№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат |
1. | Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока. | Начнём урок с добрых слов. Будьте добры займите свои места. | Все дети становятся ровно, произносят добрые пожелания на урок. | |
2. | Опрос учащихся по домашнему заданию. (самостоятельная работа) | Проверить полученные знания | Подчеркните деревья красным карандашом , кустарники- синим, травы- жёлтым (Слива. Можжевельник. Пихта. Крыжовник. Одуванчик. Лиственница. Вишня. Репейник. Мать – и- мачеха. Кедр . Малина. | Самостоятель-ная работа по карточкам . Взаимопроверка | Умение самостоятельно оценивать работу. Закрепление полученных знаний. |
3. | Постановка цели урока | Сформу-лировать цель урока и её осознание. | Ребята , Саша встретила Машу и Мишу . И сейчас она расскажет нам о встрече. Ребята, давайте откроем учебник и познакомимся с темой нашего урока Что мы уже знаем о растениях, которые относятся к дикорастущим ,а какие к культурным растениям? Давайте перед собой поставим цель ( учитель подводит детей к самостоятельной постановке цели.) | Выступление ученика: Ребята у наших друзей опять проблемы. В волшебном лесу их встретила Баба- Яга , пригласила в гости на свой огород . Попросила сгруппировать растения по их признакам и свойствам и выявить группы культурных и дикорастущих растений для посадки. Давайте поможем Маше и Мише. Но мы пока не знаем ничего о культурных и дикорастущих растениях. Дети читают тему урока: «Дикорастущие и культурные растения Учащиеся высказывают свою точку зрения Дети ставят перед собой цель: узнать, какие растения относятся к дикорастущим , а какие к культурным растениям?. | Самостоя-тельная постановка цели урока. |
4. | Актуализация знаний | | Что бы вы хотели узнать о дикорастущих и культурных растениях? Для чего вам это пригодится? | Опрос учащихся | Свободные высказывания детей |
5. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Подвести детей к восприятию нового материала. | Выполняя задание в саду, Миша спросил у Маши : « Маша ,а какое значение для человека имеют растения?» Маша предположила, что растения кормят человека А вы ребята как думаете ? | Дети парами работают с учебником ( стр.89) Добавляют: растения одевают человека (хло-пок, лён) Растения лечат человека (зверобой, ромашка). Растения дают много полезного (мебель, топливо). | Умение работать в парах |
6. | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Знакомство с понятием слов –дикорас-тущие и культурные растения. | Много интересного увидели на огороде Бабы -Яги Маша и Миша. Вот Миша заметил, что не все растения живут на огороде. Вот, например, яблоня растёт в саду ,а ель в волшебном лесу Как вы думаете чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? Первый ряд рассмотрит иллюстрации крыжовника и можжевельника. Второй ряд рассмотрит иллюстрации мать- и -мачехи и помидора . И расскажем ,чем похожи и чем отличаются ? Итак, растения выращивает специально человек- КУЛЬТУРНЫЕ Растения – никто не сажает, они сами растут по себе. Их можно встретить в лесу, на лугу , на водоеме.- ДИКОРАСТУ-ЩИЕ. | Дети сравнивают, находят общие и различные черты. Дают сравнительную характеристику Ель и яблоня- деревья. Ель и яблоня – приносят пользу нам. Ель растёт в волшебном лесу и за ней никто не ухаживает. Яблоня растёт в саду у Бабы- Яги и за ней ухаживают Маша и Миша . Выступление ребят первой группы: Крыжовник и можжевельник- кустарники. Можжевельник- растение леса. Крыжовник –растение сада, за ним ухаживает человек. Выступление ребят второй группы: Мать- и- мачеха и помидор –травянистые растения. Мать – и- мачеха растёт повсюду. Помидор- растёт в огороде и за ним ухаживает человек. | Умение самостоятельно делать выводы Умение работать в группах. |
7. | Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков | Закрепить полученные знания о дикорастущих и культурных растенииях. Учить самостоя-тельно пользоваться полученными знаниями | А сейчас будем работать на огороде самостоятельно (тетрадь для самостоятельной работы №50 стр.36). Прочитайте задание. Кто затрудняется с выполнением, поднимите маячок. | Дети работают самостоятельно Взаимопроверка . | Умение работать самостоятельно и делать проверку. |
8. | Динамическая пауза | | Физминутка. Найдите в классе карточки Девочки-названия культурных растений Мальчики – названия дикорастущих растений. | | |
9. | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков | Обобщить полученные знания. | Вернёмся к работе . Отгадайте загадки. Дайте характеристику. Никого не огорчаю , А всех плакать заставляю (лук) Синий мундир Тёплая подкладка, А в середине сладко. (слива) В поле росла. Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла (пшеница) Что за дерево стоит Ветра нет , а лист дрожит. (осина) Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки. (лиственница) | Коллективная работа | Умение логически мыслить |
10. | Рефлексия деятельности | Учить делать анализ постав-ленной цели. | Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока? | Дети делают анализ поставленной на уроке цели | Умение делать анализ поставленной цели. |
11. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности | Учить детей подво-дить итог работы на уроке. | Итог урока. Для чего люди выращивают культурные растения ? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? Что нового вы узнали на уроке? Ваше мнение об уроке. | Учащиеся подводят итог своей деятельности | Умение делать анализ своей работы на уроке. |
12. | Домашнее задание | Проводить простейшую классификацию изученных Объектов природы. | Задание в рабочей тетради №52. Составить таблицу культурных и дикорастущих растений своего края. Урок закончен. Спасибо за урок. | Учащиеся знакомятся с домашним заданием | Умение работать с другими источниками, :включая интернет. |