Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению на тему: "Осень в городе" (по И. Есенберлину).»
Литературное чтение
Тема урока: Осень в городе (по И. Есенберлину).
Цели и задачи:
1.Образовательные: Познакомить с рассказом «Осень в городе» (по И. Есенберлину), познакомить с изменениями, происходящими в природе осенней порой; с осенними месяцами, запахами, красками, вкусами осени;
3.Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: плакаты, иллюстрации, игра «Овощи – фрукты».
Ход урока.
1.Организационный момент.
Я - в царстве луж, в краю огней и вод.
Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш.
Скажи, какое это время года?
(осень )
2.Беседа об изменениях, происходящих в природе осенью.
- После жаркого лета в наш город пришла осень.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются , там на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
- Осень. То самое время года, про которое принято говорить - сырое, дождливое. Но про осень есть и другие слова - золотая, багряная.
- Осень - пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запасов на долгую зиму. Так что это время щедрое, урожайное.
- А знаете ли вы, как зовут осенние месяцы? Правильно- сентябрь, октябрь, ноябрь.( один ученик расставляет на доске карточки с названиями месяцев.)
- Эти месяцы не только труженики, но и весельчаки: хорошо трудился, славно веселился.
- Вспомним осенние приметы да пословицы.
1. Если в сентябре гром загремит или паутина щедро сплетется- жди осеннего тепла.
2. Если у березы листья начнут желтеть с верхушки- весна ранняя, если снизу- поздняя.
3. Пусть и холоден сентябрь, зато сыт.
В сентябре запасают на зиму горькую рябину, собирают овощи и картофель. В конце сентября медведь укладывается в берлогу на всю зиму. Муравьи закупоривают входы-выходы муравейника, прячутся глубже. Белка сушит грибы на деревьях.
А еще в сентябре начинают рубить капусту и солить ее впрок. Вот и мы давайте попробуем.
3. Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Пробуем: вкусная?
4.- А теперь очередь сказать про октябрь.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
- В октябре лист с дерева облетает-кружится. Пожаловал октябрь с хрустящим грибком. В октябре делают последний сбор грибов.
- Ну а ноябрь к нам приходит с первым ледком. Первый снежок засыпает землю.
5. Работа с рассказом «Осень в городе» (по И. Есенберлину).
Чтение рассказа учителем.
Словарная работа по стр. 21.
- Как вы думаете, о каком городе говорится в рассказе? (Алматы, Иссык, Каскелен, Талгар…)
- О чем говорится в рассказе? (Об осени в городе.)
- О чем говорится в первых двух абзацах? (о красоте природы в осеннем городе)
- О чем говорится во второй половине рассказа? (об осеннем рынке, о разнообразии запахов, красок, вкусов)
Работа по вопросам и заданиям стр. 21
6. Физкультминутка.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну,
И быстро яблоко сорву.
7. - Ребята, кто может назвать главную примету осени в нашем городе?
Алматы и Алматинская область на всю страну славится самыми вкусными овощами и фруктами. Поэтому главная примета осени у нас- это запах нового урожая, запах хлеба.
(Дети читают стихи об овощах, фруктах. В это время у доски один ученик распределяет овощи- фрукты.)
8. Итог урока.
- Как понимаете пословицу: «Не велик кусок пирога, а стоит много труда.»
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Теперь понятно, ребята, что осень - замечательное время года. Когда народ набирается сил, чтобы встретить суровую зиму, провести лето и весну. А когда пройдет круглый год, мы снова встретим и скажем: