Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким знаком (Ь)
Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким знаком (Ь)
Cовершенствовать правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; формировать умение находить орфограммы в словах, создавать условия для развития познавательной активности, развивать логическое мышление, культуру речи, навык каллиграфического письма, умения работать в паре, воспитывать интерес к изучению предмета, доброжелательное отношение к собеседнику, бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким знаком (Ь)»
Тема: Правописание слов с разделительными твердым (Ъ) и мягким (ь) знаками.
Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Цель: совершенствовать правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; формировать умение находить орфограммы в словах, создавать условия для развития познавательной активности, развивать логическое мышление, культуру речи, навык каллиграфического письма, умения работать в паре, воспитывать интерес к изучению предмета, доброжелательное отношение к собеседнику, бережное отношение к природе.
Задачи:
Предметные: повторить знания о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.
Метапредметные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.
Методы: словесный, наглядный, практ.
Средства: схемы-правила, иллюстрации, Незнайка, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь.
б) укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
-Найдите в каком слове больше звуков, чем букв. (Ежик)
3.Звуко-буквенный анализ слова ежик.
4.Разбор предложения
-Ребята, какое сейчас время года? (Осень)
-Давайте составим с этим словом сложное предложение. Какое предложение называем сложным? (Две и более грамматические основы)
-Молодцы, ребята!
- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”.
Как вы понимаете смысл этого девиза?
-А что случилось со словами?
- Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?
- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?
(научиться правильно писать слова с Ъ и Ь знаками)
III.Сообщение темы, цели урока.
IV.Работа по теме.
- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:
Он, конечно, самый главный Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе Неумеха и растяпа. (Незнайка)
- В одной из повести я летал на Луну. А сегодня встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:
Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – Знак Ь твёрдому на это отвечал. - Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор – Незнайка им сказал, услышав этот спор, - Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте.
- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Ребята, давайте вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей. Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга и правильно выполнить все задания.
-Что общего у них?
( не обозначают звука)
-Давайте рассмотрим схему –правило;
- открываем учебники на стр.64 прочитаем правило.
1)Задание:
“Найди пропажу” ( работа в парах)
Сел кашу
Пю воду
Веду съмку
Забил коля
- Что общего в этих словах? (Во всех словах пропущены буквы : ъ и ь знаки
2.Словарнаяработа
Почтальон- почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам; письмоносец
3. Игра «Узнай слово»
- Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений, запишите их, обозначьте орфограмму
- Вход во многоэтажный дом … (подъезд)
- Снежная буря …. (вьюга)
- Растолковать, сделать понятным … (объяснить)
- Человек, который разносит почту … (почтальон)
- Пригодный для еды … (съедобный)
- Ягоды, сваренные в сахаре … (варенье)
- Место в пути, где дорога поднимается … (подъём)
- Орудие для охоты … (ружьё)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверьте работу друг друга.
4.Работа с учебником.
- Упр. 107 стр. 65 (письменно). Найти в предложениях слова с разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и запишите их в тетрадь.
- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?
V. Физкультминутка
5.Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.
Поехал (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приехал (от-).
7.Письмо по памяти Проверка. Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен.
Волк ужасно раз..ярен,
С...есть ежа не может он.
Еж..., хотя он и с...едобен,
Для с...еденья неудобен.
V. Обобщение изученного.
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали ,помирили знаки.
Призадумались тут знаки И друг другу говорят: Каждый в слове пригодится И в нужном месте должен появиться. Важен – ты и важен – я. Мы с тобой навек – друзья! Ну а вы, ученики Правила не забывайте, Разделительные знаки Правильно употребляйте.
Запомните! Проще простого! Пишите меня в корне слова. Пишите без опаски, Но только лишь после согласной. И перед гласными, друзья: Е, Ё, а также И, Ю, Я
С приставкой на согласную Дружу я с давних пор, После меня лишь гласные Стоят как на подбор. Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.
VI.Итог урока
-Ребята, а кому с приходом осени стало тяжелее искать себе пищу, кому мы можем помочь?
Игра «Покорми птиц зернами и семечками»
1вариант –слова с Ъ
2вариант- слова с Ь
VII.Рефлексия урока.
Оценивание работы на уроке. (Самооценка).
- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.
- Если вы испытывали затруднения – поднимите красный круг.
Домашнее задание :с.64 выучить правило, выполнить упр. 109 (с.65) .