Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по предмету уроки гражданственности донбасса "литературный донбасс"»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДОНБАСС"
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Горловской общеобразовательной
школы І-ІІ ступеней №48
Грицик А.А.
ТЕМА: «Литературный Донбасс».
ЗАДАЧИ:
Образовательные – познакомить учащихся с современной литературой родного края, на конкретных примерах показать, что литературная биография Донбасса необыкновенно богата, помочь детям глубже узнать прошлое и настоящее нашего родного Донбасса;
Развивающие – развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
Воспитывающие – воспитать интерес к произведениям поэтов Донбасса;
Ощутить радость успеха в проявлении своих знаний. Создать условия для развития компетентности учебно-познавательной – умение ставить цель и организовывать её достижения;
Культурологические – уважение культуры русской нации;
Коммуникативные – умение вступать в общение, работать в паре;
Здоровьесберегающие – умение использовать многообразие двигательного опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные: осознанно и произвольно строить свои сообщения, анализировать информацию;
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектная доска, проектор, музыка, портреты поэтов Донбасса, мультимедийная презентация-тест «Запомнил ли ты?», рисунки детей, плакат: "Литературный Донбасс".
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: урок-конкурс.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка цели.
3. Работа по теме урока.
УЧИТЕЛЬ: Дорогие дети, уважаемые гости. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы талантливы, дети. Когда-нибудь вы сами поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижениям".
Давайте послушаем стихотворение Александра Яковлевича Гросова "Пройдусь чарующей зарёю…" из сборника стихотворений "Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу", которое прочитает нам Кириленко Данил.
Пройдусь чарующей зарёю
По тропкам края моего,
Где степь сливается с рекою
И на все стороны светло,
Здесь Святогорья звон напевный
Меняет жизнь на новый лад,
А голоса преданий древних
В курганах скифских говорят,
Там луговое разнотравье,
И запах терпкий струит лист,
Вскипает радуги сиянье,
И шум дождей повыльно чист.
И я хоть в зной, хоть в зимний вечер,
Хоть с глубины, хоть звуках дней,
Но сам Донеччиной отмечен
И память знаю от корней.
УЧИТЕЛЬ: Наши конкурсанты подготовили рисунки к своим стихам.
Пожалуйста, Даниил, охарактеризуй свой рисунок.
УЧИТЕЛЬ: Прослушав стихотворение Гросова А.Я., давайте определим тему нашего урока.
(Литературный Донбасс)
УЧИТЕЛЬ: Урок мы проведём в форме конкурса. А для того, чтобы правильно оценить результаты этого конкурса я предлагаю избрать жюри.
Поэзия – это стремление изменить мир, сделать добрее каждого из нас, обезоружить зло и остаться "Спасательным кругом", когда мы нуждаемся в помощи.
Об этом стихотворение "В моём шкафу теснится к тому том", прочитает его Полынько Артур.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом,
Обложку – дверь откроешь второпях,
И ты вошёл, и ты – уже в гостях.
Как переулок каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф – чудесный Книгоград!
Хорошая книжка привыкла к прочтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки как старших привык почитать.
УЧИТЕЛЬ: Пожалуйста, Артур, покажи всем свой рисунок этому стихотворению и скажи что ты хотел сказать тем, что изобразил?
УЧИТЕЛЬ: Многие писатели и поэты Донбасса прославили в своих стихотворениях наш родной край. Только в этом маленьком сборнике (показывается сборник) "Современная литература родного края" собраны призведения 47 авторов. Откройте пожалуйста этот сборник на стр. 158 и прочитайте фамилии этих произведений. А вот эту чудесную книгу написал Горловский поэт Павел Беспощадный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(Звучит грамзапись песни "Улыбка" на слова М. Пляцковского, музыка Шаинского).
УЧИТЕЛЬ: Кто узнал на фотографиях М. Пляцковского? Какие песни на слова М. Пляцковского вы ещё знаете?
("Дважды два - четыре", "Голубой вагон", "Чему учат в школе").
Особые слова, дети хотелось бы сказать сегодня вот об этой поэтессе (показывается портрет). Кто знает кто это? Что вы знаете об Алле Александровне Шевчук?
Михаил Спартакович Пляцковский родился в городе Енакиево Донецкой области, трудился в местной заводской многотиражке "За металл" и описывал красоту родного края.
Дорогие дети, уважаемые гости. Многие учащиеся нашего класса изъявили желание принять участие в конкурсе стихотворений поэтов Донбасса. Давайте послушаем их. (Дети читают стихотворения, характеризуют рисунки к ним, жюри оценивает мастерство учащихся).
УЧИТЕЛЬ: А вот как вы, дети, гости, думаете, есть ли будущее у литературного Донбасса? Как вы его себе представляете?
УЧЕНИЦА: Будущее литературного Донбасса – это мы, его дети. Вот, например я, Ерохина Валерия, учусь только в 3 классе, но уже пробую писать стихи. Вот послушайте:
Смелые разведчики
Ходили на разведку в любую погоду,
Приносили сведения
Нужные народу
Они сражались,
Не жалея жизни
Для нас старались
Во имя Отчизны.
Живи и помни
И не когда не забывай
Как герои наши – защищали край.
4.ИТОГ УРОКА.
Детям предлагается тест «Запомнил ли ты?»
УЧИТЕЛЬ: Что нового вы узнали, дети, сегодня на уроке? (Ответы детей).