Развитие техники чтения в классе коррекционно-развивающего обучения на примере сказки "Аист и соловей"
Развитие техники чтения в классе коррекционно-развивающего обучения на примере сказки "Аист и соловей"
Данные урок разработан для классов коррекционно-развивающего обучения, в котором обучаются дети с диагнозом ЗПР разного генеза. Направлен на развитие у детей беглого, осознанного, выразительного чтения; развитие речевого дыхания, словарного запаса, памяти, мышления и рассуждения, а так же воспитание культуры общения, правил хорошего тона.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие техники чтения в классе коррекционно-развивающего обучения на примере сказки "Аист и соловей" »
Урок КРО во 2 «Ж» классе уч. С. А. Сивкова
Тема: Развитие техники чтения
Цель: учить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению;
развивать умение придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьезные, насмешливые и одобрительные, а так же интонации перечисления, завершения, противостояния; развивать речевое дыхание, все качества голоса; развивать словарный запас, память, мышление, рассуждение, кругозор;
воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, такие как вежливость, доброта, приветливость.
Оборудование: 2 комплекта текстов для самозамера, свечи бумажные, блоки для чтения, тексты рассказа «Аист и Соловей», раздаточный материал для работы в парах.
Ход:
Организационный момент
Психологический настрой на работу
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Тексты, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.
Сообщение темы
-Тема нашего урока - «Развитие техники чтения». На уроке мы будем развивать имеющиеся у нас навыки чтения, что будет способствовать дельнейшему улучшению техники чтения.
Самозамер чтения (Чтение незнакомого текста в течение одной минуты и запись в тетрадь. Текст В.Овсеевой о вежливом, отзывчивом мальчике).
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу. - Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока некончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).
Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам, молока б нам.
Чтение блоков.
Блоки № 2
Отработка дикции.
-Теперь вспомним, последние изученные скороговорки и проговорим их четко, правильно, медленно, постепенно увеличивая темп.
Сенька с Санькой вёз Соньку на санках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-Сегодня добавим одну новую скороговорку и отработаем ее произношение. А прежде откроем тетрадь и запишем число и классная работа. Запись в тетрадь.
Говори, говори, да не заговаривайся.
Интонационная разминка.
- А теперь немного поработаем над интонацией. В предложении « Подай мне деревянную ложку!» выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.
Как меняется смысл предложения?
Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл всего предложения.
Развитие поля зрения.
-Следующее задание это работа с цифровыми блоками. Найти центр в блоке и зафиксировать взгляд на нем. Теперь назвать число, находящееся ниже центрального числа, и т.д.
Видео физминутка «Барабаны»
Работа над загадкой.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
-- Назовите слова, которые помогли вам разгадать загадку.
-- Почему аист безголосый, а соловей – лучший в мире певец, мы узнаем с вами, прочитав сказку В.Берестова « Аист и соловей».
А) Чтение текста цепочкой чередуя упражнением «Бросок –Засечка»
Упражнение “Бросок – засечка”. Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.
Б) Чтение текста учителем
В) Беседа по тексту
-Почему птицы послали Аиста и Соловья к мудрецу? (чтобы они проверили, на самом ли деле есть такой мудрец, который может научить пению птиц)
-Как Аист пришел к мудрецу? Как он разговаривал с ним? Расскажите. ( вбежал без стука, не поздоровался, громко крикнул ему прям в ухо, назвал невежливо «стариканом»)
- Почему мудрец не научил сразу Аиста музыке? (он решил сначала поучить его вежливости)
-Почему автор называет Аиста чудаком? (он умеет только стучать клювом и хвалиться)
-Чем понравился мудрецу Соловей? (робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойства, и сказал, что очень хочется научиться музыке)
-Сравните поведение Аиста и Соловья. Чем оно отличается? (Аист-невежа, грубиян, а Соловей-вежливый)
-Как нужно обращаться к старшим и вести разговор?
- Какая из перечисленных пословиц подходит к этому произведению?
Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Брать легко — отдавать тяжело.
7. Работа в парах по карточке « Проверь себя». - Какие из данных в карточке предложений есть в сказке? Отметьте их, а потом проверьте по тексту сказки. Карточка Но мудрец решил сначала проучить его. Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. И он обучил соловья всему, что знал сам.
Но он обучил соловья не всему, что знал сам.
Самозамер чтения по тексту
- Проверьте, увеличилось ли количество слов за минуту.
Итог урока
- Существует много правил поведения и общения людей. И мы должны их выполнять.
Слова «До свидания», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке,
В детсадике, дома.
Слова эти очень и очень важны,
Они человеку как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
К. Кудлачев
Урок окончен, всем спасибо!
приложение
Замер техники чтения
Н.Сладков
Доверие.
I часть
Иду по лесу, хлюпаю по болоту, пересекаю поле – везде свои птицы. И по-своему ко мне относятся: одни доверяют, другие – нет. И доверие их можно измерить … шагами!
Плиска* на болоте подпускает на пять шагов, жаворонок в поле – на пятнадцать, дрозд в лесу – на двадцать, кукушка – на шестьдесят, а журавль – на триста.
Вот и понятна – и даже видна! – мера их доверия…
Есть тут над чем призадуматься.
II часть
Ворона в лесу доверяет охотнику только на сотню шагов. А вот трактористу в
поле – уже на пятнадцать. А у горожан в парке, которые её подкармливают, она чуть
ли не из рук куски берёт.
Соображает!
И значит, всё зависит от нас. Одно дело, если мы в лес с ружьём, а другое – с куском. Да и даже и без куска, но хотя бы без палки.
Видели диких уток на городских прудах? Дроздов и белок, живущих в парках?
Это сокращаются шаги доверия. Это мы с вами становимся лучше. И поэтому нам доверяют больше. В лесу и в поле. На болоте и в парке.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому на дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли возле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.