kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению В.Берестов "Прощание с другом".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с рассказом В.Берестовым "Прощание с другом"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению В.Берестов "Прощание с другом".»


 

Тема:  В. Берестов «Прощание с другом»

 

Цель: способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, через технологию продуктивного чтения, называть произведение по  жанру   по определённым признакам,

высказывать  и аргументировать своё отношение к прочитанному

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно  прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам

находить  в тексте материал для характеристики героя

составлять  рассказ-характеристику героя

Задачи урока:

  • способствовать полноценному восприятию произведения;

  • развивать систему читательских умений, навык правильного чтения, внимание, логическое мышление, речь память;

  • воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

  • эстетическое восприятие художественного произведения;

  • способность к самооценке своей деятельности.

Метапредметные результаты:

  • развитие устной речи, речевого слуха учащихся, речевого самоконтроля;

  • ориентироваться на странице учебника;

  • давать устный развёрнутый ответ.

Предметные результаты:

  • объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание;

  • описывать характер героев;

  • определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения;

  • осмысленно, правильно читать вслух с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз.

Тип урока: комбинированный

Средства:

  • компьютер;

  • проектор;

  • учебник;

  • мультфильм о животных


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Задачи:

1.Проверить общую готовность к уроку.

2.Сконцентрировать внимание учащихся

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Использует прием для концентрации внимания.

1.Самоконтроль внимания.

2. Дарят улыбки друг другу, желают удачи

 

II.Работа с текстом до чтения.

 

1.Актуализация знаний, формулировка  темы урока

 

Задачи:

1.Создать условия для возникновения у учащихся потребности вовлечения в учебную деятельность

2. Сформулировать тему урока

- О ком этот мультфильм?

- Какова главная мысль мультфильма?

 

- Какие животные были героями мультфильма?

 

- Есть ли среди них животные, которые живут в доме человека?

 

-Как они называются?

-Какие группы животных вы еще знаете?

-А дикие животные могут жить в доме человека?

 

 

- Наши мнения разделились.

 -Сегодня на уроке мы попробуем понять:

- Где  же лучше жить диким животным?

 

Проведем речевую разминку

- Читаем хором, четко произносим звуки.

- Что это за слова?

- Что еще объединяет эти слова?

 

Может кто-то назовет автора этих произведений.

 

Смотрят мультфильм

 

-Нужно  любить всех животных, все живое на Земле! Потому что все животные важны и нужны!

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

-Дикие животные

 

– Все животные могут жить 

 

-  Не все могут жить рядом с человеком

 

 

 

 

 


 

 

 

 

-Это названия произведений В.Берестова

 

2. Постановка целей урока

Задачи:

1. Поставить цели урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

 

- Да, вы абсолютно правы, но я уточню-

 В.Берестова «Прощание с другом»

-Определим  цель урока

 

Формулируют  тему урока.

-Произведения В. Берестова о животных.

 

 

-Познакомиться с произведением В.Берестова, понять её смысловую часть

 

3. Антиципация  чтения

Задачи:

  1. Подготовить учащихся к чтению текста

 

Побуждает учащихся по картинке и названию  к построению предположения, о чём будет стихотворение

 

 

-Прочитаем название стихотворения и расмотрите иллюстрацию?

-Что можно предположить по названию произведения о его содержании?

-Что можно уточнить по иллюстрации?

-Какие чувства вызывает у вас иллюстрация?

- Какие вопросы до чтения у вас возникли?

- На что вы обратили внимание и почему?

-Как можно проверить ваши предположения о содержании?

 

 

Определение смысловой, тематической эмоциональной направленности текста, выделение его героев  по названию, имени автора, по иллюстрации, с опорой на читательский опыт.

 

-Мальчик  прощается с другом ежом…

 

 

 

 

 

 

 

-О  героях

III.Работа с текстом вовремя чтения.

1.Первичное чтение текста

1. Познакомиться с содержанием текста;

2. Организовать составление совместного плана действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Перечитывание текста и беседа по содержанию

Задачи:

  1. Организовать  «вдумчивое» чтение

  2. Поставить вопросы к тексту разной смысловой направленности

 

 

 Предлагает самостоятельную работу по учебнику.

-Как называется жанр произведения, которое будем читать?

Вспомним алгоритм  работы над стихотворением

 

 

 

 

 

Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых коррективов

- Прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Подтвердились ли  наши предположения о содержании произведения?

 

-Какие чувства вызвало это стихотворение?

-Почему?

 -Какой будет следующий этап нашей работы?

 

Побуждает к поиску непонятных слов

-Какие слова были не понятны?

-Какой источник поможет узнать значение этого  слова

 

-Прочитаем.

-Как вы понимаете значения слова ежиться?

 

Организовывает «вдумчивое» чтение, диалог с автором через текст, вычитывание подтекста

 

-Поработаем  над содержанием стихотворения вместе.

-Читаем первую строчку

 

-Что значит у меня на глазах?

 

-О чем хочется спросить автора?

-Следующую строчку.

-Почему мальчик в слезах?

 -Читаем дальше  ( 4 строчки)

 

 

 

 

 

-Как вы понимаете слово «замечательно».

-Что можно сказать о взаимоотношениях ежика и мальчика из данных строк.   

-Какие слова это подтверждают

 

-Как вы считаете, ежику нравилась жизнь в доме мальчика? Докажите.

-Читаем дальше (4 строчки)

 

 

 

-Что случилось ? Почему так изменилось поведение ежа?

-Почему он стал чужим?

 

 -Читаем  последние 3 строки

 

 

Что значит свободный (сам по себе)

-Почему все-таки еж ушел?  Начните свой ответ со слов «Я считаю…..»

-Понимал ли мальчик, что ежику лучше жить на воле? Подтвердите это словами из текста.

 

 

 

 

Стихотворение.

 

 

Вспоминают алгоритм работы над стихотворением

1.Прочитать стихотворение

2. Словарная работа

3. Выполнить анализ произведения

4.Работа над выразительностью

5.Вывод

 

 

Самостоятельное чтение произведения,

 

Проверка своих предположений о содержании и героях текста.

-Грустные.

-Друзья  прощаются

-Словарная работа

 

Находят и выделяют непонятные слова

-Околицы, ежится.

 

- В словаре.

 

-Читают.

-Сжиматься

 

Читают текст и отвечают на вопросы или задают вопрос автору произведения

 

 

 

 

 

«Он сбежал у меня на глазах»

 

-Он видел, как он убегал

 

-Почему ежик убежал?

«Я его провожаю в слезах»

-Он не хочет расставаться с ежиком.

 «Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг дружку,дружили,

Позволял он потрогать брюшко.

Он с ладошки лизал молоко

 У него была милая рожица

Не любил он колоться и ежиться»

-Хорошо

 Высказывания детей

 

-Уважала, дружили

 

 

 

«Но открытой оставили дверь,

И сердитый

Бежит он теперь

Как чужой,и шипит он,и колется»

-Его отпустили,он живет в природе

 

-Он ушел в природу

 

«Проводил я его до околицы

И в колючей траве он изчез,

И, свободный,отправился в лес»

-Сам по себе

 

Высказывания детей.

IV. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная беседа по тексту

Задачи:

  1. Подвести учащихся к главной мысли произведения

  2. Обобщить прочитанное

  3. Отработать выразительное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Работа с заглавием, иллюстрацией

 

 

Задачи:

  1. Установить связь между заглавием, иллюстрацией и главной мыслью стихотворения

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная творческая  работа

Задачи:

  1. Организовать творческую работу (пересказ от лица героя)

Подводит учащихся  к главной мысли произведения

 

-Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не прощание с ежом?

 

-Какую главную мысль вы прочитали между строк?

 

 

 

-Ребята, мы продолжаем работать над стихотворением.

-Кто хочет выразительно прочитать стихотворение

 

Организовывает обсуждение смысла заглавия, выбор формы обсуждения.

Обращает учащихся к готовым иллюстрациям.

 

-А сейчас еще раз вернемся к заглавию и иллюстрации .

-Как заглавие стихотворения связано с содержанием? Главной мыслью  автора?

-Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?

- Совпадает ли его видение с вашим?

Даёт комментарии к заданию 

 

-Составьте перессказ  от лица героя и автора:

--1 ряд от лица ежика,

--2 ряд от лица мальчика,

--3 ряд от автора.

 

Называют главную мысль стихотворения

 Высказывают своё мнение

 

-Он считал его своим другом

 

 

- У каждого свой дом

-У диких животных дом – природа. Мальчик поступил как настоящий друг.

 

Выполняют физминутку

 

 

 

 

 

Выразительное чтение стихотворения детьми

 

 

Высказывают свое мнение, обращают внимание на иллюстрации, делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют творческий пересказ от лица ёжика,

мальчика, автора

 

 

Домашнее задание

Задачи:

1. Дать рекомендации по выполнению домашнего задания.

 

-По итогам урока предлагаю выполнить домашнее задание по выбору.

1. Выучить стихотворение наизусть о диком животном

2.Нарисовать иллюстрацию

3. Написать мини – сочинение на тему «Где лучше жить диким животным?»

 

V. Подведение итогов

1.Рефлексия деятельности

Задачи:

  1. Организовать подведение итогов урока

  2. Подвести учащихся к оценке своей деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности

 

-Какие вы чувства испытывали при пересказе от лица своего героя?

-Какова была цель нашего урока?

-Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока

 - Где  же лучше жить диким животным? Почему?

- Что для себя вы сегодня узнали?

-Продолжите мои фразы

Сегодня я узнал…………

Я задумался…………

Для меня было открытием…………..

Дома я расскажу родителям

Урок для меня был…

Я предлагаю вам расскрасить кружок,и дорисовать  эмоцию от нашего  урока

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению В.Берестов "Прощание с другом".

Автор: Харитонюк Ольга Николаевна

Дата: 23.10.2021

Номер свидетельства: 589329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства