Разработка урока в 4 классе " Я в мире. За что уважают украинцев."
Разработка урока в 4 классе " Я в мире. За что уважают украинцев."
нестандартный урок -ток -шоу, который способствует формированию представлений об особенностях характера украинского народа, дает понятие о ремеслах нашего народа, воспитывает патриотов государства
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать желание сохранять обычаи и традиции украинского народа, быть патриотами нашей страны, настоящими украинцами достойными уважения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: нестандартный, урок ток – шоу.
Оборудование: презентации,мультимедийное оборудование, выставка ремесел, предметы одежды для игровых ситуаций, сундук с зеркалом.
Ход урока
Актуализация опорных знаний.
Интерактивное упражнение«Микрофон».
Вступительное слово учителя.
На предыдущих уроках, изучая тему «Человек», мы с вами усвоили, что каждый человек неповторим, что нужно быть трудолюбивым и самостоятельным, чтобы достичь успеха. Мы узнали, что человека уважают и ценят за добрые дела.
Что же такое уважение? (высказывания детей).
- Молодцы. Уважение – это значит, когда мы своими словами, поступками, своим отношением можем показать, что люди и предметы, которые находятся вокруг нас, имеют какую-то ценность. Слово уважать пришло от польского «увага» - внимание, и означает относиться с почтением, ценить за что-то.
2. Прием театральной педагогики «Живая картинка».
Прежде чем мы с вами отправимся в сказку, мне бы хотелось проверить на сколько вы готовы действовать в необычных ситуациях.
Игра называется «Живая картинка». Вы закрываете глаза, я одеваю головной убор и вы должны перевоплотиться в человека определенной профессии.
- Молодцы ребята, вы прекрасно подготовлены в путешествие – сказку.
Я читаю текст, а вы исполняете роли.
Инсценизация-экспромт фрагмента сказки.
Однажды группа ребят отправились в поиски значения слова уважение. Шли они долго, долго и заблудились. Долго искали они дорогу и очень устали. Сели на пенек и загрустили. Вдруг перед нами появился домик. Дети очень обрадовались. Из домика выглянула бабушка – волшебница.
- Добрый день, бабушка!
- Здравствуйте, деточки!
- Садитесь, пожалуйста, отдохните!
Волшебница: - Спасибо, добрые дети!
- Знаю, что вы заблудились.
Дети: - Да, заблудились. Мы хотели узнать, что такое уважение и за что уважают людей. И сбились с дороги.
- Бабушка, не поможете нам?
- Конечно, помогу.
- Превращается в волшебницу.
Выходит с волшебной палочкой.
- За ваше уважение к старшим. Я подарю вам эту волшебную палочку.
Взмахните этой палочкой и скажите: один, два, три!
- И вы окажитесь в студии на ток-шоу. Там вам помогут разобраться в этих вопросах.
Учитель: Ребята, давайте закроем глаза и все вместе скажем: один, два, три.
Мотивация учебной деятельности.
Организация ток-шоу. Презентация.
Слайд 1. На экране появляется заставка ток – шоу «Стосується кожного».
Учитель: Приветствую вас в нашей студии на программе «Касается каждого».
Это программа, которая удивляет, заставляет задуматься, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. И сегодня с вами я – телеведущая Инна Васильевна.
А теперь, внимание на экран.
Слайд 2. Звучит фрагмент песни «Украинцы».
Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока тесно связана с прозвучавшей песней. Об Украине и украинцах знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами, не только знают, но и прониклись уважением к нашему народу.
Так за что же уважают украинцев? Это тема нашей сегодняшней программы. И ответ на этот вопрос касается каждого.
Работа в тетради.
Уважаемые гости ток - шоу, запишите в свои блокноты тему нашей программы.
Чтобы решить эту проблему мы постараемся с вами в течении программы сформировать понятия об особенностях характера украинского народа, его увлечениях, ремеслах, особенностях традиций. И возможно в этом материале мы найдем те изюминки, которые помогут нам узнать и понять, что же есть в нашем народе такого, перед чем можно преклоняться и гордиться.
Восприятие и осознание нового материала.
Представление «экспертов».
Учитель: Наше ток – шоу подарит вам новые открытия, удивления, сюрпризы.
Сегодня в нашей студии присутствуют эксперты, которые помогут нам разобраться в этом сложном и очень важном вопросе, среди них:
эксперт по вопросам языкознания Иваненко Виктория;
этнограф Шама Богдан;
хореограф Гончаренко Влада;
фольклорист Сторожук Полина;
участник конкурса «Мастер - шеф» дети Солодкий Богдан;
министр труда Ткаченко Алина.
Давайте их поприветствуем.
Информация эксперта – Министра труда.
Первое слово предоставляем Министру труда.
Что бы вы хотели сказать по нашей теме?
Министр труда (о труде украинцев, о работе сельских жителей).
Слайд 3.Внимание на экран (видеофрагмент «Вышли в поле косари»).
Работа с учебником.
Украинцев уважают за их трудолюбие.
(Находят в тексте учебника строки и зачитывают их)
По отношению к труду наши предки оценивали человека. Этой теме посвящено самое большое количество украинских пословиц и поговорок: «Не трудиться, так ничего не добиться», «Кто поздно встает, у того и хлеба не достает».
Заполнение схемы на доске и в тетради. Педагогический прием «Ассоциативный куст».
Уважение
Информация эксперта – языковеда.
А во всем мире славится наш прекрасный украинский язык. И это подтвердит наш эксперт – языковед.
а) Хвилинки – цікавинки (хвилинки української мови).
Слайд 4. «Цікаві факти про українську мову».
б) Вибір із запропонованих віршів найкращий про мову.
- Вибери вірш,який тобі найбільш сподобався, і прочитай.
Українська рідна мова мелодійна, світанкова,
Пелюсткова, промениста, калинова, наймиліша,
Веселкова, жартівлива, поетична, загадкова,
Фантастична, сучасна, таємнича.
Є в тобі потрібне слово на всі випадки життя і на кожне почуття.
в)Доповнення до схеми (любов до української мови).
Информация фольклориста.
Учитель: А тепер я хочу поговорить с вами. Что интересного вы приготовили для наших участников ток – шоу?
Слайд 5.Звучит песня Тины Кароль «Україна – це ми».
в) Работа с учебником.
Певучесть украинцев славится во всем мире. Ни на одном языке не создано столько народных песен, сколько на украинском. Количество записанных специалистами песен достигает 200 тысяч.
Знаете ли вы, что самая популярная в мире рождественская песня – украинский новогодний «Щедрик» в обработке композитора Николая Леонтовича? Мелодия этой песни звучит во многих фильмах и роликах.
Информация этнографа.
Учитель: А теперь сюжет с сюрпризом.
а)Просмотр видеофрагмента.
Слайд 6.Видео «Традиционные занятия украинцев» (на местном материале).
б) Беседа о традициях в семье.
- Вы кого-нибудь узнали в этом сюжете? Не зря Богдан у нас сегодня этнограф, ведь в их семье свято чтут традиции украинского народа.
- Скажи, Богдан, а твоя бабушка тоже занимается рукоделием?
в) Работа с учебником.
Роспись, вышиванки, писанки, изделия из металла, глины и дерева издавна украшали быт украинцев. В этих художественных произведениях живет душа нашего народа, - тонкая, лирическая, талантливая, выполненная с любовью ко всем людям.
г) Информация о народных умельцах.
Учитель: И сейчас эти произведения искусства можно встретить в нашем поселке Петропавловка.
Слайд 7.Фото Сиренко Александр Владимирович,
Пичкур Александр Павлович – народные умельцы.
д) Дополнение схемы.
Украинцев уважают за их традиции.
Информация хореографа.
Учитель: Не только без песни, но и без танца не может украинский народ. Среди танцев есть один, который особенно прославил Украину – это гопак. Многие известные композиторы использовали этот танец в своих произведениях.
Предоставляю слово хореографу, который проведет с вами маленькое танцевальное занятие.
Физкультминутка.
Слайд 8. «Гопак»
(Дети танцуют гопак).
- Молодцы! Поаплодируйте друг другу, ваш танец был непревзойденным.
Учитель: Все вы убедились, что украинский народ уважают за национальную культуру.
Украинский народ всегда отличался чувством юмора, он любил пошутить не только над другими, но и над самим собой. Это помогало в особенно в трудную минуту.
Інсценізація гуморесок.
А зараз на вас очікує сюрприз. В нашій телестудії присутні гості - гумористи. Запрошуємо наших артистів до театрального куточку.
Гіпопотам.
Де живе гіпопотам?
Може, тут.
А може там.
Може, все0таки десь там,
Бо на те й гіпопотам.
А якби не там, а тут,
Був би він гіпопотут.
Як невдаха виступав.
От я вчора виступав!
Ви б почули, як співав!
Хоч немає слуху,
Я горлав щодуху:
До-ре-мі-фа-соль-ля-сі!
Голос мій почули всі!
А скінчив – що сталось! –
З місць усі зірвались,
Сцену ледь не рознесли,
А мене вхопили –
Аж на вулицю несли
І вже там … набили!
Уважаемые телезрители, что мы добавим в нашу схему?
Информация участника проекта «Мастер – шеф» (дети).
Учитель: Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на нашей территории.
Украинский народ славится своей гостеприимностью. Гость в украинской семье всегда желанный. В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом – соль.
Слово предоставляется участнику телепередачи «Мастер – шеф» (дети).
Учитель: Я хочу рассказать вам небольшую историю, похожую на сказку. Жили-были две девочки! Были они маленькие, худенькие, неприметные. Но им очень хотелось добиться чего-то в этой жизни, хотели, чтобы их уважали. И вот однажды повстречались они с волшебником. И вселил он в их души веру, в мышцы - силу, а в сознание – стремление к победе. Изменились наши девочки, стали уверенными, выносливыми, сильными. И встретились они с Победой и Славой. И теперь они всегда вместе.
Хотите знать кто эти девочки?
Это наши чемпионки Украины по тяжелой атлетике – Комиссаренко Карина – ученица 8 класса и Захарченко Алина – ученица 9 класса.
Слайд 10. Фото Комиссаренко К., Захарченко А., Пелешенко А.
А наш добрый волшебник – заслуженный тренер Украины, наш учитель – Гребельный Виталий Тимофеевич.
Есть у нас еще один бывший ученик, который покорил не только Украину, но и Европу – это участник олимпийских игр Пелешенко Александр. Он занял 4 место. Кстати, вот вам еще один сюрприз – Пелешенко Александр – дядя нашей Абраменко Влады.
Мы гордимся нашими спортсменами. Украинцев уважают за целеустремленность, волю к победе.
Ученическая презентация (мини-исследование).
Сторожук Полина исследовала вопрос «За что уважают украинцев». И сегодня хочет познакомить нас со своим проектом.
Слайд 11. Проект «За что уважают украинцев».
Вам понравился проект?
Анонс! На часах общения мы продолжим знакомиться с выдающимися людьми.
Итог урока.
А теперь я хочу обратиться ко всем присутствующим в студии:
- Если вы хотите, чтобы наша страна была сильная и единая, то возьмитесь за руки.
- Если вы считаете, что каждый должен любить и заботиться о своей Украине, хлопните в ладоши.
- Если вы любите родной язык, заботитесь о его чистоте, сплетите вверху руки.
- Если вы уверены, что следует с уважением относиться к символам Украины, и традициям нашего народа – встаньте.
- Если вы хотите, чтобы и вас как украинцев все уважали – улыбнитесь друг другую
Садитесь! Я горжусь вашими ответами.
Ребята, хотите ли вы узнать, от кого зависит будущее нашей страны, будут ли нас и в дальнейшем уважать, станет ли наша страна богатой, красивой, могучей? Тогда я вам предлагаю вот этот волшебный сундук. На его дне – есть ответ на этот вопрос. Подойдите и посмотрите кто же в ответе за нашу страну? (в сундуке – большое зеркало, ребята увидят себя)
Посмотрели, садитесь. Так кто же в ответе за будущее нашей страны?
Да, сейчас вы маленькие украинцы, а когда вырастите будущее нашей Украины будет зависеть только от вас. И я очень надеюсь, что это будущее в надежных руках. Мы с вами любим Украину! Мы - настоящие украинцы!
Слайд 12. Песня «Українці».
Наше ток – шоу подходит к концу.
Мне очень хочется поблагодарить наших режиссеров, сценаристов, а также уважаемых экспертов.
Словесно – вербальное оценивание.
Не забывайте, что все мы украинцы и мы в ответе за судьбу своей страны. Это касается каждого.