kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия "Приключения воздушного шарика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие-эксперимент. Расширить представления детей о физических свойствах воздушного шарика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Приключения воздушного шарика"»

Приключения воздушного шарика

Цель: создание условий для интеллектуального развития и учебно-познавательной активности обучающихся в процессе детского экспериментирования с воздушными шарами.

Задачи:

  1. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию, воображение.

  2. Расширить представление детей о физических свойствах воздушного шарика.

  3. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Возраст: 6-10 лет

Продолжительность: 90 минут

Ход занятия:

Вед. Жили-были баба с дедом.

Скучно им на старость лет

И вот как-то за обедом,

Бабке говорит наш дед:

Дед. «А давай-ка мы с тобой,

Чтобы было чем заняться,

Купим шарик золотой»

Бабка «За». Куда деваться.

Шар доставили им на дом.

Но они большой хотели.

Баба «Так надуть его нам надо».

Дед и принялся за дело.

Дед. Трудно мне его надуть, голова даже закружилась. Дыхания не хватает.

Баба. Давай, я тебе помогу.

К нам в гости пришел шарик. Как смог шарик без ног попасть к нам ? (Предположение детей.) Да, он надутый, легкий и смог к нам прилететь. Что находится внутри шара? Чем он наполнен?

Дети. Внутри шарика воздух.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на шарик, он веселый или грустный?

Дети. Грустный.

Воспитатель. Шарик чем-то расстроен. 

Воспитатель. Шарик сказал, что он ничего о себе не знает. Как мы можем помочь ему?

Дети. Рассказать о нем.

Педагог: Что мы уже знаем о шарике? Почему его называют воздушным?

Дети. Шарик называют воздушным, потому что он летает по воздуху, его надувают воздухом.

Педагог: Давайте познакомимся с воздухом поближе.

Экспериментальная деятельность:

опыт 1

- Надутый до максимального предела шарик отпустить. Шарик полетит в пространство, быстро сдуваясь, пока весь воздух из него не вышел. Воздух, покидая внутреннее пространство шарика, придавал ему ускорение, и шарик таким образом двигался.

опыт 2

- Я налил воды в пустой шарик и стал его надувать. Вода в надутом шарике собралась внизу.


Давайте проведем небольшой эксперимент, для этого надуйте шарик (не надутый), а теперь будьте внимательными.

детивыпускает воздух из шарика, обращает внимание на звук и на выходящую струю воздуха.

Педагог: Мы убедились, что внутри шарика есть воздух. Что вы почувствовали?

Дети. Ветер.

Педагог: Мы знаем, что он невидимый, но можем его услышать. Какой звук издавал шарик?

Дети. ш-ш-ш

Педагог:Что еще можно рассказать шарику? Как вы думаете, из чего сделан шарик?

Дети. Из резины.

Педагог:Давайте возьмем шарик в руки. Какой он на ощупь? Погладим его.

Дети. Гладкий

Педагог:А теперь попробуйте сжать его. Какой он, мягкий или твердый?

Дети. Мягкий.

Вывод: шарик гладкий, мягкий.


Педагог. Теперь попробуем шарик растянуть. Что с ним происходит?

Дети. Он тянется.

Вывод: шарик тянется, значит, резина эластичная. Резиновый шарик легкий, гладкий, мягкий, эластичный.

А хотите украсить свои воздушные шарики?

На столе лежат фломастеры, цветные карандаши, гуашь, кисть.

Педагог: Подумайте, чем можно быстро и безопасно украсить шарик.

Дети предлагают.

Педагог: Посмотрите, какие карандаши острые. Можно ими рисовать на шарике?

Дети. Нет, он лопнет.

Педагог: Можно красками украсить?

Дети. Можно.

 Педагог: А краски быстро высыхают?

Дети. Нет.

Педагог:  Придется долго ждать, пока краски высохнут. Чем же мы быстро и безопасно раскрасим шарики?

Дети. Фломастером.

Педагог: Конечно, фломастер не острый и быстро высыхает. Выбирайте любой цвет и украшайте свой шарик (кружочки, прямые и волнистые линии).

Педагог: Молодцы. Очень красивые шарики у вас получились.


ОПЫТ 3 «Надуваем шарик»

Оборудование: воздушный шарик, сода, чайная ложка, воронка, бутылка с водой, уксус или сок лимона.

Описание: заранее в бутылку налить воды и добавить уксус (Это делает учитель!!!). В воздушный шарик насыпать соду. Натянуть шарик на бутылку. Шарик поднять, сода высыпается в бутылку, шарик начинает надуваться.

Объяснение: пищевая сода, смешанная с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Примечание: предварительно надуть шарик несколько раз, особенно, если шарик из толстой резины


ОПЫТ 4

Как известно, при трении тела электризуются. Если натереть оба шарика шерстяной (или шелковой) тряпочкой, они приобретут одноименные заряды и будут отталкиваться друг от друга. Если же один шарик натереть шерстяной тряпочкой, а другой — шелковой, заряды на шариках окажутся разноименными, и шарики будут притягиваться друг к другу.


ОПЫТ 5 «Игла в шарике»

Оборудование: воздушный шарик, иголка

Описание: проткнуть иголкой шарик, шарик не лопнет.

Объяснение: это зависит от места прокола. Проколоть нужно в точках наименьшего натяжения, расположенных в нижней и в верхней части шарика. Когда игла проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому проткнутый шарик не сдувается.

Примечание: шарик надуть средней величины.

ОПЫТ 6 «Огнеупорный шарик»

Оборудование: воздушный шарик, свечка, спички, бутылка с водой

Описание: внутрь шарика налить немного воды, надуть не очень сильно и завязать. Поджечь свечу (зажигает учитель) и поднести шарик так, чтобы стенки не касались открытого огня. Шарик останется цел.

Объяснение: вода в шарике поглощает тепло, которое выделяет свеча. Поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

Примечание: опыт проводится на столе. Если шарик из толстой резины, то выдерживает несколько секунд касания с открытым огнем.


ОПЫТ 7 «Кнопки»

Оборудование: воздушный шарик, кнопки

Описание: Воздушный шарик легко можно лопнуть, задев о кнопку. Но с большим количеством кнопок нужно приложить усилие, чтобы лопнуть шарик.

Объяснение: Из-за большого количества остриев, с которыми соприкасается шарик, давление на его оболочку оказывается незначительное. На острых гвоздях шарик может выдержать нагрузку в несколько килограммов.

Примечание: лучше использовать шарик из толстой резины.



- Кто сможет надуть шарик в бутылке?


ОПЫТ 8 «Шарик в бутылке»

Оборудование: 2 бутылки, 2 воздушных шарика

Описание: засунуть шарик внутрь бутылки и натянуть шарики на горлышко. Надувать шарики. В одной бутылке надуется шарик, в другой нет.

Объяснение: для того, чтобы надуть шар в бутылке нужно место, куда он будет расширяться. Бутылка уже заполнена воздухом, и шарику надуваться некуда. Поэтому надо сделать в бутылке дырку, через которую будет выходить лишний воздух.

Примечание: для этого опыта лучше взять шарик из тонкой резины и бутылку небольшого размера. Шарик надулся большего размера, пока закрывала крышкой, он сдулся.


- Можно ли шарик поместить в банку?

ОПЫТ 9 «Шарик в банке»

Оборудование: стеклянная банка, воздушный шарик, горячая вода

Описание: надуть шарик немного больше горлышка банки. Банку нагреть с помощью горячей воды.

Примечание: опыт требует времени. Слегка проталкивала шарик сама. Когда часть шарика поместилась в банку, выпустила воздух. Чтобы достать шарик, развязала нитку.

Уже после проведения опыта узнала, что можно было налить в шарик воду. В банку положить зажжённую бумажку. Опыт получился бы эффектнее.


Каждый зритель получает воздушный шарик. Предложить оценить занятие, нарисовав фломастером лицо воздушному шарику. Если понравилось, то с улыбкой. Если нет, то с грустным выражением. Далее ребятам была предоставлена возможность принять участие с этим шариком в понравившемся опыте.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия "Приключения воздушного шарика"

Автор: Спицына Ольга Олеговна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства