kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению. Конспект урока по теме "Н. Носов "Живая шляпа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся в игровой форме с произведением Н. Носова "Живая шляпа"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению. Конспект урока по теме "Н. Носов "Живая шляпа"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»























КОНСПЕКТ УРОКА



ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ПО ТЕМЕ

« РАССКАЗ Н.Н.НОСОВА «ЖИВАЯ ШЛЯПА»



Тип урока: изучение нового материала

По программе «Школа России»

Авторы учебника Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

2 класс







Разработала

учитель начальных классов

Сурикова А.В.









Тема: «Н.Н. Носов. Живая шляпа».

Задачи:

1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.


Формировать УУД:

- Личностные: выражать свои эмоции от рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа», соотносить поступки героев с этическими принципами,

Регулятивные : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


 Планируемые результаты:

Предметные: продолжать  учиться делить текст на части, составлять план, вычленять основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения,  над чтения по ролям.

Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретые сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.

Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.

Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор , конверты с заданиями.













Ход урока

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!

Ждут вопросы и задачи.

Игры, книги – всё для вас!

Пожелаем вам удачи,

За работу, в добрый час!


Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками нам будут внимание, фантазия, сообразительность, находчивость, добрая улыбка и надёжное плечо одноклассников и учителя!


А начнём наш урок с тренировки памяти:

  1. Вспомни стихи К. Чуковского «Радость» и «Путаница». Как называются такие маленькие стихи в устном народном творчестве? /Небылицы/

  2. Назовите имя и отчество Н. Носова. /Николай Николаевич/

  3. Из какого произведения взяты строки? Я подкрался к столу, дёрнул за край и одеяла и бегом к двери. /Н. Носов «Затейники»/

  4. Почему произведения писателей К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто и Н. Носова объединены в один раздел? /Пишут интересно, весело. Учат добру/

  5. Почему мальчики не стали играть в «три поросёнка»? /Они боялись, что кто- нибудь опять схватит за ногу/

  6. Определите жанр произведения Н. Носова «Затейники». /Рассказ/

  7. Назовите имя и отчество Чуковского? /Корней Иванович/

  8. Из какого произведения этот отрывок? Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темным – темно! /Н. Носов «Затейники»/


  1. Погружение в урок.

Учитель

-На уроке у нас сегодня необычный гость.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).

Незнайка

-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

Учитель

-Ребята, сегодня Незнайка приготовил для вас очень много заданий, вопросов, связанных с творчеством писателя. Он предлагает вам прочитать отрывки из произведений Н. Н. Носова и вспомнить их названия.

Чтецкая разминка. (Дети самостоятельно читают тексты, напечатанные на отдельных листах).


1. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор, Ребята окружили его.

-    Вот молодец! - говорили они.

... А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

-    Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего, когда- нибудь оторвётся - обязательно сам пришью.

(«Заплатка»)

2. Жил - был пес Барбоска. У него был друг - кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.

Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.

(«Бобик в гостях у Барбоса»)

3. Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

- Это очень хорошо, что ты приехал, - сказала она. - Вам вдвоем здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживете тут без меня два дня?

- Конечно, проживем, - говорю я. - Мы не маленькие!

- Только вам тут придется самим обед готовить. Сумеете?

- Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!

- Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

- Сварим и кашу. Чего там ее варить! - говорит Мишка.

(«Мишкина каша»)

4. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришёл домой радостный:

– Мама, я тебе огурцов принес!

(«Огурцы»)

Учитель

-Некоторым из вас эти произведения незнакомы. В помощь вам по классу развешены карточки с названиями этих произведений. Встаньте, пожалуйста, оглянитесь вокруг и найдите нужную вам карточку. (Дети читали отрывки из рассказов: «Мишкина каша», «Замазка», «Леденец», «Заплатка», «Бобик в гостях у Барбоса», «Огурцы», «Карасик»).

-Ребята, книжки Н. Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н. Н. Носове?» (Свободные высказывания детей).


Биографические сведения о Н. Н. Носове.

Учитель

- Н. Н. Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

Ученик

- Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н. Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.


Знакомство с выставкой книг Н. Н. Носова.

Учитель

- За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете, и даже про телевизор забудете.


  1. Проверка домашнего задания.

А вот Незнайка приготовил для Вас ещё отрывок из одного рассказа Н. Носова.

- «…Открыли мы дверь, в комнате никого нет. А к столу подойти всё – таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезает!...»

- Назовите главных героев рассказа.

/А)Чтение текста по ролям. Б) пересказ/


  1. Объявление темы урока, постановка цели.

Учитель

- В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

- Ребята, в этом пакете (коробке) находится предмет, который подскажет нам, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать. Иди, Маша, достань этот предмет. (Маша достаёт шляпу)


Стратегия «Верите ли вы в то, что ….»:

- Верите ли вы в то, что шляпы бывают большими?

- Верите ли вы в то, что шляпы бывают соломенными?

- Верите ли вы в то, что шляпы бывают мужскими и женскими?

- Верите ли вы в то, что шляпы бывают живыми?


Знакомство с произведением Н. Носова «Живая шляпа»

Сегодня мы и узнаем, бывают ли шляпы живыми, прочитав рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Послушаем чтение рассказа «Живая шляпа» мастера художественного слова – народного артиста России Бориса Плотникова. Следите за текстом, обращайте внимание на выразительность чтения артиста, постарайтесь уловить суть рассказа. Если встретятся непонятные слова, возьмите их на заметку.

(прослушивание рассказа в записи)

Аплодисменты - знак признательности мастерства артиста.


- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

- Тема или основная мысль отражена в названии рассказа?


Словарная работа.

- Какие слова были непонятными?

- Кто дежурный по словарю?


Отработка техники чтения.

- Попытаемся более глубже вникнуть в содержание рассказа. Но прежде Незнайка хочет проверить, насколько вы внимательные читатели.

- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?

- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?


Аналитическое чтение рассказа.

- На сколько частей, по-вашему, можно разделить рассказ?


Чтение 1-й части по цепочке.

- С какого эпизода начинается рассказ?

(Это вступление, из которого мы узнаем всю обстановку, где будет развиваться действие).

- Определите место действия.

- Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?

- Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?

- Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?

- Назовите слова-действия, которые вам помогли ярче представить шалости котёнка.

- Чем занимались мальчика? (Это завязка действия, из которой становятся ясно, как «ожила» шляпа.)

- Озаглавьте эту часть словами из текста.


Драматизация 2-й части.

- Как развивались события дальше?

- Давайте посмотрим, как это было.

- Какие чувства испытывали мальчики? Докажите.

- Расположите слова в порядке возрастания чувств.

паника

страх

трепет

испуг

ужас

боязнь

- А почему же мы с вами не испугались? (Мы уже знаем, что под шляпой.)

- Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?

- Озаглавьте эту часть.


Чтение 3-й части в лицах.

- Почему Володя собрался уходить?

- Что его остановило?

- Найдите отрывок, из которого видно, что мальчики спокойно, по-деловому обсуждают сложившуюся ситуацию и принимают решение.

- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?

- Оцените поведение мальчиков. Почему же они поступили так необдуманно?

- Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.

  • У страха глаза велики.

  • Велика голова, да мозгу мало.

  • Трусливому зайке и пенёк волк.

- Какой момент в рассказе является самым напряженным?

(Это кульминация).

- Озаглавьте эту часть.


Чтение 4-й части.

- Что за секрет хранила «живая» шляпа?

- Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську?

- Зачитайте, какими словами он к нему обращается.

- Как же мальчики относятся к животным?

- Какими мы их видим в конце рассказа?

- Озаглавьте эту последнюю часть. (Это развязка, из которой мы узнаем, кто же скрывался под шляпой).



  1. Итог урока.

- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

- А как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Так смешной или страшный этот рассказ?

- С какой целью его написал Носов?

- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?»


  1. Домашнее задание.

Стр. 54-59, инсценировка отрывка, пересказ, диафильм /по выбору/







































Жулёву Ивану

- Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Как и многие знаменитые писатели, Н. Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.































  • Кто смел, тот и съел.

  • У страха глаза велики.

  • Велика голова, да мозгу мало.

  • Трусливому зайке и пенёк волк.

  • 1. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами. Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор, Ребята окружили его.

  • -    Вот молодец! - говорили они.

  • ... А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

  • -    Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего, когда- нибудь оторвётся - обязательно сам пришью.

  • 2. Жил - был пес Барбоска. У него был друг - кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.

  • Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.

  • 3. Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.

  • - Это очень хорошо, что ты приехал, - сказала она. - Вам вдвоем здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживете тут без меня два дня?

  • - Конечно, проживем, - говорю я. - Мы не маленькие!

  • - Только вам тут придется самим обед готовить. Сумеете?

  • - Сумеем, - говорит Мишка. - Чего там не суметь!

  • - Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.

  • - Сварим и кашу. Чего там ее варить! - говорит Мишка.

  • 4. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

  • Котька пришёл домой радостный:

  • – Мама, я тебе огурцов принес!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению. Конспект урока по теме "Н. Носов "Живая шляпа"

Автор: Сурикова Альбина Викторовна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437306


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства