Разработки коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР
Разработки коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР
Коррекционно-развивающие занятия по темам:"Развитие мышления и вербальной памяти"; "Развитие умения ориентироваться в пространстве" ; "Развитие произвольной памяти и пространственных представлений"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработки коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ЗПР»
Разработка коррекционно-развивающего занятия для учащихся вторых классов с ЗПР на тему: «Развитие мышления и вербальной памяти»
Цель занятия:
Развитие вербальной памяти , наглядно-образного мышления и способности анализировать.
Задачи:
Познавательные:
Развитие представлений об окружающем мире;
Развитие навыка рефлексии продуктивности собственной деятельности.
Коррекционные:
Формирование логического мышления с опорой на наглядность;
Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
Развитие связной речи.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями.
Вербальнаяпамять – это память, которая отвечает за способность человека запоминать любую текстовую информацию.
Ход занятия.
Приветствие. Настрой на работу.
Сегодня мы с вами будем продолжать развивать своё мышление. А для этого я приготовила вам много интересных заданий.
Игра «Песенка про море»
Посмотрите, сколько здесь китов, каждый поёт песенку. Ваша задача найти для каждого к ита пару, чтобы они спели дуэтом одну песню.
Задание «Логические цепочки»
Посмотрите, перед вами цепочка. Кто в ней? (Лиса, черепаха, жук, волк, собака и т. д.). Начало цепочки отмечено закрашенным квадратом, а конец – стрелкой. Мы с вами будем читать следующие фразы, если они верны вы ставите плюс (+), если нет – минус (-).
- Третий элемент цепочки – жук
- Пятый элемент с конца цепочки - собака
- Следующая фигура после кошки – черепаха
- Предыдущая фигура перед волком – лиса
- Следующая фигура после каждой черепахи – жук
- Предыдущая фигура пере каждым жуком – черепаха
- Следующая фигура после лисы - черепаха
Следующее задание: Соедини все фигуры в одну цепочку так, чтобы следующей фигурой после каждой тыквы был арбуз. Не забудьте обозначить начало и конец своей цепочки.
Пометь синим крестиком каждую цепочку, в которой после каждой груши идёт яблоко. Пометь красным крестиком каждую цепочку, в которой перед каждым яблоком идёт г руша.
Физминутка «Горизонтальные восьмёрки»Рисуем в воздухе большие восьмёрки, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.
Игра «Продолжи ряд»
Итог занятия. Чем сегодня мы занимались? Что вам понравилось, а что нет?
При выполнении, каких заданий у вас были затруднения?
Рефлексия занятия. «Выбери фишку»
Разработка коррекционно-развивающего занятия для учащихся вторых классов с ЗПР на тему: «Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, наглядно- образном мышлении»
Задачи урока
· Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
· Развитие наглядно-образного мышления.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки пространства» (см. урок 25).
Основная часть
Задание 1. «Куда ускакал зайчик?»
Материал к заданию: магнитная доска, лист бумаги, карандаш. На магнитной доске учитель двигает в разных направлениях фигуру зайчика, а ученики называют, где он находится (в каком углу - верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый, середина доски; на какой строчке - нижняя, верхняя, первая, вторая, снизу, сверху). Затем ученики сами выбирают направление движения фигуры и сообщают, куда спрятался зайчик. Затем под диктовку ученики зарисовывают на листе бумаги определенные значки. Например, в левом верхнем углу нарисовать кружок, в левом нижнем - два кружка, в начале второй строки рисуем палочку и т.д.
Задание 2. «Полянки»
Материал к заданию: индивидуальный комплект листов с изображением четырех полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», указывающие путь к одному из домиков (см. материалы к урокам, рис. 51).
Сначала ученикам даются две вводные задачи (листы А и Б), затем по порядку задачи 1-3. Учитель говорит (первая вводная задача): «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».
Вторая вводная задача (лист Б). Учитель говорит: «Здесь тоже два домика. Но письмо другое, в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать». Вместе с учениками учитель находит нужный домик. Затем ученики самостоятельно решают основные задачи.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Тема:Развитие произвольной памяти,понятийного мышления,пространственных представлений
Цели урока:
Коррекционно-развивающие:
Развитие психических процессов.
Развитие произвольной памяти.
Развитие понятийного мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие пространственной ориентации.
Развитие координации движений .
Воспитательные:
Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.
Воспитание коллективизма, уважения к друг другу.
Воспитание взаимопонимания, дружелюбия .
Формирование уважительного и тактичного отношения обучающихся к личности другого человека.
Организационный момент
Психологический настрой на урок
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать, а работать и писать.
Упражнение «Сова»
(улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении).
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
Пальчиковая гимнастика
Упражнение «Соедини точки»
Физкультминутка
И.п. - о.с. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
Упражнение «Исключи лишнее»
выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
Минута релаксации
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
С каждым выдохом ты можешь чувствовать, что становишься все легче и легче... Постарайся почувствовать себя так, как будто ты паришь в воздухе... Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайся почувствовать, как ты наполняешься ощущением легкости и света. Задержи на мгновение дыхание на вдохе... А теперь выдохни сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями. (15 секунд.)
Ощути, как это здорово, когда ты чувствуешь себя в полной безопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь.
А сейчас представь себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представь себе, что с каждым своим вдохом ты вдыхаешь солнечное тепло, с каждым вдохом ты чувствуешь, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и ты становишься все легче и легче, все светлее и светлее.
Теперь ты легко можешь вспомнить то время, когда ты чувствовал себя счастливым. Постарайся вспомнить такой момент, когда ты был абсолютно счастлив... Вспомни такой день, когда ты пережил нечто, что хотел бы повторять вновь и вновь. Ты был счастлив и доволен. Представь себе все это событие во всех его деталях, так, будто оно происходит непосредственно сейчас.
Постарайся отметить, что ты переживаешь в этом счастливом воспоминании. Ты сейчас один или вместе с кем-то? Что ты при этом ощущаешь? Что ты видишь, что слышишь? Что ты делаешь в это время? А другие?
А теперь ты можешь вернуться снова к нам в класс бодрым и отдохнувшим. Сохрани это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда ты этого пожелаешь.
Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза.
Упражнение «Молнии»
Внимательно посмотреть и запомнить изображение молний:
Затем дети воспроизводят изображения молний в своих тетрадях по памяти.
Дыхательная гимнастика
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
И. п. — стоя на четвереньках.
Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.
Упражнение «Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может телефон, книга, ручка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.