Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по ментальной арифметике»
Бобровникова С.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский г.Ноябрьск ЯНАО
Занятие 1
Тема занятия. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция. Знакомство с числами 1-9. Сложение и вычитание. Счет на абакусе и ментально по данной теме.
Цель: мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.
Задачи:
- познакомить с историей создания абакуса-соробана, его устройством и правилами работы на нем;
- ввести понятие ментального счета;
- развивать мелкую моторику и межполушарные связи;
- содействовать развитию интеллекта ребенка;
- формировать стойкий интерес к ментальной арифметике.
Оборудование: интерактивная доска, больщой абакус - соробан, ученические абакусы, магнитная доска и магнитные цифры, флэш-карты, ментальные карты, карандаши, листы для рисования двумя руками, ПК.
Ход занятия
1.Вводная часть. Организационный момент.
- Добрый день, ребята.
- Я предлагаю нам познакомиться и поприветствовать друг друга, как в Японии. Японцы очень уважают личное пространство человека и при знакомстве не подходят близко друг к другу, взгляд опускают вниз и руки держат на уровне сердца, что показывает ваше уважение к собеседнику.
- Давайте познакомимся. Для этого встанем в круг. Я начинаю первая.
- Здравствуйте, меня зовут Светлана Викторовна и по кругу ….
- Почему Япония, спросите вы? А потому что Япония и Китай это страны с богатой научной историей, особенно в области математики. Люди всегда стремились как-то систематизировать счет и придумывали различные приспособления.
2.Постановка проблемы.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Если еще не догадались, посмотрите видео. У нас встреча с интересным мальчиком (видео).
- А вы хотели бы научиться считать как он?
- Как же он это делает? Ему помогает соробан или его еще называют абакус.
А что это такое? Может, кто-то знает?
- С чем же мы сегодня с вами будем знакомиться?
- Действительно тема нашего занятия «Знакомство с ментальной арифметикой».
3.Основная часть.
Путешествие в историю.
- Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры. В китайской литературе II века н э. есть упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.
Японцы немного их модернизировали, убрав одну лишнюю косточку, и назвали на свой манер «соробаном», что в переводе означает «вычислительная доска». Вот так они стали выглядеть.
- Чтобы научиться считать на абакусе, необходимо познакомиться с его устройством.
Рассматривание устройства абакуса.
- Из чего же он состоит? Показываю внешнюю раму, обращаю внимание детей на два ряда косточек (верхний и нижний), показываю правильное положение абакуса на столе и как правильно его держать. (Придерживаем абакус большим и безымянным пальцами левой руки.)
Абакус состоит из:
- рамки;
- поперечной-счетной перекладины;
- спиц, проходящих сквозь перекладину;
- косточек, (верхние и нижние).
- На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной (небесная косточка), а четыре под ней (земные косточки).
Количество спиц в абакусе может быть разным.
На абакусе можно складывать, вычитать, умножать, делить и извлекать корень. Современные школы счета могут немного отличаться друг от друга, но принцип везде одинаковый.
4.Практическая часть. Правила работы на абакусе.
- Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся.
Абакус должен лежать на плоской поверхности. Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным). В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный). Тренируемся держать ручку - зажать ручку в кулаке и освободить два пальца.
- Чтобы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем.
Большим пальцем поднимаем нижние (земные) косточки к перекладине.
Опускаем косточки - указательным пальцем.
Верхнюю (небесную) косточку двигаем только указательным пальцем.
Пришло время познакомиться с цифрами на соробане.
5.Физминутка
Но сначала сделаем зарядку.
Карандаши катаем в руках
Ладонь в кулаке-вторая к ней приставлена и меняем и т.д.
Счет по таблице цифр одинакового цвета
6.Кинезиологические упражнения.
Цель: синхронизировать работу правого и левого полушарий, развивать координацию движений, активизировать все каналы восприятия, настройка внимания.
«Колечко».
Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с
указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
7. Знакомство с числами на абакусе.
а) Работа на флэш-картах (педагог называет цифру-дети ищут карточки и вписывают цифры)
б) набор чисел на абакусе (не забываем обнулять абакус перед каждым новым числом)
На абакусах дети набирают цифры. Педагог называет цифру. Проверяют дети друг у
друга.
в) Игра «Набираем числа». Дети набирают на большом абакусе - педагог читает, или дети записывают на доске.
г) Игры с флэш-картами. Педагог показывает, дети записывают. Потом проверяют друг у друга.
8.Рисуем двумя руками.
Цель: синхронизировать работу правого и левого полушарий, развивать координацию движений, активизировать все каналы восприятия, настройка внимания.
Упражнение «Петушки»
Жили-поживали два задиры-петушка. Каждому казалось, что товарищ у него зёрнышки ворует. Помири задир. Нарисуй зёрнышки. Рисовать надо одновременно двумя руками. Раскрась петушков тоже одновременно двумя руками.
9. Знакомство с арифметическими действиями на счетах. Тренировка в счёте на абакусе.
Постановка пальцев.
- Ребята, эта перекладина – это линия ответа. Если мы хотим решить пример - эта линия поможет. Для того чтобы сделать +, мы будем к линии придвигать, а если действие вычитание (-), то будем косточки забирать, отодвигать. Например, 2+1, это значит, я должна к 2м косточкам добавить 1.
4 минус 3, значит от 4-х косточек я 3 заберу.
- Вместо слова вверх, используем «плюс», а вниз – это «минус». Сначала учитель показывает на большом абакусе, дети потом повторяют за ним на своих абакусах.
+1 + 3 + 5 – 2 – 1 = (6)
+2 – 1 + 3 – 4 + 2 – 2 = (0)
10. Ментальный счет
- Мы знакомимся с соробаном, но соробан лишь инструмент для развития вашего интеллекта. А как же это Ментально считать?
- Давайте закроем глаза и представим бабочку. Спросить 2-3 детей, какую бабочку ты увидел? Что она делала?
- Возьмите абакус и внимательно на него посмотрите. Положите соробан на стол и закройте глаза.
- А теперь представим абакус в уме. Постарайтесь увидеть на нем цифру 2. Потом 5
Вот это и есть ментально. Но что бы считать ментально, надо изучить счет на абакусе и считать на нем, не используя его. А использовать лишь его образ в уме.
Счет ментально: +2+1+1-2+5. Ответ? (7)
11. Игра на внимание «Назови цвет слова». Тест Струпа
12. Работа по ментальным картам на абакусе. Тренировка на скорость.
13. Работа с клиновидными таблицами (упражнение на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения). Дается одна горизонтальная и одна вертикальная таблица.
Цель этого задания – глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад.
Для работы каждому ребенку выдается по 2 полоски белого картона. Двигая их влево (в вертикальной таблице) или вниз (в горизонтальной), ребенок смотрит лишь в центр и называет верхнее или нижнее числа.
14. Ментальный счет (на воображаемых счетах).
15. Итог занятия. Рефлексия.
- Как называются счеты?
- Где впервые появились счеты абакус? Как еще их называют?
- Из чего состоит абакус? (демонстрация у доски)
- Как быстро показать на счетах 0,1,2,3,4,5?
- Когда знак «+» мы поднимаем или опускаем косточки? А когда «-»?
- Как работаем с «небесными» косточками?
- Каким пальчиком мы поднимаем косточки к планке? А каким опускаем?
- Ребята, а хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой дальше? Давайте на большом соробане поднимем 1 косточку- если нет, и 5 - если да. Выполняем по очереди.
-Все ли было понятно и интересно, если да, то прикрепим к полянке цветочек, если нет, то снежинку.
- На этом занятие закончено. Мне очень приятно было с вами работать и жду вас на занятиях по ментальной арифметике.
16. Домашнее задание.
1. Ежедневно по 5 минут уделять развитию моторики на абакусе, сначала правой рукой поднимать по одной косточке, а затем левой рукой поднимать, а затем опускать по одной косточке в каждом ряду, по две, по три, по четыре, и указательным пальчиком небесную косточку «5».