Образовательная: систематизация, углубление и обобщение знаний о частях речи.
Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь, умение слушать и слышать, строить речь в диалоге, развитие произвольного внимания (концентрация, переключение), развитие словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), умение работать по алгоритму.
Воспитательная: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Целеполагание
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
5. Обобщение и систематизация знаний
7. Контроль усвоения знаний
8. Информация о домашнем задании
9. Итог урока и рефлексия
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент (3 мин) | - Здравствуйте, ребята! - Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что наш урок принесёт нам всем радость от общения друг с другом. | Учитель настраивает учащихся на урок, напоминает о правильной посадке за партой, как правильно держать ручку и карандаш при письме | Упражнение на внимание. | 2 Учитель показывает пальца, обучающиеся хлопают в ответ по количеству указанных пальцев. | | Приветствуют учителя, садятся на свои места, следя за правильной посадкой. |
Актуализация знаний (5 мин) | Минутка чистописания. - Приготовим наши руки для письма. Пальчиковая зарядка с бумагой. Работа с деформированным предложением. Составьте предложение с данными словами. Выполните разбор предложения. Бабушка, рассказывает, внукам, русские, сказки. - Ребята, прочитайте задание. Что перед нами? (слова, рассыпанное предложение). Составьте и запишите из этих слов предложение. (совместная работа учителя и обучающихся). Легко было вы вам выполнять задание? Почему? (К данным словам можно задать вопрос, все они имеют лексическое значение, с ними можно составить предложение. Они являются членами предложения) - Из слов каких частей речи состоит предложение? Составьте предложение с данными словами. И, ОТ, ПРО, ПО, ИЛИ, НО, А, НЕ, НИ, БЫ Попробуйте составить предложение с данными словами. Получилось? Почему? (нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения) Какой можем сделать вывод? - Отличная работа, ребята! | Обучающиеся выполняют пальчиковую зарядку. Фронтальная работа. Обучающиеся отвечают на вопросы,составляют предложение. Записывают в тетрадь. Отвечают на вопросы Проговаривают правило. |
Целеполагание (5 мин) | Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. На какие 2 группы можно разделить эти слова? Имя существительное | местоимение | числительное | Имя прилагательное | частица | союз | наречие | предлог | глагол | - Самостоятельные и служебные части речи - Ребята, вы сможете сказать какая тема нашего урока? (Самостоятельные и служебные части речи) - Какова цель нашего урока? (обобщение и закрепление знаний о частях речи). 3 Восстановим схему «Самостоятельные части речи» - Молодцы! | Выполняют задание устно, отвечают на вопросы учителя Определяют тему и цель урока |
Применение знаний и умений в новой ситуации (8 мин) | Я приготовила для вас загадки. Ответы - отгадки находятся в классе. Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про … (Глагол.) | Все, что есть на свете, Оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» Четко отвечает. Всегда оно имеет И число, и род, Чтоб не обижался на него народ. (Имя существительное) | Художницу эту Знает весь свет. Раскрасит талантливо Всякий предмет. Ответит всегда На вопросы такие: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (Имя прилагательное). | Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счёте их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? (числительное) | Нам на всё оно укажет, Но имён ничьих не скажет. Часто очень применяется, Сильно очень изменяется. Без него, как ни крутись, В речи нам не обойтись. (местоимение) | | О чем наши загадки. Продолжите мою фразу «Существительные, прилагательные, глагол, числительное, местоимение, наречие это ..... самостоятельные части речи) - Молодцы! | Выполняют задание учителя. |
Физминутка ( 2 мин) | Физминутка . | Выполняют физминутку |
Обобщение и систематизация знаний (8 мин) | А сейчас наш мешочек с заданием. Я вам раздаю задание. Прочитайте слов, определите какая часть речи и прикрепите в нужное место. альбом | вы | сверкать | медведь | шёл | жёлтый | одиннадцать | человек | двадцать | направо | сверху | человек | они | интересный | русский | впереди | медленно | гореть | мы | восемь | декабрь | Работа в парах. Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. Солнце … небу гуляло | по | … … тучу забежало. | и, за | Глянул заинька … окно, | в | Стало заиньке темно. | | Наступила темнота, | | … ходи … ворота: | не, за | Кто … улицу попал – | на | Заблудился … пропал. | и | - С помощью каких слов вам удалось восстановить текст? - В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) | Слушают инструктаж Выполняют работу Проверяют Дети записывают и далее зачитывают свои тексты |
Контроль усвоения знаний (6 мин) | Игра «Да-нет» Самостоятельные части речи имеют лексическое значение? Самостоятельные части имеют морфологические признаки? Служебные части речи являются членами предложения? К служебным частям речи всегда можно задать вопрос? Служебные части речи не имеют лексического значения? Служебные части речи не имеют морфологических признаков? Служебные части речи не являются членами предложения? К самостоятельным частям речи невозможно задать вопрос? Служебные части речи не изменяются? | Ответы обучающихся |
Информация о домашнем задании (2 мин) | Домашнее задание у вас будет на карточке Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи». В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её с предложенными критериями. | Слушают объяснение |
Итог урока и рефлексия (2 мин) | -Рефлексия проводится с помощью кубика Блума. . | Отвечают на вопросы Оценивают себя и свою работу на уроке |