3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру обучающихся.
Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
4 человека работают самостоятельно по карточкам (тест);
- В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих
уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Как называется наука о животных?
- Кто такие животные?
- Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)
а) сосна → дятел → жук-короед;
б) рожь → мышь → змеи → орлы;
- Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?
- Подумайте и вставьте пропущенное слово:
а) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);
б) икринка → ………… → лягушка (головастик);
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»
IV. Работа по теме урока.
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.
Знакомство с Красной книгой.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.
Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?
Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.
- Для чего нужна Красная книга?
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.
Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
2. Работа по сигнальным карточкам.
- А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.
(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)
3. По страницам Красной книги России.
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу о соболе – слайд №2, белом медведе – слайд №3, журавле – слайд №4, тигре – слайд №5, розовом фламинго – слайд №6, выхухоле – слайд №7, лебеде – слайд №8).
В нашей республике проводится много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9
- А что такое заповедник, заказник?
Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.
5. Физкультминутка.
6. Экологические правила.
А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.
Жалоба №1 (слайд №10). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Кто это? (Сова – слайд №11).
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №2 (слайд №12). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13).
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.
Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу.
В) Работа с учебником (стр.115). Откроем учебники на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».
Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек для того, чтобы стать экологически развитой личностью? (ответы учащихся)
Прочитайте получившееся слово – ответственность.
Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.
V. Итог урока.
Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.
Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)
К чему оно призывает? (слайд №18)
Берегите природу, а это - животные, растения, воздух, вода, почва…
VI. Домашнее задание
1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112-115); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.116).