kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский « Главные реки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с рассказом "Главные реки". Учит чтению по ролям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский « Главные реки».»

Тема: В. Ю. Драгунский  « Главные реки».

Цель урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского и его произведением «Главные реки»;

Задачи:

расширить знания учащихся о Викторе Драгунском и его литературной деятельности;

раскрыть нравственный смысл произведения;

совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, пересказа текста, выборочного чтения;

воспитывать интерес к чтению.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

УУД:

Познавательные: поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, о произведении или книге; ориентироваться в тексте; анализировать произведение с целью соотнесения иллюстрации с эпизодом; формулировать несложные выводы.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу; контролировать себя при чтении; способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления; учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её.

Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, задавать вопросы; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Личностные: самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений; формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.





Ход урока

I. Организационный момент.

Итак , ребята, мы начинаем урок литературного чтения. Чем же мы займёмся на уроке?

Работа с текстами - подсказками.

Тексты будем мы ……. (читать,)
Информацию из текста …….(извлекать.)
Точку зрения…….(высказывать,)
На вопросы …….(отвечать,)

Новое для себя…….(узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …….(развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. (на доске!)

Что ж, начинаем. Какое произведение читали на пролшлом уроке? (Сказка о потерянном времени)

Проверим д/з.

Ответьте на вопросы теста и прочитайте обращение к вам.

  1. Среди героев сказки НЕ БЫЛО:

а) Пети б) Тани в) Маруси

  1. Детей, которые напрасно теряли время в сказке:

г) трое д) пятеро е) четверо

  1. Среди злых волшебников НЕ БЫЛО:

р) Сергея Захаровича с) Ольги Капитоновны т) Марфы Васильевны

  1. Дом волшебников находился:

д) на лесной поляне е) в лесной чаще ж) посреди топкого болота

  1. Фамилия Пети:

в) Власов г) Зубов д) Зайцев

  1. Фамилия Наденьки:

и) Соколова к) Смирнова л) Степанова

  1. До леса дети-старички доехали на:

а) такси б) троллейбусе в) трамвае

  1. Часы в доме волшебников называли:

п) будильником р) ходиками с) песочными часами

  1. Для совершения волшебства стрелку надо было повернуть в обратную сторону:

е) семьдесят семь раз ё) двадцать раз ж) пятьдесят раз

  1. Какое выражение использовал Е.Шварц, говоря о поведении Васи Зайцева:

м) «И в ус не дует» н) «Ног не чует» о) «Уши развесил»

  1. Автор сказки:

э) А.С.Пушкин ю) Г.Х.Андерсен я) Е.Л.Шварц



Прочитай фразу!

- К какому разделу относится произведение?(Делу время – потехе - час)

- Мы продолжаем раздел.

- Прочитайте стихотворение «Причина». Подумайте о чём оно? Что хотел донести до нас автор?

Причина

«Причина», - какое удобное слово!

Оно выручает лентяя любого.

 Оно объясняет,
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдёшь –
И дыши глубоко!
 С совестью мир,
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина - то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра – мужчины.
Не надо причин!
 Не ищите причины!
  ( В.Викторов)


• Чтение по заданию (жужжащим чтением, по цепочке, с ускорением, в парах)

2. Подготовка к восприятию текста.

- Во время речевой разминки вы прочитали стихотворение «Причина».

- Как вы поняли его смысл? (нельзя искать причину, если ты забыл, поленился выучить уроки).

- Мы продолжаем наш раздел. Кто догадался произведение какого писателя будем сегодня изучать?

- поставим задачи на урок:

1. Познакомиться с биографией писателя.

2. Познакомиться с произведением.

3. Учиться анализировать произведение.
1. Биография В.Ю.Драгунского.

Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой весёлый это был Дед Мороз.

Виктор Драгунский был даже клоуном в цирке на Цветном бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто-мортале делать, и по канату ходить, и петь, и танцевать, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

А ещё надо было придумывать веселые куплеты, песни, монологи, клоунады, с которыми он выходил на арену цирка.

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.


III. Работа над текстом.

Словарная работа 
- Прочитайте слова, которые вам встретились в тексте. Подберите к ним синонимы, сразу будем проверять правильно ли вы подобрали близкие по значению слова. (работа в паре)
Прыть – быстрота, подвижность
Позор - бесчестье, стыд и срамота ( и срам) – позорище
Ловко - проворно, юрко, вертко
Сноровисто- удобно
Примчаться- прибежать, приехать
Вежливый- учтивый, корректный, предупредительный, любезный, деликатный, галантный
Бодро – молодцом, лихо, жизнерадостно
Продекламировать - прочитать
Влепить- поставить, ударить

ФИЗ, МИНУТКА

2. Прослушивание аудиозаписи рассказа «Главные реки». В.Ю.Драгунский

3. Вопросы на восприятие текста:

- От чьего имени ведётся рассказ? (от имени Дениса Кораблёва)

- Где происходит событие, рассказанное Дениской? (в школе, на уроке)

- Почему Дениска оказался в такой нелепой ситуации? (Он так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Денис думать перестал про какие-то там уроки.)

- Были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вам приходилось опаздывать или придти с невыполненными уроками и вас обязательно спрашивали, или подсказки были не понятны для вас? Что вы испытывали в тот момент? (Мне было стыдно, что я не выполнил задание).

- К каким уловкам прибегает Дениска для того, чтобы исправить положение? (делает вид, что не услышал вопроса).

- Помогают ли герою подсказки друзей? ( Нет).

- Вас не смущает, что про главные реки почти ничего не говорится, а произведение получило такое название. Почему? (Потому что Денис неправильно назвал реку Америки).

4. Работа в группах.( Дифференцированная)

1 группа – придумать 2 вопроса по содержанию.
2 группа – объяснить что такое фразеологизм и их значение(сделал дело- гуляй смело. Откладывай безделье, да не откладывай дела.)
3группа – Придумать пословицу к тексту.


Проверка.

- Можно ли пословицами определить главную мысль произведения? (Да).

- Почему? (Потому что Дениска вместо того, чтобы сначала сделать уроки пускал змея).

- А как автор относится к своему герою? ( Денис ему нравится).

- Высмеивает ли он поведение мальчика? (Он его и осуждает, и сочувствует ему).

- Над какой чертой характера смеётся Виктор Драгунский? (В неумении сосредоточиться на чём-то важном. Например, на выполнении домашнего задания).

- Ребята, подобные произведения в литературе называются юмористическими.

- Их цель - показать читателям недостатки в их поведении, разговоре, отношении к своим обязанностям.

VIII. Рефлексия

- Что нового узнали? ( Виктор Драгунский работал рыжим клоуном в цирке)

- Над содержанием какого рассказа мы работали? («Главные реки» Виктора Драгунского).

- Чему вы учились на уроке? (Определять главную мысль рассказа. Работать с фразеологизмами. Составлять пословицы, объяснять их значение).

-Какой вывод вы сделали для себя? (Всегда делать уроки).

IX. Оценка деятельности детей.

- я узнал(а) на уроке …..

-мне было (не) интересно ……

- я хотел(а) бы узнать ………

X. Домашнее задание: Выразительное чтение текста по ролям. Прочитать книгу «Денискины рассказы













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский « Главные реки».

Автор: Харитонюк Ольга Николаевна

Дата: 21.12.2020

Номер свидетельства: 568091


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства