Разработка урока по теме: А. Кушнер «Что я узнал!»
Разработка урока по теме: А. Кушнер «Что я узнал!»
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: А. Кушнер «Что я узнал!»»
Литературное чтение
Тема урока: Точка зрения. А. Кушнер «Что я узнал!»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока: познакомить детей с такими жанрами живописи, как пейзаж, натюрморт и портрет; научить их практически определять эти жанры; обратить внимание на то, что жанр в живописи – это всего лишь точка зрения на окружающий мир, которая одно в нём предпочитает другому; формировать представление о том, что такое точка зрения; учить пользоваться этим представлением: различать разные точки зрения в произведении искусства и в высказываниях своих одноклассников; учить осознавать особенности своей собственной позиции; вести работу по развитию речи учащихся в ходе обсуждения живописного произведения, близкого детскому восприятию по манере исполнения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, лупы, рамки, Толковый словарь (учебник русский язык 2 класс, 2 часть), толковый словарь Ожегова, учебник.
- Наш успех будет зависеть от каждого из нас. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха. Я тоже желаю нам удачи.
Слайд 1
2. Речевая разминка.
Слайд 2
*Фа-фя-фо-фё-фи-фы-фе-фу-фю
*Ца-цо-це-ци
-Слоги читать медленно, затем быстро.
3.Проверка домашнего задания.
-Произнесите с повтором последние строки.
-Что они напоминают?
-Голос птицы.
-Сейчас вы будете говорить голосами птиц.
-Горихвост……………………………
-Птенец Горихвоста………………………..
-Дрозд…………………………………..
-Синица………………………………..
-Автор…………………………………
=Отметки.
-О ком этот отрывок? Слайд 3(1)
-Как написаны названия птиц?
-Какова основная мысль отрывка?
-Птицы, как люди, ценят свою семью, отзываются на горе и искренне сочувствуют.
-Эта правдивая история или сказка о животных? Что вы подчеркнули?
-Если вас заинтересовала эта сказка, то вы можете прочитать её полностью в сборнике Н. Сладкова «Лесные сказки»Слайд 3(2)
4.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Где можно взять книгу?
-В библиотеке вы получили учебную книгу «Литературное чтение». Сегодня мы начинаем работу со второй частью учебника. Слайд 4(1)
Новый учебник
В руки возьмем,
Друзей на обложке
Его мы найдем.
Внимательно
Все рассмотрите.
Что видите,
Всем расскажите.
-На обложке учебника мы видим встречу Маши и Миши с Котом Ученым у Волшебного Леса. Кот предлагает нашим героям волшебный клубок, который поведёт их по страницам учебника.
- Откройте учебник на странице 3. Рассмотрите условные обозначения.
- Что вы заметили? (Появилось новое условное обозначение «Работа с рамкой».) Слайд 4(2)
- Откройте содержание. Найдите название первой главы. («Точка зрения».) Слайд 4(3)
- Как вы понимаете значение этого выражения? (В буквальном смысле, это та точка, в которую устремлен наш взгляд.) Слайд 4(4)
- Откройте страницу 4.
- Прочитайте название произведения. («Что я узнал!».)
- Вам интересно, о чём узнал герой произведения?
- А вам знаком автор этого произведения?
5. «Открытие» нового знания. Слайд 5
Александр Семёнович Кушнер – родился в Ленинграде в семье морского офицера. Писать стихи Кушнер начал с семи лет и пишет по сей день. Его стихотворения переводятся на разные языки. В своих стихах Кушнер обращаясь к детям, превращается в очень симпатичного мальчишку. Он легко рассказывает о событиях своей жизни: иногда смешных, иногда грустных, но всегда интересных. Читать стихи Кушнера - одно удовольствие! С одним из них мы сейчас и познакомимся. Слайд 5(1)
6.Работа над поэтическим текстом.
1) Чтение стихотворения учащимися А. Кушнера «Что я узнал». Слайд 6
- Откройте нужную страницу.
- По его названию догадайтесь, о чём его герой хотел нам сообщить. (О том, что он что-то узнал, и это его поразило и удивило, так как в конце предложения стоит восклицательный знак.)
-Рассмотрите иллюстрации на с.8-9. Что необычного вы заметили? (Фрагменты иллюстрации выделены рамкой.) Слайд 7
- Как вы думаете, зачем?
- Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, возможно, в нём есть отгадка, что такое точка зрения.
=Чтение вслух.
2) Первичное восприятие.
- Какое впечатление произвелона вас это произведение?
- Найдите слово со звёздочкой? (В хрустале)
- Где можно посмотреть значение этого слова? (В Толковом словаре) Слайд 8
- Можем мы найти значение слова в той форме, в которой оно стоит в тексте? (Нет, надо поставить его в начальную форму), (стр.129)
*- Есть ли ещё слова, которые вам непонятны? (Бронза, верхолаз, морс)
-Иллюстрации учебника в рамочке, что напоминают? ((Картины)
-Кто рисует картины? (Художники)
-Что изображают художники в своих картинах? (Природу, людей, животных, … ) Слайд 9
-Все ли картины одинаковы? (Нет)
- Как называются картины, на какие группы делятся?
- Кто сообразил? (Портрет, пейзаж, натюрморт.)*
-Эти слова выделены жирным шрифтом.
- Каким понятием можно их объединить? (Жанры живописи.)
-Обратимся вновь к тексту стихотворения, постарайтесь своими словами объяснить значения выделенных слов.
=Чтение по цепочке выразительно.
(Портрет – это изображение человека.
Пейзаж –это изображение природы.
Натюрморт –это изображение неодушевленных предметов («мёртвая природа»))
7. Работа с Толковым словарём.
- А теперь найдите в Толковом словаре, что такое пейзаж? (стр.119) Натюрморт? (стр.116) Портрет? (слово портрет – в словаре Ожегова)
-Совпали ли ваши точки зрения на объяснения значений жанров живописи с толкованием в словарях?
8. Работа с дидактической картинкой в учебнике с.8-9.
Слайд 9
- Продолжаем работать с иллюстрациями в учебнике.
-Назовите, какие жанры живописи выделены с помощью рамок. (Точка зрения, как взгляд)
- А с вашей точки зрения, какие фрагменты с помощью рамки можно ещё выделить?
- А теперь представьте, что мы убрали рамки. Что получилось? Это портрет? Натюрморт? Пейзаж?
-Эта просто картина, но не портрет, не натюрморт, не пейзаж, все относятся к бытовому жанру.
- Как же так получилось? Ведь с помощью рамки мы все это видели.
Вывод: В зависимости от того, куда именно на этой картине мы посмотрим, куда направляли свой взгляд, т. е. в зависимости от нашей точки зрения, что вы захотите увидеть- мы и увидим либо пейзаж, либо натюрморт, либо портрет.
- И тогда вы уже сами высказываете, что вы увидели. (Точка зрения, как мнение)
9. ФИЗМИНУТКА Слайд 10
«Игра» Овсей Дриз
Вот я вижу: куст растет в саду,
Воробьи играют в чехарду,
Вижу крышу дома своего…
А теперь не вижу ничего.
Вот я вижу: легкий мотылек
Раскачал высокий стебелек,
Вижу я, как шмель влетел в окно…
И опять вокруг меня темно.
Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза…
…Кто бы знал, как это интересно:
Открывать и закрывать глаза!
- Можно ли увидеть с закрытыми глазами, всё то, что нас окружает?
- А если мы откроем глаза? А как вы думаете с помощью чего еще можно наблюдать окружающий нас мир? (Окно, лупа, рамка, бинокль, стекло, лужа и т.д.).
- Так давайте с вами и впредь будем учиться видеть окружающий нас мир с разных точек зрения и каждый со своей точки зрения будет об этом рассказывать.
10. Работа над выразительностью стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!»
-Какой вид живописи, с вашей точки зрения, был самый интересный, прочитайте выразительно.
11. Поход в «Музейный Дом»
-Где живут картины? (В картинной галерее)
-Мы с вами пришли в картинную галерею и должны определить жанр картин.
=Игра «Угадай жанр картин»
-Сейчас мы отправляемся в «Музейный Дом» (стр.10, У)
- Найдите в «Музейном Доме» два пейзажа и два натюрморта. Слайд 15,16
-Назовите их авторов?
- Есть ли в «Музейном Доме» портреты?
- Итак, вы нашли два портрета итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо.
Слайд 17
- Как они называются? («Лето» и «Осень»).
-Чем необычны эти портреты? (С одной стороны, это портрет, так как мы видим лица человека. С другой – это натюрморт, так как изображение лица составлено из плодов различных растений.)
- Почему одна картина называется «Лето»?
(Она составлена из ягод, фруктов и овощей, которые созревают летом: вишня, малина, груши, яблоки, сливы, персики, лук, чеснок, кабачки, горох, кукуруза, пшеница)
- Почему другой портрет называется «Осень»?
(Он состоит из того, что созревает осенью: виноград, яблоки, груши, тыква, грибы, орехи, редька)
12. Работа с лупой.
- Возьмите лупу и внимательно рассмотрите картину.
- Найдите дату написания картины «Лето». Оно состоит из четырёх цифр.
- Где вы нашли эту дату? (Дата вышита на плече – 1573 г.)
- А теперь с помощью лупы найдите, где художник написал своё имя.
- Это итальянский художник, значит его имя будет написано итальянскими буквами.
- Кто нашёл? Где находится его имя?
(На воротничке кафтана вышиты имя и фамилия художника – Джузеппе Арчимбольдо)
13. Работа с рамочкой.
- Возьмите рамочку и наложить на ту часть картины, которая с вашей точки зрения вам более интересна. (Натюрморт)
- В картине «Лето», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции слева, а в картине «Осень», рамочку нужно расположить в верхней части репродукции справа.
- Вам нравятся эти картины? Что в них необычного (Художник нарисовал портреты, используя фрукты и овощи; портреты можно быстро превратить в натюрморт)
- Как вы думаете, от чего это зависит? (От точки зрения на окружающий мир) (точка зрения как взгляд)
14. Итог урока.
- Какие научные знания вы получили на уроке?
- Кто помог узнать жанры ИЗО?
- Какие открытия вы сделали на уроке?
(Точка зрения как взгляд, а ещё точка зрения как мнение)
15. Домашнее задание.
-Выучить наизусть отрывок из стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!» и к своему отрывку нарисовать рисунок. (Портрет, пейзаж или натюрморт.)