Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению. В.Даль "Девочка Снегурочка"»
Чтение Урок 49 Дата _________
Тема. В. Даль «Девочка Снегурочка».
Цель: воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству; способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка; учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения; способ-ствовать развитию креативного мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе; совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование: репродукция картин В. Васнецова «Снегурочка», запись отрывка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова.)
- О чем мы говорили на прошлых уроках?
- Какие бывают сказки?
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выставка детских работ на тему: «Мир озарен чудесами, сказки летят над лесами».
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Чему же учат нас сказки?
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. А как оно называется мы с вами должны отгадать. У вас на партах лежат конверты с буквами. Надо из букв составить название произведения, о котором сегодня пойдет речь. Работать будете в парах. Не забудьте правило «Поднятой руки».
- Произведение, с которым мы будем сегодня работать, называется «Снегурочка». Подберите однокоренные слова к слову Снегурочка. (Снег, снеговик, снегирь.)
- Какая часть слова у них одинаковая? (Корень -снег-.)
Словарная работа.
- Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте. (Сначала слова учащиеся читают по слогам с ударением, потом объясняют значения.)
Лелеять — ласкать, заботиться.
Миновало — прошло.
Нездоровится — недомогание, ощущение нездоровья.
Сафьяновые сапоги — тонкая мягкая, как правило, окрашенная в яркие цвета кожа, выделываемая козьих или овечьих шкур.
V. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ
- Сейчас я прочитаю вам произведение, а затем вы, определите, к какому жанру оно относится.
Сядьте красиво, возьмите карандаши и следите за мной. (Учитель читает текст сказки. Продолжа-ют чтение хорошо читающие учащиеся.)
Беседа по тексту.
- К какому же жанру относится это произведение?
- Кто автор сказки?
VI. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Ребята, найдите в первой части, где говорится о забавах детей? Прочитайте. (Учащиеся выполняют задание.)
- Найдите эпизод, как лепили Снегурочку. Прочитайте. (Учащиеся выполняют задание.)
1. Практическая работа.
- Возьмите листы с контурным изображением Снегурочки. Давайте вместе дорисуем его, чтобы показать, как постепенно оживала снежная девочка.
2. Физкульминутка (музыкальная).
3. Знакомство с шедеврами мировой культуры.
- Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. (Учитель показывает репродукцию картины В. Васнецова.)
- Вот так Великий художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал ее образ к опере Римского-Корсаковa «Снегурочка». Полотно художника находится в Третьяковской галерее. Пре-
мьера оперы Римского-Корсакова состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
- Сядьте поудобнее. Давайте представим, что мы в театре, и послушаем фрагмент оперы Римского-Корсаковa «Снегурочка». (Учащиеся слушают фрагмент оперы.)
VII. РЕФЛЕКСИЯ
- Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать.
Сказки учат уму и добру,
В сказках много героев чудесных.
Добрых дел, мудрых и интересных.
И поверьте, что именно там
Мы становимся лучше и старше.
Мы плывем по волшебным волнам,
По страницам любимых книг наших.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовить пересказ сказки «Снегурочка».
IX. ИТОГ УРОКА
- Сегодня мы познакомились с удивительной русской сказкой о Снегурочке. Мы узнали, что образ этой снежной красавицы вдохновлял не только писателей (ведь Даль только пересказал сюжет народной сказки), но и художников, композиторов. Надеюсь, что и вы, ребята, открыли в образе Снегурочки для себя что-то волшебное и загадочное, как зимняя сказка.