kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме "Главная мысль в произведении П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке была использована интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Главная мысль в произведении П.П.Бажова "Серебряное копытце"»

Тема: Главная мысль в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце».

Цели:

-умение работать с текстом, определение главной мысли текста, формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения,

-развитие грамотной устной речи.

- воспитание нравственных качеств,

Планируемые результаты:

Научиться определять особенности народных сказок в авторском тексте, характеризовать героев на основе их поступков, обучать чтению по ролям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения


Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов (разноцветные кружочки)

Ход урока

I. Орг.момент.

II.Речевая разминка.

Мы купили кошке к празднику сапожки

Причесали ей усы, сшили новые трусы.

Только как их надевать? Хвостик некуда девать!

( прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)

III. Постановка темы и целей урока:

Найдите лишнее слово:

Копытце, клыки, рожки, головка

Как догадались?

- Определите тему урока ?

[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст, определять главную мысль текста ,составим характеристику героев, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]

IV. Работа по теме урока.

Дома вы прочитали это произведение до конца.

- К какому жанру относится это произведение?

- Почему вы думаете, что это сказка?

- Такое произведение называется сказом.

Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова,

Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди,  которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя,  Даренка, но рядом с обычными – сказочные: .серебряное копытце

Придумайте синонимы к слову сказ.

«Серебряное копытце» - это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

Анализ текста.

- Как ты думаешь, почему Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? Почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

-Давайте прочитаем по ролям часть сказа, в котором говорится о том, как Кокованя пришёл за сироткой?

С.181-182.

Работа в парах. Восстановите текст. ( работа в парах). Взаимопроверка.

Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

Прочитать восстановленный текст.

Прочитать по ролям , как они разговаривали по вечерам.

С.183-184

V. Физминутка.

VI. Работа по теме урока

Вопрос №4, С. 192.

Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?

VII. Закрепление изученного.

А сейчас вернемся к героям нашего сказа.

1) Угадайте слова, добавив гласные буквы. и назовите главных героев сказа.

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл

- Давайте охарактеризуем главных героев сказа.

- Опишите волшебных животных.

Найдите подтверждение в тексте.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

Охарактеризуем главных героев (Кокованю и Даренку) по следующему плану в таблицах, которые лежат у вас на партах

Заполняйте таблицы ручкой по следующему плану в парах:

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

- Для раскрытия пункта «черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать:

Эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный.

Чтение характеристик.

Как вы охарактеризовали. Что ещё можно добавить?


- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)

- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)

Какие из пословиц и поговорок подходят к содержанию сказа?

Черствое сердце не знает благодарности.

Каких только чудес не бывает.

Добра себе желаешь – делай добро.

VIII. Рефлексия

На доске изображение лесного балагана.. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова, нарисуйте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то нарисуйте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш балаган, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.

X. Итог урока

1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде)

А) человек должен любить животных.

Б) очень важно быть скромным.

В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

XI. Домашнее задание

Перечитать сказ; подготовить пересказ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме "Главная мысль в произведении П.П.Бажова "Серебряное копытце"

Автор: Трубицына Татьяна Николаевна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391708


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства