Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях"»
Тема: Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях.
Цель:учить склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте словосочетания.
На каменист., дне, о весенн.. солнце, о весел., клоуне, о близк.. лете, о бел., берёзе.
- Чем похожи все имена прилагательные? (Они стоят в предложном падеже.)
— Одинаковые или разные окончания будут у этих прилагательных? (Разные.)
— Почему? (Они употреблены в разном роде.)
— Назовите окончания имён прилагательных.
(Учащиеся называют, при определении окончания имени
прилагательного в последнем словосочетании может возникнуть затруднение.)
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж, узнать, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах.)
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 58 (с. 29).
— Рассмотрите таблицу.
— В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В родительном, дательном, творительном, предложном.)
— Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют ещё и окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разговорной.
2. Упражнение в склонении имён прилагательных женского рода
— Просклоняйте словосочетания: вариант 1 — узкая лента, вариант 2 — лёгкая пушинка.
(Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
— Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.
На влажн.. землю, спел., вишней, про ярк.. звезду, спел., грушей, и.чсмурн.. погоды, ранн.. весне, о смешн.. кукле.
(Проверка по образцу, самооценка.)
— Запишите в словарик слово экскурсия, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
— Как вы можете объяснить значение слова? (Ответы детей.)
— В каком словаре можно посмотреть, правильно ли мы объяснили значение слова? (В толковом словаре.)
— Прочитайте в словаре, что означает это слово.
- Подберите к слову экскурсия однокоренные слова. (Экскурсант, экскурсионный.)
— Составьте предложение с этим словом.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, толково-этимологический.)
VI. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите словосочетания с именами прилагательными в женском роде. Выделите окончания имён прилагательных.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев (Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 295).)
VII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.