Разработка урока политературному чтению: "В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»"
Разработка урока политературному чтению: "В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»"
Вот в такой табакерке мы побываем вместе с Мишей, изучим её механизм. С помощью сказочных образов познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Фёдорович Одоевский. (Учитель показывает портрет писателя)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока политературному чтению: "В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»"»
Литературное чтение 3-3-6
Дата «___»_______ ____ г Класс 3-«__»
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Ф.Одоевского, закрепить представления о литературной сказке, показать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным устройством музыкальной шкатулки, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учит работать с текстом; умение подробно излагать прочитанное и услышанное; развивать умение анализировать произведение, творческие способности; развивать речь, память, мышление; формировать навыки трудолюбия и целеустремленности.
Планируемые результаты
предметные:
личностные:
системно-деятельностные
Умение бегло читать, находить главную мысль, делить текст на части, подробно пересказывать прочитанное;
Создание условия для формирования нравственных качеств учащихся
( доброты, чуткости, внимания)
Применение приемов анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Тип урока Урок формирования навыков и умений
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям рассказа «Любопытство», выразительное чтение стихотворения «Внучка-почемучка».
Фаза вызова интереса. Актуализация опорных знаний.
Что такое город? Каким вы себе его представляете? Что такое музыкальный город? Слышали ли вы такое выражение «музыкальный город»? Кто может быть жителями этого городка?
Прочитайте название рассказа, с которым вы сегодня будете знакомиться. Кто автор рассказа? Кто знает, что такое табакерка? Давайте заглянем немного в историю табакерки.
История табакерки
Христофор Колумб представил табак Европе после путешествия в Южную Америку. Там он встретил американских индейцев, которые нюхали неизвестный ему порошок, некоторые образцы которого Колумб привез в Европу, и порошок быстро стал модным. Это был нюхательный табак (snuff) – табак, перетертый в тонкую пыль с добавлением ароматизаторов.
В 16 веке французский посол в Лиссабоне - Жан Нико послал нюхательный табак, популярный тогда в Португалии, королеве Франции - Екатерине Медичи, которая страдала от мигрени. . Королевы была в восторге, нюхательный табак снимал мучительную головную боль, королева страдала приступами мигрени. Так возникло понятие, что нюхательный табак - исцеляет мигрень. Нюхательный табак сразу стал модным среди дам и господ аристократии, а в царствование Людовика XI он стал частью придворного этикета, и даже предполагалась хранить его в специальных коробочках - так и родилась табакерка.
Дворяне использовали теперь нюхательный табак как модную манеру, переняв её у высшей аристократии, а табакерка стала предметом роскоши и стала ювелирным произведением искусства, с максимальной элегантностью оформления и предназначалась исключительно для того, чтобы произвести впечатление.
Изготавлялась из серебра и золота, много деталей, украшенных драгоценными камнями, иногда играла популярные мелодии. Табакерки становятся атрибутом повседневной жизни всех слоев населения и становятся непременным аксесуаром для мужчин, да и для женщин - тоже.
Поражает разнообразие форм табакерок. Их делали в виде яблок и лимонов, дамских туфелек и птичек, кухонных горшочков и голов животных (и даже людей!). Для любителей табака разного сорта были придуманы многочастные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой .Модные вещицы были, естественно, желанным подарком. Табакерки с портретами владетельных особ иногда служили официальными наградами. Драгоценные ювелирные изделия – щедрой платой за услуги. Табакерка могла быть «сувениром сердца» или памятью о путешествии.
Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и вместе с уходом со сцены жизни «пиковых дам» и «старичков в пудреных париках» ушла из обихода привилегированных сословий и табакерка.
Итак ТАБАКЕРКА - небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой. Используется для хранения нюхательного табака. Может быть с одним или с несколькими отделениями для хранения табака разных сортов. Табакерки изготавливаются из металла, дерева, фарфора, хрусталя, янтаря, слоновой кости и других материалов.
Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
Учитель показывает иллюстрации табакерок или демонстрирует на интерактивной доске.
Работа по теме урока
Вводное слово учителя о писателе.
--Вот в такой табакерке мы побываем вместе с Мишей, изучим её механизм. С помощью сказочных образов познакомимся с законами механики, исследуем музыкальную шкатулку. Нашим проводником будет писатель Владимир Фёдорович Одоевский. (Учитель показывает портрет писателя)
– Жизнь самого писателя была удивительной и необыкновенной.
Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, философ, писатель- сказочник, автор мистических повестей и рассказов, журналист, издатель, талантливый музыкант Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве.
Происходил из старинного княжеского рода Рюриковечей.. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой . Образование получил в Благородном пансионе Московского университета, откуда вынес горячий интерес к литературе, философии и различным наукам, в дальнейшем значительно углубляя свои познания.
Он очень любил детей, был их другом, любил общаться с ними. Где бы он не появлялся, его сразу же окружали дети, видя в нем своего друга. Владимир Федорович организовывал игры, забавы, развлечения для детей, нередко сам у них учился. Любовь к детям умение дружить с ними, побудили В.Ф. Одоевского писать для детей, организовывать детские приюты, детские больницы.
Художественная манера его отмечена сложным взаимодействием отвлеченной философской мысли с глубоким проникновением в жизненные характеры и явления. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей.
Вклад Одоевского в детскую литературу значителен. 2 сборника: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея»( 1847).
-«Сказки дедушки Иренея». Первое повествование -«Городок в табакерке» (1834), остальные изданы отдельной книжкой (1844).
Дедушка Ириней- образец наставника- строгого, но доброго и понимающего ребенка. «Городок в табакерке »- первый образец художественно-познавательной сказки для детей. В ней научный материал был подан в занимательной и близкой к детской психологии форме.
Подготовка к чтению. Словарная работа.
Сказка «городок в табакерке» была написана в 1834 году и в ней использованы слова и выражения, которые в наше время не употребляются. Давайте познакомимся с этими словами. (Учитель выставляет иллюстрации или идёт демонстрация на интерактивной доске)
Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию или пьесу (музыкальные часы, открытки)
Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.
Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.
Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха
Свод - верхняя часть помещения купола, который сводится в одну точку.
Ставни – деревянные затворы к окнам
Пестренька –окрашенная в несколько цветов
Шатёр – покрывало в виде высокой многогранной пирамиды
А также непонятные современному читателю слова:
Авось - может быть,
С сими словами- с этими словами,
Затеплились звёздочки – начали загораться,
Почел долгом – посчитал,
Право – действительно,
Счесть нельзя – сосчитать нельзя,
Учтиво – очень вежливо,
Одинакие - одинаковые ,
Опамятоваться –опомниться,
Досадно –обидно,
Набольший –старший ,
Чтение рассказа. Читает учитель и хорошо читающие ученики
Работа по вопросам.
--Понравилась ли вам сказка? Каковы ваши впечатления от прочитанного? Действительно ли Миша побывал в табакерке?
- Какую картину, какой эпизод вы представили себе ярче всего?
Что вам запомнилось?
5.Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
6. Подведение итогов урока
Как вы поняли название сказки? Понравилась ли вам она?
Что вам показалось особенно интересным?
Хотелось ли вам побывать в таком городке?
Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?
7. Домашнее задание
Прочитать сказку, разделить ее на части. Подготовить чтение по ролям разговора Миши и мальчика-колокольчика.
Литературное чтение 3-3-7
Дата «___»_______ ____ г Класс 3-«__»
Тема: В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
Цель: продолжить знакомство учащихся с произведениями В.Ф.Одоевского, закрепить представления о литературной сказке, обучать правильному, выразительному чтению целыми словами; учить работать с текстом; формировать умение подробно излагать прочитанное и услышанное; развивать творческие способности; умение анализировать произведение, развивать речь, память, мышление; формировать навыки трудолюбия и целеустремленности.
Планируемые результаты
предметные:
личностные:
системно-деятельностные
умение бегло читать, находить главную мысль, делить текст на части, подробно пересказывать прочитанное;
создание условия для формирования нравственного облика учащихся
( доброты, чуткости, внимания)
Применение приемов анализа текста, нахождение средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Тип урока Урок формирования навыков и умений
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
2.Проверка домашнего задания.
-- С какой сказкой мы знакомились на прошлом уроке? Кто её автор?
Учащиеся называют части сказки. Чтение по ролям разговора Миши и мальчика-колокольчика.
3. Работа по теме урока
Беседа с выборочным чтением.
- Когда же начинается сказка? Найдите этот момент в тексте.
- Прочитайте, как выглядела табакерка?. Как вы думаете это реальное описание или сказочное?
- Какие чувства возникли у Миши, когда он увидел табакерку?
- Найдите описание городка и прочитайте.
-Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?
- Как вы думаете, почему папенька назвал этот городок «Динь-Динь»?
-Как объяснил папа Мише устройство табакерки? Прочитайте.
-Почему Миша согласился пойти не сразу с мальчиком-колокольчиком?
-Прочитайте отрывок, что случилось, когда он всё-таки пошёл за мальчиком-колокольчиком в город?
-Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?
-Чему научил мальчик-колокольчик Мишу? Понравилось ли Мише в городке?
-Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста.
-Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком?
Работа с иллюстрацией.
-Что и кого изобразил на иллюстрации художник?
-Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован? Найдите в тексте и прочитайте.
Физкультминутка.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять читать начнем.
Игра «Доскажи словечко». Я буду читать начало предложения, а вы будете продолжать все хором.
Колокольчики говорили?... (динь-динь)
Молоточки?... (тук-тук)
Надзиратель? … (шуры-муры)
Царевна?... (зиц-зиц)
Работа по вопросам.
Почему произведение называется «Город в табакерке»?
Каким ты себе представляешь мальчика-колокольчика, дядьку-молоточка, валика-надзирателя, царевну-пружину? Почему их так называют?
О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише? Поверил ли ей Миша? Докажите.
Почему же автор употребляет слово “папенька”?
Как ты понимаешь фразу папеньки «этот городок тебе не по росту»?
Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?
Знаешь ли ты другие сказки, близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
В чем по-твоему главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
Как автор сумел нам показать, что Миша очень воспитанный мальчик? Понравился ли вам Миша и чем?
Как вы думаете, почему папа сразу не рассказал Мише, зачем в табакерке колокольчики, молоточки, валики, колёса?
Что такое поговорка и прав ли был папенька, когда говорил , что нехорошо привыкать к поговоркам. Приведите примеры поговорок.
Работа в тетради.
Письменно ответьте на вопросы.
Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
8. Подведение итогов урока
Какое произведение мы читали на уроках? Докажите, что это сказка.
Какое впечатление у Вас сложилось о мальчике Мише? Помогла ли нам сказка узнать реальное устройство музыкальной шкатулки?
Как вы думаете, почему писатель именно в такой форме решил рассказать об устройстве шкатулки?
7. Домашнее задание
Сочини сказку или путешествие в какую-нибудь заводную игрушку.