Просмотр содержимого документа
«Разработка урока поокружающему миру. Тема урока:"Превращение воды. Круговорот воды в природе" (3 класс)»
Разработка урока с использованием технологий,
формирующих информационно – коммуникативные
компетенции ученика
Тема урока:Превращения воды. Круговорот водывприроде.
Класс: 3 – А
Учитель: Сазонова Тамара Викторовна
Тема: Превращения воды. Круговорот воды в природе.
Цели:
-познакомить учеников с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе;
-сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Задачи урока:
1. Создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе.
2. Создать условия для систематизации и расширения знания учащихся о процессах, происходящих с водой.
3. Создать условия для продолжения формирования мировоззренческих идей материальности мира, для этого:
-учить выявлять причинно-следственные связи и закономерности явлений природы,
- развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление,
- формировать единую картину мира,
4. Создать условия для развития речи учащихся, формирования умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
Оборудование: компьютер, иллюстрации (индивидуальные карточки со схемой круговорота воды в природе), схема круговорота воды в природе,диафильм «Вечная путешественница», анимация «Движение молекулы воды», фильм «Путешествие капельки»
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Вспомните сказку с прошлого урока «Четыре сына»
- О чём эта сказка?
- Почему снег, лёд, туман и дождь в этой сказке названы детьми воды?
- Мы с вами знаем, что вещества могут быть твердыми, жидкими и газообразными. Приведите примеры таких веществ. Вода — очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердой, и жидкой, и газообразной. Как такое может быть?
- Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.)
- Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.)Что такое туман? Туманы — обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они - могут быть очень полезны людям.
Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.
- Вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.
- От чего зависит состояние воды? (от температуры)
- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед , снег, сосульки, айсберги).
- При 100*вода переходит из жидкого состояния в газообразное.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар)
Индивидуальный опрос
Тест тетрадь стр.16 Обведите букву с правильным ответом. Работа в парах.Проверка.
- Какие свойства имеет вода?
3. Работа над новым материалом.
Сообщение темы урока
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по бескрайним водным просторам нашей необъятной Родины и узнаем что такое круговорот воды в природе.
Мотивация учебной деятельности
Просмотр диафильма «Вечная путешественница»
Беседа после просмотра фильма:
- Вещества в природе исчезают или изменяются?
-Что заставляет путешествовать воду?
-Что бы происходило на Земле, если бы ветер не перегонял облака?
Первичное восприятие нового материала
Работа с индивидуальными карточками, со схемой «круговорот воды в природе»
– Какие слова спрятались в слове круговорот? (КРУГ и ВОРОТ.)
– ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.
Круговорот воды в природе
Под влиянием солнца вода в природе непрерывно перемещается, переходя из одного состояния в другое, образует облака, затем, проливаясь дождем и выпадая снегом, вновь возвращается на сушу и в океаны.
Схема круговорота воды в природе
Подробное объяснение учителя проводится по схематическому рисунку.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей , океанов, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
Судьба выпавших капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух.
Рассказ учащихся, как происходит круговорот воды в природе.
4.Физминутка.
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше
5.Осознание нового материала
Показ анимации «Движение молекулы воды»
Эта анимация показывает одну молекулу воды в завершенном гидрологическом цикле. Тепло от солнца заставляет молекулу испаряться с поверхности океана. Испарившись, она переносится на большую высоту в атмосфере и конденсируется, образуя облака. Облака могут перемещаться на большие расстояния и рано или поздно молекула воды выпадет в виде дождя или снега. В конечном счете, молекула вода возвращается туда, откуда начала свое движение, т.е. в океан.
Работа по учебнику ( стр.96-98)
- Откройте учебник на 96 стр. Прочитайте статью учебника со слов: круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?»
После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным.
На доске после чтения статьи записываются слова: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…
6.Закрепление и осмысление знаний
Работа с тетрадью
- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения,(тетрадь стр.17) когда они происходят в природе. (Работа в группах)
-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия.(испарение, конденсация, замерзание, таяние)
- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?
- Проверим, правы ли мы в своих выводах.
7.Итоги урока Обобщение знаний
- С чем познакомились (с каким процессом) сегодня на уроке?
-Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.
-Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой?
- Может ли вода испаряться при низких температурах?
- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу?
- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.
- Высыхает? (Да)
- Значит, вода испаряется и в мороз.В природе в газообразное состояние вода может переходить не
только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.
- Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
А снег – это вода.Круговорот воды бесконечен.
Откуда на небе вода?
Почему вода не кончается?
Могут ли высохнуть моря?
Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась вода?
Может ли вода исчезнуть с лица Земли?
Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?
Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?
- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе.
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Систематизация знаний
Просмотр детского фильма «Путешествие капельки»
- Говорят, что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?