Просмотр содержимого документа
«Развитие Функциональной грамотности на уроке литературного чтения во 2 классе "Страшный рассказ" Е.И.Чарушина.»
Учебный предмет: Литературное чтение Класс: 2 класс
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомить с произведением Е. Чарушина «Страшный рассказ», развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Проявление интереса к уроку чтения;
осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).
Метапредметные умения.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности.
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.
Соотносить выполненное задание с образцом.
Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные УУД:
Извлекать информацию, представленную в различных формах.
Анализировать поступки героев;
Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач.
Делать выводы в результате совместной работы класса, группы и учителя.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.
Формулировать ответы на вопросы.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Уметь воспринимать на слух художественное произведение.
Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
Предметные умения:
Формировать интерес к чтению как к средству получения информации;
Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;
Развивать умение работать с текстом.
Оборудование: презентация; карточки с текстами, выставка книг, толковый словарь, Справочник «Моя шкатулка: лесные жители».
Ход урока
Организационный момент. Психологическая разминка- игра «Делай, как я»
2. Постановка темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился.
3. Новая тема
1) - Рассказ учителя о писателе (Дети помогают найти нужную страницу в книге)
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале (КАРТА- Уральские горы), в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей.
Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Внимание на картинки
В 1930 г.( 29 лет) вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
Выставка книг Чарушина- рекомендация к чтению.
2) словарная работа СЛАЙД- читает учитель- Толкование этих слов можно прочитать в словарях.
3) чтение текста учителем : дети следят по тексту
4) вопросы по содержанию.
-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Где произошёл случай, описанный в рассказе? (На даче – у самого леса, в маленьком домике)
- С чего всё началось? (Родители ушли в гости, а дети остались одни)
- Найдите строки в начале рассказа, которые характеризуют мальчиков. Зачитайте.
- Можно ли назвать детей смелыми? Почему? (Нет)
- А что думает о них автор? (Автору понравились ребята)
- Прочитайте диалог о том, как мальчики уговаривали себя не бояться.
- Что больше всего испугало ребят? (Неизвестные шаги)
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Как они чувствовали себя под одеялом? (Закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу, лежали тихо-тихо, чтобы их никто не услышал)
- Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях.
- Подберите и зачитайте в тексте строки к иллюстрации.
- Расскажите, что сделали родители, когда вошли в дом? (Стали искать кто же напугал ребят)
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
- Почему ёж свернулся шариком?
- Подумайте, для чего ёжик в доме? Где настоящий дом ежа?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы?
- Можно ли считать рассказ на самом деле страшным?
- Можно ли назвать мальчиков смелыми?
- Можем ли мы ребят осуждать их за трусость?
- Какое чувство преобладало у ребят в начале рассказа? (Страх)
- А когда тайна была раскрыта? (радость удивления и открытия)
- Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?
5. Физминутка Дежурные + учитель
6. «Подари вопрос» вопросы учебника 2, 3, 4,5
7.Работа со справочником «Моя шкатулка: лесные жители».
- Находим нужную страницу.
- Воспоминание о поделке ежике. Зачитываем информацию.
- Действия ёжика: читаем все действия, выбираем подходящие к рассказу.