kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким знаком (Ь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Cовершенствовать правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками;  формировать умение находить орфограммы в словах, создавать условия для развития познавательной активности, развивать логическое мышление, культуру речи, навык каллиграфического письма, умения работать в паре, воспитывать интерес к изучению предмета, доброжелательное отношение к собеседнику, бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твердым (Ъ) и мягким знаком (Ь)»

Тема: Правописание слов с разделительными твердым (Ъ) и мягким (ь) знаками.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Цель: совершенствовать правила правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками; формировать умение находить орфограммы в словах, создавать условия для развития познавательной активности, развивать логическое мышление, культуру речи, навык каллиграфического письма, умения работать в паре, воспитывать интерес к изучению предмета, доброжелательное отношение к собеседнику, бережное отношение к природе.

Задачи:

Предметные: повторить знания о ъ и ь знаках, научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками, объяснять почему в словах с приставками в одних случаях пишется ъ знак, а в других- нет; выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Метапредметные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками.

Методы: словесный, наглядный, практ.

Средства: схемы-правила, иллюстрации, Незнайка, карточки с заданиями.


Ход урока:

I. Организационный момент


Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь.

Улыбнитесь друг другу и садитесь.

- Я желаю вам всем успеха!


-Проверьте:

- Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?


II.Актуализация опорных знаний

1.Минутка чистописания.


Загадки:    

1.Что за буквы, кто узнает?

   Звуков не обозначают.

   

Это буквы Ъ и Ь знаки  ( образцы на доску)


ььь ъъъ ььь ъъъ ььь ъъъ

объя съе мья бьи льё вью


Запишите красиво. Внимание на осанку!


2.Словарный диктант.

Облако, медведь, восемь, оно, прекрасный, ежик, зашел, осенний, в лесу, библиотека, подосиновик, чудесный.

а) разберите слово осенний по составу;


б) укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.

-Найдите в каком слове больше звуков, чем букв. (Ежик)


3.Звуко-буквенный анализ слова ежик.


4.Разбор предложения

-Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

-Давайте составим с этим словом сложное предложение. Какое предложение называем сложным? (Две и более грамматические основы)

-Молодцы, ребята!


- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”.


Как вы понимаете смысл этого девиза?

-А что случилось со словами?

-  Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

(научиться правильно писать слова с Ъ и Ь знаками)


III.Сообщение темы, цели урока.

IV.Работа по теме.



- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:


Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)



- В одной из повести я летал на Луну. А сегодня встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор? Вот послушайте:


Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.


- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Ребята, давайте вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей. Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга и правильно выполнить все задания.

-Что общего у них?

( не обозначают звука)


-Давайте рассмотрим схему –правило;


- открываем учебники на стр.64 прочитаем правило.



1)Задание:

“Найди пропажу” ( работа в парах)


Сел кашу

Пю воду

Веду съмку

Забил коля

- Что общего в этих словах? (Во всех словах пропущены буквы : ъ и ь знаки

2.Словарная работа

Почтальон- почтовый служащий, разносящий корреспонденцию адресатам; письмоносец


3. Игра «Узнай слово»    

- Подберите слова с разделительными Ъ и Ь знаками, объясняющие значение выражений, запишите их, обозначьте орфограмму

- Вход во многоэтажный дом … (подъезд)

- Снежная буря …. (вьюга)

- Растолковать, сделать понятным …  (объяснить)

- Человек, который разносит почту … (почтальон)

 - Пригодный для еды … (съедобный)

-  Ягоды, сваренные в сахаре … (варенье)

 - Место в пути, где дорога поднимается … (подъём) 

 - Орудие для охоты … (ружьё)


- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверьте работу друг друга.


4.Работа с учебником.

- Упр. 107 стр. 65 (письменно). Найти в предложениях слова с разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и запишите их в тетрадь.

- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?



VФизкультминутка


5.Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них пристав­ки указанными в скобках.

Поехал (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соеди­нил (раз-), приехал (от-).

Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ, выдели приставки.


6.Запишите слова:

первый ряд – с разделительным Ъ,

второй ряд – с разделительным Ь,

третий ряд – слова , в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.


Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул, мыш…



7.Письмо по памяти Проверка. Волк ужасно разъярен,

Съесть ежа не может он.

Еж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен.

Волк ужасно раз..ярен,

С...есть ежа не может он.

Еж..., хотя он и с...едобен,

Для с...еденья неудобен.


V. Обобщение изученного.


Молодцы, ребята. Вы очень хорошо поработали ,помирили знаки.


Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.


VI.Итог урока

-Ребята, а кому с приходом осени стало тяжелее искать себе пищу, кому мы можем помочь?

Игра «Покорми птиц зернами и семечками»

1вариант –слова с Ъ

2вариант- слова с Ь

VII.Рефлексия урока.

Оценивание работы на уроке. (Самооценка).

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.

- Если вы испытывали затруднения – поднимите красный круг.


Домашнее задание :с.64 выучить правило, выполнить упр. 109 (с.65) .





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Харитонюк Ольга Николаевна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства