kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи. Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

Развивать умение составлять речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке"»





Класс:4




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА развития речи

ТЕМА: Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя:ознакомление учащихся с особенностями написания сочинения- отзыва по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

Планируемые результаты:

  • Предметные:развивать умение составлять речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины, выражать свои чувства от восприятия картины

  • Личностные:развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, понимание ее значимости; воспитание доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки.


ПЛАН УРОКА


Этап урока

Хронометраж

  1. Организация начала занятия

1 мин

  1. Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний

1 мин

  1. Развитие речи

8 мин

  1. Физкультминутка

  1. мин

5.Рассматривание картины, подготовка и написание сочинения

12 мин

6.Написание сочинения

15 мин

7.Подведение итогов занятия, рефлексия

2 мин











ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организация начала занятия


- Здравствуйте, ребята Сегодня у вас урок развития речи. Тихо садятся девочки, затем тихо садятся мальчики.

Приветствуют учителя



Л: положительное отношение к учению

Формы работы:фронтальная

Целеполагание, мотивация и актуализация опорных знаний


-.Ребята, сегодня на уроке развития речи мы попадем в мир сказки. Прослушайте отрывок и попробуйте определить, из какой сказки?(звучит фрагмент)


-Правильно, сегодня мы с вами будем писать сочинение-отзыв по репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».



Отрывок из сказки «Иван-царевич и серый волк»



Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

К: вступать в учебный диалог с учителем

Средства: карточки с примерами, презентация

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Развитие речи



Вступительное слово учителя

-Мир живописи богат и сложен. Для того, чтобы нам вступить в него не как в тёмный лес, необходимо познакомиться с основными жанрами живописи.

Живопись подразделяется на следующие жанры: (примеры жанров на слайде)

  1. Пейзаж – это изображение природы

  2. Натюрморт – изображение различных предметов, цветов, фруктов

  3. Портрет – это изображение человека





Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, - цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас все красочное богатство мира.

Откройте учебник на стр. 113, перед вами репродукция картины известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером волке».


Работа по учебнику

С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.

-В. М. Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.


- Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов.(картины на слайдах показаны)

- Пока вы их будете рассматривать, я вам зачитаю слова А.И.Успенского , сказанные им о В.М.Васнецове : « Тщательно изучивши нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, убранства, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён».

Действительно, рассматривая его картины, мы видим,  как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую  Алёнушку и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем.


-Сегодня у нас великолепная возможность ближе изучить картину

« Иван-царевич на Сером волке».


-Откройте учебник на странице 77, прочитайте задание упражнения 133. Но страницы с репродукцией картины не закрывайте, она нам еще пригодится. Положите что-нибудь на это страничку(карандаш или линейку)чтобы прикрывая её, не потерять.


-Итак, в упражнении 133 прочитайте задание под первой красной точкой

-Посмотрите на картину. Какой же эпизод сказки «Иван-Царевич и Серый Волк» вам вспомнился, глядя на неё?



-Правильно.

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

— Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.


Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает»


-Ребята, обратите внимание на глаголы движения в этом отрывке: настигает, помчался. Как вы думаете, какое значение они имеют в этом тексте.


-Прочитайте второе задание

-Давайте с вами вспомним сказку «Иван Царевич и Серый Волк», её главную мысль. Отправляясь на поиски Жар-птицы, Иван-царевич встретил Серого Волка, который вызвался помочь Ивану в поисках.

Но что стало, когда Волк привёл Ивана-царевича к крепости, где находится та самая Жар-Птица.

Какое указание дал Волк Ивану? Прочитайте со слайда.






-Послушал Иван Волка?


-Верно. Тогда Ивана-царевича схватили и повели к царю Афрону. Тот согласился отдать Ивану Жар-птицу, если тот украдёт для него коня златогривого. И снова Волк помчал к нужному месту и дал указание Ивану, прочитайте.



-Снова ничего не вышло у Ивана, почему?


-Царь Кусман простит Ивана, если тот приведёт ему Елену Прекрасную. Тут уж сам Волк решает отправиться на кражу, дабы снова не попасть в неприятную ситуацию. И тут как раз происходит действие, отражённое на картине Васнецова. Запрыгивают на Волка Иван-царевич с Еленой Прекрасной и мчатся.

-Вспомните, чем закончилась сказка?






Рассматривают картинку и слушают учителя.
















Рассматривают репродукцию



















-Рассматривают репродукции картин, слушают учителя















Читают





- когда Волк и Иван-Царевич украли Елену Прекрасную и убегают как можно скорее













-показывают, что двигались они очень быстро



Читают задание


-«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»


-Нет, а сделал всё по-своему, поэтому у него ничего не вышло




-«Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!»

-Ослушался Иван Серого Волка и захотел взять с собой уздечку






-Ивана-царевича убили родные братья, но на помощь снова пришёл Волк и оживил своего друга. Принёс отцу Иван желанную Жар-птицу, асам женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

П: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

К: вступать в учебный диалог с учителем

Средства: учебник, презентация

Формы работы:фронтальная

Физминутка

-Ребята, я вижу что вы устали, давайте с вами немного отдохнем. Вставайте из-за своих мест и повторяйте за мной.


Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняют движения


Рассматривание картины, подготовка и написание сочинения


- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником чувствах и настроении изображенных на ней героях.

Рассмотрите картину, попробуйте определить её основную мысль.

-Верно, молодцы, не всегда нужно смотреть на вещи поверхностно .



-Обратимся к картине. Каково расположение картины? (вертикальное, горизонтальное) и о чём оно может говорить, как вы думаете?



-Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.

Хорошо, а что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины




- Попробуйте выразить свое отношение к героям, к картине. Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.

-Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина.

-Хорошо, ребята, а нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? Как думаете, правильно ли он подобран художником?

- Какое значение имеет фон картины?





-Как Васнецов изображает Волка? Что отличает его от реального зверя и делает его волшебным помощником героя?





Как художнику удалось изобразить природу?






-Молодцы. При написании сочинения вам помогут вопросы, мы их только что обсудили, карточки лежат на ваших партах.

  1. Каково расположение картины, о чём оно говорит?

  2. Что находится на переднем плане картины? На заднем? Что в центре?

  3. Ваше отношение к героям?

  4. Какие чувства у вас вызывает эта картина?

  5. Цветовой контраст картины?

  6. Как Васнецов изображает Волка? Что отличает его от реального зверя и делает его волшебным помощником героя?

  7. Как изображена природа на картине?

  8. Каково настроение героев картины? (выражения лиц, внешний вид)

  9. Какова основная мысль картины?


-Для написания сочинения нам потребуется план. Он должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания (картина), имеется указание на автора и название картины; Основную часть – описание самой картины по опорным вопросам; Заключительную часть – оценка картины, её общее настроение, основную идею


План (на слайде):

  1. Художник-сказочник

  2. Главные герои картины, их облик, мысли и чувства

  3. Тайны волшебного леса

  4. Чувства, навеянные картиной


Лексико-орфографическая подготовка

-Посмотрите на центральных персонажей картины: Елену Прекрасную, Ивана-царевича, Волка.

Опишем каждого из них прилагательными.

-Какая Елена Прекрасная?


-Иван-царевич?



-Серый Волк


-Опишем и лес



-Опишем скачку героев


-Эти опорные слова вы видите на доске, они также будут вашими помощниками


-Варианты начала сочинения есть на слайде: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине М. В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Одной из моих любимых картин является произведение М. В. Васнецова…»


-Приступаем к написанию сочинения


Написание сочинения-отзыва

Чтение сочинений по желанию


Она показывает что облик не всегда может показывать всю правду, как было с волком. Если все его видели плохим, а Иван относился к нему совсем иначе, из за чего он и помогал ему.

-Картина расположена вертикально. Это рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня

-Серый Волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная, дерево, цветы

-Центр картины – Иван-царевич и Елена прекрасная, мчащиеся через лес на Сером волке. На заднем фоне изображен дремучий лес





-вызывает тревогу за Ивана и Елену Прекрасную.


Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.

-Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только он смотрит вперед и одновременно на зрителей и может увидеть, что ждёт героев

Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая привносит в полотно свою веру в справедливость.






























-печальная, задумчивая, молодая, прекрасная, спокойная, покорная

-смелый, мужественный, бесстрашный, губы сжаты, будущий богатырь

-Волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстрый

-дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, чёрная тина болота

-Быстрая, стремительная

П: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

К: вступать в учебный диалог с учителем

Средства: учебник.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Подведение итогов занятия, рефлексия


- Чему научились на уроке?


- Чему нового узнали на уроке?

- Что вы помните из его биографии?











-Чем запомнилась картина, о которой мы сегодня говорили?

-Анализировать картину, составлять план сочинения, писать сочинение

-Факты биографии Васнецова

-в детстве Васнецов часто слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни. Все это оказало влияние на развитие таланта.

Написал картины: : «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка», «Снегурочка», «Ковёр-самолёт» и «Иван Царевич на Сером Волке».

-Своей необычностью, сказочностью, интересными героям

Р:адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Л: способность к самооценке своих действий

К: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Развитие речи. Сочинение по картине Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке"

Автор: Кузнецова Любовь Анатольевна

Дата: 21.02.2020

Номер свидетельства: 540613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" "
    ["seo_title"] => string(83) "sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-v-m-vasnietsova-ivan-tsarievich-na-sierom-volkie"
    ["file_id"] => string(6) "193988"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427717001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства