Развитие речи | Вступительное слово учителя -Мир живописи богат и сложен. Для того, чтобы нам вступить в него не как в тёмный лес, необходимо познакомиться с основными жанрами живописи. Живопись подразделяется на следующие жанры: (примеры жанров на слайде) Пейзаж – это изображение природы Натюрморт – изображение различных предметов, цветов, фруктов Портрет – это изображение человека Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира. Откройте учебник на стр. 113, перед вами репродукция картины известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». Работа по учебнику С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике. -В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. - Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов.(картины на слайдах показаны) - Пока вы их будете рассматривать, я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён». Действительно, рассматривая его картины, мы видим, как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем. -Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину « Иван-царевич на Сером волке». -Откройте учебник на странице 77, прочитайте задание упражнения 133. Но страницы с репродукцией картины не закрывайте, она нам еще пригодится. Положите что-нибудь на это страничку(карандаш или линейку)чтобы прикрывая её, не потерять. -Итак, в упражнении 133 прочитайте задание под первой красной точкой -Посмотрите на картину. Какой же эпизод сказки «Иван-Царевич и Серый Волк» вам вспомнился, глядя на неё? -Правильно. «Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему: — Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает» -Ребята, обратите внимание на глаголы движения в этом отрывке: настигает, помчался. Как вы думаете, какое значение они имеют в этом тексте. -Прочитайте второе задание -Давайте с вами вспомним сказку «Иван Царевич и Серый Волк», её главную мысль. Отправляясь на поиски Жар-птицы, Иван-царевич встретил Серого Волка, который вызвался помочь Ивану в поисках. Но что стало, когда Волк привёл Ивана-царевича к крепости, где находится та самая Жар-Птица. Какое указание дал Волк Ивану? Прочитайте со слайда. -Послушал Иван Волка? -Верно. Тогда Ивана-царевича схватили и повели к царю Афрону. Тот согласился отдать Ивану Жар-птицу, если тот украдёт для него коня златогривого. И снова Волк помчал к нужному месту и дал указание Ивану, прочитайте. -Снова ничего не вышло у Ивана, почему? -Царь Кусман простит Ивана, если тот приведёт ему Елену Прекрасную. Тут уж сам Волк решает отправиться на кражу, дабы снова не попасть в неприятную ситуацию. И тут как раз происходит действие, отражённое на картине Васнецова. Запрыгивают на Волка Иван-царевич с Еленой Прекрасной и мчатся. -Вспомните, чем закончилась сказка? | Рассматривают картинку и слушают учителя. Рассматривают репродукцию -Рассматривают репродукции картин, слушают учителя Читают - когда Волк и Иван-Царевич украли Елену Прекрасную и убегают как можно скорее -показывают, что двигались они очень быстро Читают задание -«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!» -Нет, а сделал всё по-своему, поэтому у него ничего не вышло -«Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!» -Ослушался Иван Серого Волка и захотел взять с собой уздечку -Ивана-царевича убили родные братья, но на помощь снова пришёл Волк и оживил своего друга. Принёс отцу Иван желанную Жар-птицу, асам женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать. | П: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности К: вступать в учебный диалог с учителем |
Рассматривание картины, подготовка и написание сочинения | - Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях. Рассмотрите картину, попробуйте определить её основную мысль. -Верно, молодцы, не всегда нужно смотреть на вещи поверхностно . -Обратимся к картине. Каково расположение картины? (вертикальное, горизонтальное) и о чём оно может говорить, как вы думаете? -Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. Хорошо, а что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины - Попробуйте выразить свое отношение к героям, к картине. Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности. -Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. -Хорошо, ребята, а нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Как думаете, правильно ли он подобран художником? - Какое значение имеет фон картины? -Как Васнецов изображает Волка? Что отличает его от реального зверя и делает его волшебным помощником героя? Как художнику удалось изобразить природу? -Молодцы. При написании сочинения вам помогут вопросы, мы их только что обсудили, карточки лежат на ваших партах. Каково расположение картины, о чём оно говорит? Что находится на переднем плане картины? На заднем? Что в центре? Ваше отношение к героям? Какие чувства у вас вызывает эта картина? Цветовой контраст картины? Как Васнецов изображает Волка? Что отличает его от реального зверя и делает его волшебным помощником героя? Как изображена природа на картине? Каково настроение героев картины? (выражения лиц, внешний вид) Какова основная мысль картины? -Для написания сочинения нам потребуется план. Он должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания (картина), имеется указание на автора и название картины; Основную часть – описание самой картины по опорным вопросам; Заключительную часть – оценка картины, её общее настроение, основную идею План (на слайде): Художник-сказочник Главные герои картины, их облик, мысли и чувства Тайны волшебного леса Чувства, навеянные картиной Лексико-орфографическая подготовка -Посмотрите на центральных персонажей картины: Елену Прекрасную, Ивана-царевича, Волка. Опишем каждого из них прилагательными. -Какая Елена Прекрасная? -Иван-царевич? -Серый Волк -Опишем и лес -Опишем скачку героев -Эти опорные слова вы видите на доске, они также будут вашими помощниками -Варианты начала сочинения есть на слайде: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине М. В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Одной из моих любимых картин является произведение М. В. Васнецова…» -Приступаем к написанию сочинения Написание сочинения-отзыва Чтение сочинений по желанию | Она показывает что облик не всегда может показывать всю правду, как было с волком. Если все его видели плохим, а Иван относился к нему совсем иначе, из за чего он и помогал ему. -Картина расположена вертикально. Это рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня -Серый Волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная, дерево, цветы -Центр картины – Иван-царевич и Елена прекрасная, мчащиеся через лес на Сером волке. На заднем фоне изображен дремучий лес -вызывает тревогу за Ивана и Елену Прекрасную. Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им. -Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только он смотрит вперед и одновременно на зрителей и может увидеть, что ждёт героев Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость. -печальная, задумчивая, молодая, прекрасная, спокойная, покорная -смелый, мужественный, бесстрашный, губы сжаты, будущий богатырь -Волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстрый -дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, чёрная тина болота -Быстрая, стремительная | П: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности К: вступать в учебный диалог с учителем |
Подведение итогов занятия, рефлексия | - Чему научились на уроке? - Чему нового узнали на уроке? - Что вы помните из его биографии? -Чем запомнилась картина, о которой мы сегодня говорили? | -Анализировать картину, составлять план сочинения, писать сочинение -Факты биографии Васнецова -в детстве Васнецов часто слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни. Все это оказало влияние на развитие таланта. Написал картины: : «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Снегурочка», «Ковёр-самолёт» и «Иван Царевич на Сером Волке». -Своей необычностью, сказочностью, интересными героям | Р:адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления Л: способность к самооценке своих действий К: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |