Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Приключения воздушного шарика"»
Приключения воздушного шарика
Цель: создание условий для интеллектуального развития и учебно-познавательной активности обучающихся в процессе детского экспериментирования с воздушными шарами.
Задачи:
Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию, воображение.
Расширить представление детей о физических свойствах воздушного шарика.
Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Возраст: 6-10 лет
Продолжительность: 90 минут
Ход занятия:
Вед. Жили-были баба с дедом.
Скучно им на старость лет
И вот как-то за обедом,
Бабке говорит наш дед:
Дед. «А давай-ка мы с тобой,
Чтобы было чем заняться,
Купим шарик золотой»
Бабка «За». Куда деваться.
Шар доставили им на дом.
Но они большой хотели.
Баба «Так надуть его нам надо».
Дед и принялся за дело.
Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.
Баба. Давай, я тебе помогу.
К нам в гости пришел шарик. Как смог шарик без ног попасть к нам ? (Предположение детей.) Да, он надутый, легкий и смог к нам прилететь. Что находится внутри шара? Чем он наполнен?
Дети. Внутри шарика воздух.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на шарик, он веселый или грустный?
Дети. Грустный.
Воспитатель. Шарик чем-то расстроен.
Воспитатель. Шарик сказал, что он ничего о себе не знает. Как мы можем помочь ему?
Дети. Рассказать о нем.
Педагог: Что мы уже знаем о шарике? Почему его называют воздушным?
Дети. Шарик называют воздушным, потому что он летает по воздуху, его надувают воздухом.
Педагог: Давайте познакомимся с воздухом поближе.
Экспериментальная деятельность:
опыт 1
- Надутый до максимального предела шарик отпустить. Шарик полетит в пространство, быстро сдуваясь, пока весь воздух из него не вышел. Воздух, покидая внутреннее пространство шарика, придавал ему ускорение, и шарик таким образом двигался.
опыт 2
- Я налил воды в пустой шарик и стал его надувать. Вода в надутом шарике собралась внизу.
Давайте проведем небольшой эксперимент, для этого надуйте шарик (не надутый), а теперь будьте внимательными.
детивыпускает воздух из шарика, обращает внимание на звук и на выходящую струю воздуха.
Педагог: Мы убедились, что внутри шарика есть воздух. Что вы почувствовали?
Дети. Ветер.
Педагог: Мы знаем, что он невидимый, но можем его услышать. Какой звук издавал шарик?
Дети. ш-ш-ш
Педагог:Что еще можно рассказать шарику? Как вы думаете, из чего сделан шарик?
Дети. Из резины.
Педагог:Давайте возьмем шарик в руки. Какой он на ощупь? Погладим его.
Дети. Гладкий
Педагог:А теперь попробуйте сжать его. Какой он, мягкий или твердый?
Дети. Мягкий.
Вывод: шарик гладкий, мягкий.
Педагог. Теперь попробуем шарик растянуть. Что с ним происходит?
На столе лежат фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисть.
Педагог: Подумайте, чем можно быстро и безопасно украсить шарик.
Дети предлагают.
Педагог: Посмотрите, какие карандаши острые. Можно ими рисовать на шарике?
Дети. Нет, он лопнет.
Педагог: Можно красками украсить?
Дети. Можно.
Педагог: А краски быстро высыхают?
Дети. Нет.
Педагог: Придется долго ждать, пока краски высохнут. Чем же мы быстро и безопасно раскрасим шарики?
Дети. Фломастером.
Педагог: Конечно, фломастер не острый и быстро высыхает. Выбирайте любой цвет и украшайте свой шарик (кружочки, прямые и волнистые линии).
Педагог: Молодцы. Очень красивые шарики у вас получились.
ОПЫТ 3 «Надуваем шарик»
Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.
Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель!!!). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.
Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.
Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины
ОПЫТ 4
Как известно, при трении тела электризуются. Если натереть оба шарика шерстяной (или шелковой) тряпочкой, они приобретут одноименные заряды и будут отталкиваться друг от друга. Если же один шарик натереть шерстяной тряпочкой, а другой — шелковой, заряды на шариках окажутся разноименными, и шарики будут притягиваться друг к другу.
ОПЫТ 5 «Игла в шарике»
Оборудование: воздушный шарик, иголка
Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.
Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.
Примечание: шарик надуть средней величины.
ОПЫТ 6 «Огнеупорный шарик»
Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой
Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.
Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.
Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.
ОПЫТ 7 «Кнопки»
Оборудование: воздушный шарик, кнопки
Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.
Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.
Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.
- Кто сможет надуть шарик в бутылке?
ОПЫТ 8 «Шарик в бутылке»
Оборудование: 2 бутылки, 2 воздушных шарика
Описание: засунуть шарик внутрь бутылки и натянуть шарики на горлышко. Надувать шарики. В одной бутылке надуется шарик, в другой нет.
Объяснение: для того, чтобы надуть шар в бутылке нужно место, куда он будет расширяться. Бутылка уже заполнена воздухом, и шарику надуваться некуда. Поэтому надо сделать в бутылке дырку, через которую будет выходить лишний воздух.
Примечание: для этого опыта лучше взять шарик из тонкой резины и бутылку небольшого размера. Шарик надулся большего размера, пока закрывала крышкой, он сдулся.
- Можно ли шарик поместить в банку?
ОПЫТ 9 «Шарик в банке»
Оборудование: стеклянная банка, воздушный шарик, горячая вода
Описание: надуть шарик немного больше горлышка банки. Банку нагреть с помощью горячей воды.
Примечание: опыт требует времени. Слегка проталкивала шарик сама. Когда часть шарика поместилась в банку, выпустила воздух. Чтобы достать шарик, развязала нитку.
Уже после проведения опыта узнала, что можно было налить в шарик воду. В банку положить зажжённую бумажку. Опыт получился бы эффектнее.
Каждый зритель получает воздушный шарик. Предложить оценить занятие, нарисовав фломастером лицо воздушному шарику. Если понравилось, то с улыбкой. Если нет, то с грустным выражением. Далее ребятам была предоставлена возможность принять участие с этим шариком в понравившемся опыте.