kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения" Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство)они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.

Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.

На первом урокеучащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины"Илья Муромец и Соловей Разбойник".

Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.

Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения" Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» »

«Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения

Тема: Былина «Болезнь и исцеление Ильи Муромца», 4 класс (2 урока ведут два учителя)

ЦЕЛИ: создать целостный литературно-художественный образ былинного героя, показать его в творчестве художников, композиторов, архитекторов; сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества.

  • Обучающая:

  • -Формировать умения работать с предтекстовой инструкцией, умения прогнозировать и высказывать гипотезы до чтения текста с помощью разных видов восприятия, умения отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения которые подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст, умения составлять «индивидуального» плана к литературному произведению, умению работать с разными видами словарей.

  • Развивающая:

  • -Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения, писать отзывы о прочитанном,

  • -Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.

  • -Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

  • Воспитательная:

  • -Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.

Ход урока. Урок №1.

1. Оргмомент. Приветствие.

- Сегодня мы будем работать над художественным произведением, о теме которого вы должны догадаться с помощью подсказок.

2. Работа над новым материалом.

- Подсказка 1.

(Звучит фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина)

- Послушайте музыкальный фрагмент.

- Что вы представили, прослушав этот музыкальный фрагмент?

(Ответы детей: мощь, сила, что-то грозное и т. д.)

- Подсказка 2.

(Детям предлагается потрогать предмет, лежащий в темном мешочке)

- Как можете охарактеризовать предмет в мешке?

- Какой он? Какие возникли ассоциации?

(Твердый, крепкий, холодный и т. д.)

- Вспомнив музыкальный фрагмент и свои ощущения от предмета, попробуйте сделать предположения, о чем или о ком пойдет речь в тексте, над которым мы будем работать.

(Выслушиваются предположения детей)

- Подсказка 3.

- Следующая подсказка поможет вам назвать имя героя произведения.

( На экране показывается слайд «Памятник Илье Муромцу», архитектор Клыков)

- Кому установлен, п0-вашему этот памятник? (Богатырю)

- Действительно, в начале урока вы послушали фрагмент «Богатырской» симфонии композитора Бородина, которого восхищала сила и мощь русских богатырей.

- А металлический предмет в мешке, был твердым, холодным, крепким – символизировал дух русских богатырей.

- Кто главный герой сказаний о богатырях? ( Илья Муромец)

- Памятник Илье Муромцу, который вы видите на слайде, действительно установлен в городе, где он родился, архитектором Клыковым, в честь ратных подвигов русских богатырей.

- Попробуйте догадаться, о каком городе идет речь, а я вам помогу.

- Жителя Саратова называют - саратовец.

- А жителя Новгорода – новгородец.

- Так как же называется город, в котором родился Илья Муромец? (Муром)

- Существует еще одна версия, по ней Илья происходил из древнего племени «муромов».

3. Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 168 и прочитайте название произведения. ( «Болезнь и исцеление Ильи Муромца).

1).Работа со словарями.

- Значение всех ли слов в названии былины вам понятны?

- Как понимаете слово «исцеление»?

- Давайте обратимся к толковым словарям, словарям глаголов, словарям синонимов и антонимов.

- Чем являются слова «исцеление» и «вылечить»? (Синонимами)

2). Работа с однокоренными словами.

- На листах зашифрованы однокоренные слова. Вставив вместо точек пропущенные буквы. Вы сможете их прочитать. Если кому то нужна помощь – обратитесь к словарю.

Цел . . . . . (Целитель, исцелить, целый, исцеление, целина, целебный, уцелеть, исцелять,

Цел . . цельный и т. д.)

.. цел …

Цел

(Значение сложных слов зачитываются детьми, так же дети могут записать эти значения в тетрадь – литературный словарик)

3). Работа с карточками.

(Карточки на доске, у детей сигнальные доски и маркеры)

  1. рассказ

  2. басня

  3. былина

  4. сказка

- К какому жанру вы отнесете этот текст? Докажите свой выбор. (Былинный герой)

- Что нам поможет доказать, что это былина?

(Толковый словарь. Былина – русская народная эпическая песня – сказание о богатырях. Если необходимо, уточняется значение слова «эпическая».

- Что вы знаете об Илье Муромце?

- Каких других былинных героев вы знаете? (Ответы детей)

Кто видел картину Виктора Васнецова «Богатыри»? (Слайд)

4. Работа со сладом.

- Где можно увидеть эту картину? ( В Третьяковской галереи)

-А знаете ли вы, что художник писал свое масштабное полотно около 20 лет.

Размер полотна 3,5 на 4, 5 м. Кто не был в галереи, советую обязательно сходить, а кто хочет больше узнать о подвигах русских богатырей, обратитесь в библиотеку школы или района. (Выставка книг).

5.Чтение

Чтение былины учителем и хорошо читающими учениками, во время чтения дети отмечают карандашом или клеящимися закладками сложные слова и словосочетания, затем с помощью словарей уточняется лексическое значение.

6. Вопросы по содержанию.

Домашнее задание: прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре.

В этот день на уроке русского языка проводится словарная работа по содержанию былины, на уроке математики решаются задачи, героями которых являются богатыри.

Ход урока. Урок № 2.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

(прочитать былину, выписать на закладки непонятные слова и выражение и найти их толкование в словаре)

1). Объяснение трудных слов.

2). Выборочное чтение.

3). Чтение про себя с выполнением задания:

- разделить текст на части;

-озаглавить части, отметив закладкой;

4). Дифференцированные задания. Инструктаж.

- У вас 2 вида закладок чистые и с названием частей. Вы самостоятельно выбираете, с какими будете работать.

- Кто самостоятельно называл части?

5). Чтение былины вслух по частям, коррекция границ частей текста.

- Как назвали? Кто считает, что граница части другая?

6). Составление плана и «индивидуального» плана (по выбору).

- Приклейте на лист названия частей по порядку на лист, чтобы получился «индивидуальный» план.

7). Анализ названий частей и составленных планов.

8). Пересказ былины по плану.

9). Дифференцированное задание. Написание отзыва или дополнение деформированного текста (по выбору).

10) Рефлексия. Подведение итогов.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сиротина Ольга Альфовна Смирнова Елена Анатольевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142997


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства