантазия» | Обсуждают совместно с учителем особенности понятий. Проговаривают ответы (о фантазии, выдумке, воображении) | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | Я – небесный верхолаз, я по небу лазаю А потом оттуда – раз, опускаюсь на землю. Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь, а моя фантазия. -Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (о фантазии, выдумке, воображении) - Послушайте одну историю. Миша был фантазёром. Он считал себя художником. Однажды он показал Маше свою картину. На ней ничего не было. Но Миша сказал: « На картине ты видишь зелёную траву». Маша закричала «Где же трава? Я не вижу травы». Миша сказал «Траву съела корова», « А где же корова? Я не вижу коровы». Миша сказал. «Корова съела траву и ушла в другую картину» Почему Маша ничего не увидел, а Миша рассмотрел целую картину? Как ВЫ ДУМАЕТЕ, какую страну мы сегодня отправимся исследовать? - Я Вас приглашаю в страну фантазии. | Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). |
V. Работа по новой теме (8 мин) Цель: познакомить с произведением Н. Носова «Фантазёры», научить проводить грань между выдумкой и ложью, | Работа с рисунками. Портретом писателя. Дети рассказывают то, что они знают об этом авторе. Дети называют прочитанные книги Н .Носова Из толкового словаря находят значения слов фантазёры, фантазировать, фантазия. Высказываю идеи, по поводу названия героев – фантазёрами. | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. Устраивает выставку книг Н. Носова. Использует приём «Корзина идей» | Рассмотрите выставку книг. Кто нам поможет в путешествии по стране ФАНТАЗИИ? (Н. Носов) Что вы о нём знаете? Учитель обобщает всё сказанное детьми об авторе. -Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. (3 слайд) -О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы? -«Приключения Незнайки и его друзей». Сегодня мы познакомимся еще с одним рассказом Н. Носова – «Фантазёры». С вами наверняка случались самые разные истории: весёлые, грустные, страшные, забавные. Вам хотелось поделиться тем, что произошло, рассказать обо всем этом так увлекательно, чтобы вас внимательно слушали? -Давайте подумаем: кто же такие фантазёры? Фантазия - нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное, способность к творческому воображению. Уточните значение этого слова из толкового словаря подберите синонимы. (Выдумка, затея). Фантазёры - люди, которые любят фантазировать, мечтать Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол. (Фантазировать). Фантазировать – выдумать что-нибудь неправдоподобное, невозможное, ненужное. -Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр) Фантазёры - люди, которые любят фантазировать, мечтать. Сейчас мы и узнаем, какие фантазёры были в рассказе Н. Носова. -Почему Н. Носов назвал своих героев фантазёрами? Предлагаю вам заполнить корзину идей. (Дети высказывают свои идеи, а учитель коротко их фиксирует на доске). | Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 10 минут) Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи. | -придумывали интересные, смешные истории Чтение по цыпочке, дети отвечают на вопросы по тексту. Ставят цель своей работы с помощью учителя. | Учитель читает первый абзац рассказа. Ставит проблему перед детьми. | Прочитаем рассказ по цепочке и выясним, какие фантазии рождались у героев? Давайте ответим на вопросы: -Кто же герои? Что вы можете о них сказать? -Какая выдумка кажется тебе самой интересной? -Говорить неправду и фантазировать – это одно и то же? (ответы детей) Какую цель мы перед собой поставим? | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
VII. Физкультминутка (1 мин) | | На доске рисунок с изображением Незнайки | Встал Незнайка, потянулся, Раз - нагнулся, два – нагнулся. Три – присел, посидел. Встал. Руки в стороны развел И тихонько сел за стол. | |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; умение читать по ролям | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя уточняю цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Ученики строят план достижения цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует подводящий диалог для осознания понятий врун и фантазёр, их разницы. | - Какая была цель? -Определить, чем отличается неправда от фантазии? - Кто нам поможет? ( Наши герои Мишутка и Стасик, Игорь). -Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик. Читают по ролям. (Читают до слов: - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!) -Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему? - Какой ещё глагол в тексте вам встретился, для обозначения того, что делали ребята? (Врать). -. Как называют человека, который врёт? (Врун). -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? (Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.) -Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.) -Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга? - Что в этой истории, правда? (Встреча с акулой в море и ёё нападение могли произойти в реальной жизни) -Что в этой истории неправдоподобно? (Что Мишка ходил без головы и что у него выросла другая.) - Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…) - Что сказал ребятам Игорь? -Что ответили ребята? - Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.) - Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.) - Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны? - Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю? - Как Игорь придумывал? Прочитайте. («Сейчас…») - Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм? - Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? - Трудно ли сочинять? Приходилось ли вам сочинять? - Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? - Как вы относитесь к поступку мальчика? - Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы? - Как вы понимаете значение слова брехун? - Подумайте, какое родственное слово можно подобрать? ( Брехать.) Часто ли мы используем в речи это слово? Каким синонимом его можно заменить? (Обманывает, врёт.) - Зачем используется такое грубое слово? - Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.) - Кого встретили мальчики? - Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять? - Почему плакала Ира? ( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.) - Как ребята утешали Иру? Прочитайте. -Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует? - Зачем он это делает? - А как бы вы посочувствовали девочке? - Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра. - Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.) -С кем из ребят вы хотели бы дружить? | Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках (Познавательные УУД). |
IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполняют задание на листочках. . | Организует и контролирует работу детей | Работа в группах и парах. Ученики получают карточки с заданием: - Какие из словосочетаний, характерны для фантазёров, а какие - для врунов. Карточка для первой группы (работаем парами) Придумывать ради собственного удовольствия; Хочет обмануть кого-то с выгодой для себя; Хочет сочинить интересную историю; Сочиняет истории для того, чтобы их читали другие; Обманывает, чтобы получить какую-то пользу; Придумывает для того, чтобы другие получали удовольствие. Карточка для 2 группы тоже работают парами. -Поделите слова на две группы и объясните свое решение Фантазировать, обманывать, выдумывать, сочинять, изобретать, лгать, врать Вопросы учителя, если учащийся допустил ошибку: Где у тебя ошибка? В чем ты видишь причину? Какой ты видишь выход? Рифмовка: Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся! Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди. | Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
X.Домашнее задание (1 мин) | Обсуждают и записывают домашнее задание. | | 1 в. Пересказать содержание Н Носова «Фантазёры» 2в. Сочинять фантастические истории. | |
XI.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 – 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | оценить собственную деятельность на уроке; | С помощью подводящего диалога помогает детям сделать вывод о главной мысли прочитанного произведения. | Ребята, обманывать и выдумывать – это одно и то же? -Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или Обманщики» ( Героями рассказа являются Мишутка и Стасик, они и есть фантазёры - безобидные выдумщики. А Игорь - обманщик. Он вызывает только осуждение и гнев.) -Чему хотел научить вас Н. Носов своим рассказом? В чём главная мысль? (С человеком, который умеет фантазировать, всегда интересно. Фантазии безобидны, они приносят радость и удовольствие, дарят хорошее настроение. Но когда человек, сочиняя и придумывая, обманывает и пользуется слабостью других – это нечестно и вызывает осуждение.) -В чем же секрет творчества писателя? ( У него развиты фантазия и воображение) К какому жанру можно отнести это произведение? Выбирайте нужный ответ. стихотворение сказка рассказ Вот и ребята подошло к концу наше путешествие, но пока мы не скажем Н. Носову «Прощай!» - Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке (Ответы детей) - Оцените свою работу на уроке. (Ответы детей) - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Молодцы! | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
1. Сами найдём способ .
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Выполним.
4.Выскажи свое мнение.
Подготовьте чтение разговора Мишки и Стасика по ролям.
Составьте « Синквейн» по произведению.
Задание для всех групп.
Составьте « Синквейн» по произведению.
• Третья – строка описание действий в рамках этой темы тремя словами.
• Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме ( целое предложение).
• Последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Составьте « Синквейн» по произведению.