"Развитие цветового восприятия у младших школьников на занятиях изобразительного искусства"
"Развитие цветового восприятия у младших школьников на занятиях изобразительного искусства"
Педагогу изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Развитие цветового восприятия у младших школьников на занятиях изобразительного искусства"»
Развитие цветового восприятия
у младших школьников на занятиях изобразительного искусства
педагогу изобразительного искусства в своей практике приходиться сталкиваться с множеством проблем и вопросов, касающихся методики преподавания таких понятий, как перспектива, композиция, форма, цвет.
Как научить ребёнка видеть цвет, воспринимать его, манипулировать с ним - это лишь немногие вопросы, на которые приходится искать ответы учителю изобразительного искусства.
Практика работы в школе-интернате показывает, что для большинства младших школьников не свойственно смешивать цвета, они пользуются краской из баночки, не утруждая себя смешиванием цвета, нахождением его оттенков. Отношение ребёнка к цвету очень просто, он воспринимает цвет как знак, у него солнце жёлтое, небо синее, трава зелёная. Если в набор красок вместо жёлтого цвета мы поместим любую производную от жёлтого (охра, зеленовато - жёлтый, разбелённый жёлтый), она его удовлетворит для раскрашивания солнца. При этом обучающийся может рисовать охристо-грязным цветом, а про себя проговаривать: "Солнышко у меня жёлтенькое". Другим примером является то, когда ребёнок на вопрос: "Какого цвета небо?" отвечает: "Голубое", а изображает его на бумаге синим (той краской, которая находится в наборе красок). Из этого можно сделать вывод: задуманный образ цвета не соответствует реально используемому в рисунке, ребёнок этого не замечает. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы.
Все вышесказанное является обоснованием актуальности проблемы и темы самообразования.
Цель работы: развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
изучить литературу по теме;
подобрать материал: упражнения по цветоведению, дидактические игры, задания;
развивать умения школьников воспринимать цвета и правильно воспроизводить их по трем параметрам: цветовому тону, насыщенности и светлоте;
формировать интерес и потребности в использовании цвета в творчестве через эмоционально-образное изучение возможностей цвета;
формировать у обучающихся художественно-образное мышление.
Гипотеза: совершенствование процесса формирования цветовосприятия у обучающихся возможно, если:
изучение теоретических и практических основ цветоведения осуществляется в тесной взаимосвязи с показом практического использования их в творчестве мастеров живописи;
формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении свойств одного какого-либо цвета в каждом тематическом блоке уроков;
реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их в изобразительной деятельности;
на уроках используются: разнообразный натурный материал, дидактические игры, упражнения, учебные таблицы, дидактические материалы;
осуществляется индивидуальный подход к формированию цветовосприятия и цветовоспроизведения.
Теоретическая база.Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Э. И. Кубышкиной, Н. Н. Ростовцева, Б.М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и других. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Основные положения по формированию представлений о цвете у обучающихся:
на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;
обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения, которая может быть достигнута тренировкой детей в различении и узнавании цвета по образцам, в натуре, на слух, а также освоения технических приемов воспроизведения тонких цветовых градаций с последующим использованием знаний и умений в изобразительной деятельности;
для формирования цветоведческих знаний следует использовать игровые моменты и дидактические игры, направленные на усвоение цветоведческих понятий, освоение навыков цветоразличения и цветовоспроизведения.
Педагогическая деятельность по развитию цветовосприятия у младших школьников может осуществляться в процессе учебной, творческой, игровой деятельности, в процессе проведения экскурсии, организации целенаправленного наблюдения, выполнения домашних заданий на восприятие.
Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Стихия цвета и красок приходит вместе с ощущениями прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающей множество нежных оттенков.
Давая обучающимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.
Для лучшего понимания законов цветоведения целесообразно показывать живописные произведения мастеров искусств и анализировать вместе с детьми живописный строй картины. Например, выясняя с детьми, какого цвета небо, следует показать ряд произведений, на которых цвет неба будет сине-зеленым, желто-красным, сине-красным и т.д. Строя беседу по этим вопросам, надо сделать так, чтобы дети самостоятельно подошли к пониманию необходимости передавать различными цветовыми оттенками разные состояния природы. Полезно показать сильно увеличенный фрагмент живописного полотна, выполненного в технике масляного письма, где можно увидеть мазки отдельных цветов. Особенно это видно у художников, которые добивались оптического смешения мазков краски различных цветовых оттенков при восприятии на определенном расстоянии (К. Моне, И. Грабарь и др.).
На урок изобразительного искусства приходят разные дети, и каждый - с индивидуальным чувством восприятия. Наблюдая за творчеством обучающихся, целесообразно проводить цветодиагностику, которая помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Для этого учителю нужно наблюдать за тем, какие цвета предпочитает использовать ребенок в своих работах. После того как у учителя появится информация о детских цветовых предпочтениях, можно приняться за анализ этой информации.
Упражнения, дидактические игры, задания для формирования цветового восприятия у обучающихся:
Нахождение палитры каждого цвета отдельно, путем смешивания определенного цвета последовательно с каждым цветом в коробочке красок.
Определение группы цветов по временам года, времени суток, состоянию природы (солнечный день, пасмурный день).
Изучение живописных техник - лессировка, "а-ля-прима", по-сырому, пуантилистика.
Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.
Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).
Игра "У кого какой характер?" предполагает цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев (для обучающихся 1-2 классов). Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками и ответить на вопросы: "Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?" Далее педагог корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей - изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.
Следующее упражнение направлено на развитие цветовой наблюдательности. Посмотрев несколько секунд в окно, дети перечисляют максимум цветов и их оттенков, которые удалось заметить. В другой раз пробуют передать их с помощью гуаши. Дети, включившись в игру, в дальнейшем будут сами ее совершенствовать, развивать и применять согласно своим задачам. Постепенно такая игра может стать неотъемлемой частью их жизни.
Большую пользу приносит коллекционирование образцов цвета. Постепенно у детей получаются целые альбомы с образцами цветной бумаги разной фактуры. Таких альбомов может быть до 10 в соответствии с цветами спектра, включая ахроматические ряды.
Чтение стихотворений, подбор к ним живописных полотен. Создание с помощью разнообразных живописных средств иллюстрации к выбранным поэтическим строчкам.
Выполнение упражнений на достижение разной тональности цвета.
Вопросы по цветоведению.
Упражнения по цвету полезно начинать с 1 класса. Обычно они выполняются в начале урока, перед заданиями в цвете. Можно провести упражнения и в середине урока, если учитель почувствовал, что дети недостаточно подготовлены к выполнению задания, или в конце урока, если осталось свободное время и имеется возможность подготовить обучающихся к следующему занятию или к домашней работе. Упражнения и задания могут выполняться на белом или цветном листе бумаги.
Целесообразно для сравнения помещать на одном листе несколько рисунков с различным цветовым исполнением: монохромным и контрастным, с близкими тонами в пасмурный день и резкими светотенями в солнечную погоду.
Быстрые рисунки-фантазии, выполненные сразу кистью, доставляют обучающимся много радостных минут. Такие рисунки направлены на создание того или иного настроения, помогают детям находить наиболее выразительные цветовые отношения при исполнении длительного рисунка.
Знания, умения и навыки, полученные при выполнении различных упражнений, обучающиеся применяют при рисовании с натуры, по представлению или на тему, декоративном рисовании.
В решении учебно-воспитательных задач урока и развитии восприятия цвета основную роль играет наглядность и практический показ ведения работы красками и материалами учителем. В кратковременных упражнениях применяются разнообразные наглядные пособия в комплексе с пособиями, предназначенными для длительных рисунков. Подбор моделей - важное и трудное дело. От него во многом зависят эмоциональный настрой урока и успех работы.
Для изучения правил цветоведения необходимы разнообразные цветовые таблицы. Примеры рисунков обучающихся стимулируют выполнение работы, т.к. виден конкретный результат. Поэтому учитель должен иметь фонд детских работ. Также необходимы репродукции картин художников, слайды, музыкальные записи.
Таким образом, целенаправленное обучение младших школьников цветовосприятию и цветовоспроизведению на уроках изобразительного искусства способствует овладению приемами различения, передачи тонких градаций оттенков локальных и сложных цветов при рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании. Это значительно обогащает их опыт художественного восприятия мира и положительно влияет на качество творческих работ.
Список литературы
Агостон Ж. "Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне", "Мир", М., 1982.- с. 181
Алексеев С.С. "О цвете и красках", "Искусство", М., 1962.- с. 51
Алексеев С.С. "О колорите", "Изобразительное искусство", М., 1974.- с. 123.
Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Живопись". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 28 с.
Сидуэй Ян "Как смешивать краски", энциклопедия, "Арт-родник", М., 2007.- 144 с.
Сокольникова Н.М. "Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.завед. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 368 с.