Развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес; обогащать словарный запас детей; содействовать развитию внимания, памяти, мышления.; Развивать чувство ответственности, уважения к животному и растительному миру.
Развитие коммуникативных навыков; учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Этапы урока | Содержание урока |
1) Организационный момент. | Прозвенел звонок весёлый. Всех зовёт он на урок. Ну-ка, дети, все готовы? Начинаем точно в срок. На места все тихо сядем, Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! Если вам нравится учиться в школе – хлопните! Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь! Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь начинать урок нам пора. |
2) Актуализация опорных знаний. | -Сегодня на уроке мы продолжим изучать окружающий нас мир и узнаем о нем что-то новое. Стихотворение-загадка: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг… (природа) -Что такое природа? -На какие 2 группы делим предметы природы? -Что относим к живой природе? К неживой природе? -Какие изменения произошли в неживой природе осенью? - Что такое окружающий мир? (Окружающий тебя мир - это живая и неживая природа и её явленияг а также предметы, сделанные человеком) - Как распознать предметы живой и неживой природы? ( Всё, что растёт, пьёт, дышит, даёт потомство и умирает относится к живой природе) - Какие явления природы вы знаете? (Дождь, снег, буран, наводнение, таяние снега, град, ветер, листопад…) - Что такое термометр? (Термометр измеряет температуру воздуха). - Какое сейчас время года? - Какое время года было перед осенью? - У каждого из вас есть карточка с явлением природы («снег», «дни длиннее», «+30», «роса», «иней», «радуга», «заморозки», «цветут цветы», «листопад», «линька», «дни короче», «- 2» , «отлёт птиц».) Распределите эти карточки на доске согласно времени года. |
3) Работа по новой теме. | - Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью птиц осенью и постараемся найти ответы на некоторые вопросы. Все ли птицы улетают в тёплые края? Почему некоторые птицы улетают ? В каком порядке улетают от нас птицы? Загадки о птицах: 1. Черный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) 2.На 1 ноге стоит, В воду пристально глядит Тычет клювом наугад- Ищет в речке лягушат. ( Цапля) 3.Окраской сероватая, повадкой вороватая Крикунья хрипловатая, известная персона, Это же … (ворона) 4. Угадайте, что за птичка, Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка) 5. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) 6. Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает.( кукушка) 7. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей). 8.Он прилетает каждый год Туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. ( скворец) 9. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика (Синица) Игра «Собери картинку». На столах у детей разложены картинки с изображением птиц на одной стороне и кормом для этой птицы на другой стороне. 1 ряд – насекомоядные соловей, кукушка, ласточки, стрижи 2ряд – зерноядные скворец, дрозд, грачи, сойка 3 ряд – водоплавающие птицы: утки, гуси, цапли, журавли Вывод: Птицы улетают зимовать в тёплые страны, потому что им нечего становится есть в нашей местности. |
4) Физкультминутка. | Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. -Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой После левою ногой, Вот тогда придёшь домой. |
5) Дневник наблюдений. | Задание №5: |
6) Закрепление. | - Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. Ученые точно определили, где именно зимуют разные птицы: ласточки, стрижи жаворонки – в Африке, утки, грачи, скворцы – во Франции или Италии. Некоторые утки зимуют в Северной Америке. Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца. - На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции птиц, о местах их зимовки. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Эту загадку природа, возможно, когда-нибудь нам откроет. Знакомство с зимующими птицами. - Так почему остаются с нами такие птицы как воробей, ворона, голубь? Эти птицы живут в городе рядом с людьми. В городах есть немало мест, где можно согреться и найти корм. Эти птицы всеядные. Они питаются тем, что найдут: это и крошки, и личинки, семена, ягодки. Работа с тестами. Выбери правильный ответ. 1. Птицы – это животные, тело которых покрыто ; А) чешуёй Б) шерстью, В) перьями 2. Выбери перелётных птиц и нарисуй на лапке кольцо 3. Что птицам страшнее: А) голод Б) сильный мороз Беседа. А трудно зимующим птицам найти корм зимой? Как можно им помочь? Игра «Покорми птиц» Выходят ученики. 1 ученик: Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. 2 ученик: Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. 3 ученик: Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. |
7) Рефлексия. | - На какие вопросы мы нашли ответы? Спасибо за старание. Ведь главное – желание, А навыки и знание С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока - Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда |
9) Итог. Оценивание. | - Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. (Вручаю медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!»). Творческое задание для детей. - Предлагаю вам дома сделать рисунке по теме урока, подобрать картинки или открытки. - Спасибо за урок! Молодцы! |