- Продолжить знакомство с традициями наших предков, в частности с праздником Масленица.
- Продолжить обучение умению наблюдать, анализировать.
- Развивать эстетические чувства.
- Воспитывать любовь к родному краю и уважение к традициям донских казаков.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материла. | Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово! Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | Личностные УУД принятие социальной роли обучающегося. Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений |
Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе | - На каждом уроке мы должны … - А чтобы открыть новое, необходимо … - На прошлом уроке мы говорили о … Работа в группах: - Первая группа готовит сообщение об изменениях в неживой природе - Вторая группа – в живой природе. | - узнать новое (открыть новые знания) - вспомнить изученный материал - об изменениях в природе в феврале и в марте Работают в группах. Готовят сообщение. Защищают свою работу. | Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Уметь работать в группе. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний. |
Погружение в тему урока. Цель. Определить тему и цель урока. | На доске слова: как, провожать, зиму, наши, предки - Можно ли считать эту запись предложением? Почему? - Можно ли составить из этих слов предложение? - Какое это предложение? - Как вы думаете, с какой целью мы составили это предложение? - Какую цель мы поставим перед собой? - Что должны сделать для достижения этой цели? Какие задачи мы должны ставить? | -Нет, потому что слова не связаны друг с другом. - Да. (Составляют предложение) - Это тема нашего урока. - Узнать, как провожали зиму наши предки. - Ответы детей. | Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. |
Открытие новых знаний. Цель: создание условий для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. | - Какой сейчас месяц? - Значит, зиме конец? - Да, календарная. Настоящая зима в природе длится около 3-х месяцев. Наш народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, по теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется? - Существует поверье, что на Масленицу весна с зимой встречается, значит, весна где-то рядом. - Раньше наши прабабушки думали, если не проводить зиму и не встретить весну, то весна не придет. Как вы думаете, с чем связан приход весны? - Ребята, у вас было задание, спросить у бабушек и дедушек, как они провожали зиму наши предки донские казаки. - Вы готовы поделиться с нами со своими работами? - Скажите, как вы готовили материал? - Анализирует работы детей. | Март Да, конец - Масленица - С положением Солнца на небе. -Да - Беседовали с бабушками - Анализировали материал -Оформили свою работу. | Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Физминутка. Цель: сохранение здоровья учеников. | - Давайте поиграем в игру, в которую играли наши предки. Игра называется «Кто быстрее» | Слушают правила игры. Встают в круг и играют (звучит казачья песня) | Личностные УУД Осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья. |
Закрепление изученного материала. Цель: создание условий для применения имеющихся знаний, умений. | - А какие вы игры еще знаете? - Проводят ли сейчас такие праздники? - Как мы провожали зиму в прошлом году? - Сейчас будем работать парами. Откройте учебники на стр. 71. Вы должны прочитать текст и ответить на вопросы. Чем занимались в марте мужчины? Чем занимались в марте женщины? Что делали дети? Как назывался первый месяц весны? Почему? Найти приметы марта. Что означают слова: оглобли, предки, жемчуг, холсты, берестянка? | - Ответы детей. Работают в парах. Открывают учебники. Читают текст. Находят ответы на вопросы. | Коммуникативные УУД Работа в паре; выражать свою точку зрения. Познавательные УУД Строить небольшие высказывания в устной форме, ориентирование в системе знаний. |
Итог урока Цель: систематизация полученных знаний. | - Какие обычаи празднования Масленицы сохранились до сегодняшнего дня? - И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды. -А для чего, как вы думаете, мы должны знать, как жили наши предки? -Чем лучше каждый народ знает свою историю, тем сплоченнее и дружнее будет жить в настоящем и будущем. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, пусть оно таким и остается всегда. - Достигли ли мы цели? - Что нового узнали? | Ответы детей Ответы детей . | Познавательные УУД Ориентирование в системе знаний. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Умение оценивать результат своих действий. |
Рефлексия. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Хорошо мы проводили зиму и встретили весну. А теперь давайте отправим весеннему солнышку свой привет. Тот, у кого урок вызвал положительные эмоции, кому он понравился, может поставить нашему солнышку еще маленькое солнышко. А тот, кому было непонятно и скучно на уроке – поставит к тучке маленькую тучку. | Ставят солнышко или тучку. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Домашнее задание. Цель. | - Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас секретное домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти приметы и поговорки о весне, кому-то придумать сценарий проводов зимы. Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно работали. Молодцы! До свидания! - Давайте угостим всех вкусными жаворонками !. | Записывают домашнее задание. | |