Тема: Правописание суффиксов –ек,-ик.
Цели: познакомить с правописанием суффиксов –ек, -ик; содействовать развитию интеллектуальных способностей, орфографической зоркости, обогащению словарного запаса; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельность в работе.
I Организационный момент. Психологический настрой. («Круг радости» Букет пожеланий)
II Сообщение темы и цели урока
Знать: Уметь:
Части слова; проверять суффиксы –ек, -ик;
Правила написания суффиксов –ек, -ик; определять части слова.
- Откройте тетради. Запишите число и тему.
III !!!!!!
- Какую большую тему мы изучаем?
- Вспомните всё, что знаете по теме. «Аукцион знаний» (побеждает тот, кто высказывается последним)
IVСловарная работа «Отгадай слово» Индивидуальная работа у доски.
1. Разбор по составу: столбик, подсказка, осинка, лесник, выход.
2.Разбор по составу: подарок, поделка, берёзка, барабанщик, переход.
3. Подобрать цепочку однокоренных слов: глаз.
- Называю слово и показываю часть с помощью которой должны образовать новое слово
Заяц (чик), дежурить (н), город (ск), береза (под, ов, ик), дорога (при, н), комната (ушк), деревня (ск).
- Прочитайте слова, которые получились. (Зайчик, дежурный, городской, подберезовик, придорожный, комнатушка, деревенский)
- Назовите слова образованные суффиксальным способом.
- Что такое суффикс?
V Изучение нового материала.
- Запишите слова, поставьте ударение: домик, платочек, букетик, орешек.
- Назовите в словах суффиксы.
- Сравните написание суффикса и его произношение.
- Чётко ли слышится гласный звук? Как проверить?
- В этом вам поможет известный двоечник Виктор Перестукин (просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)
- Опираясь на карточку, сформулируйте правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (работа в парах)
Карточка.
Сформулируйте правило:
Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек, -ик надо:
изменить слово подобрать проверочное слово
если гласный выпадает надо писать и
если гласный не выпадает надо писать е
- Как проверить суффиксы –ек. –ик?
VI!!!!!
Упр 177, стр 46 – «цепочкой» с объяснением Алгоритм проверки:
Изменяем слово
Гласная выпадает – пишем е
Гласная не выпадает – пишем и
Дифференцированная работа
Упр 178 (проверяет учитель)
Упр 179 (самопроверка с доски)
- Как правильно проверить написание гласных в суффиксах –ек. –ик?
VII Проверка знаний. Тест. (самопроверка)
VIII Итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему учились на уроке?
Д/з стр 45 учить правило, упр 180, фонетич разбор.