II.Работа с текстом до чтения. 1.Актуализация знаний, формулировка темы урока Задачи: 1.Создать условия для возникновения у учащихся потребности вовлечения в учебную деятельность 2. Сформулировать тему урока | - О ком этот мультфильм? - Какова главная мысль мультфильма? - Какие животные были героями мультфильма? - Есть ли среди них животные, которые живут в доме человека? -Как они называются? -Какие группы животных вы еще знаете? -А дикие животные могут жить в доме человека? - Наши мнения разделились. -Сегодня на уроке мы попробуем понять: - Где же лучше жить диким животным? Проведем речевую разминку - Читаем хором, четко произносим звуки. - Что это за слова? - Что еще объединяет эти слова? Может кто-то назовет автора этих произведений. | Смотрят мультфильм -Нужно любить всех животных, все живое на Земле! Потому что все животные важны и нужны! Отвечают на вопросы. -Дикие животные – Все животные могут жить - Не все могут жить рядом с человеком -Это названия произведений В.Берестова |
3. Антиципация чтения Задачи: Подготовить учащихся к чтению текста | Побуждает учащихся по картинке и названию к построению предположения, о чём будет стихотворение -Прочитаем название стихотворения и расмотрите иллюстрацию? -Что можно предположить по названию произведения о его содержании? -Что можно уточнить по иллюстрации? -Какие чувства вызывает у вас иллюстрация? - Какие вопросы до чтения у вас возникли? - На что вы обратили внимание и почему? -Как можно проверить ваши предположения о содержании? | Определение смысловой, тематической эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию, имени автора, по иллюстрации, с опорой на читательский опыт. -Мальчик прощается с другом ежом… -О героях |
III.Работа с текстом вовремя чтения. 1.Первичное чтение текста 1. Познакомиться с содержанием текста; 2. Организовать составление совместного плана действий 2.Перечитывание текста и беседа по содержанию Задачи: Организовать «вдумчивое» чтение Поставить вопросы к тексту разной смысловой направленности | Предлагает самостоятельную работу по учебнику. -Как называется жанр произведения, которое будем читать? Вспомним алгоритм работы над стихотворением Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых коррективов - Прочитайте самостоятельно стихотворение. - Подтвердились ли наши предположения о содержании произведения? -Какие чувства вызвало это стихотворение? -Почему? -Какой будет следующий этап нашей работы? Побуждает к поиску непонятных слов -Какие слова были не понятны? -Какой источник поможет узнать значение этого слова -Прочитаем. -Как вы понимаете значения слова ежиться? Организовывает «вдумчивое» чтение, диалог с автором через текст, вычитывание подтекста -Поработаем над содержанием стихотворения вместе. -Читаем первую строчку -Что значит у меня на глазах? -О чем хочется спросить автора? -Следующую строчку. -Почему мальчик в слезах? -Читаем дальше ( 4 строчки) -Как вы понимаете слово «замечательно». -Что можно сказать о взаимоотношениях ежика и мальчика из данных строк. -Какие слова это подтверждают -Как вы считаете, ежику нравилась жизнь в доме мальчика? Докажите. -Читаем дальше (4 строчки) -Что случилось ? Почему так изменилось поведение ежа? -Почему он стал чужим? -Читаем последние 3 строки Что значит свободный (сам по себе) -Почему все-таки еж ушел? Начните свой ответ со слов «Я считаю…..» -Понимал ли мальчик, что ежику лучше жить на воле? Подтвердите это словами из текста. | Стихотворение. Вспоминают алгоритм работы над стихотворением 1.Прочитать стихотворение 2. Словарная работа 3. Выполнить анализ произведения 4.Работа над выразительностью 5.Вывод Самостоятельное чтение произведения, Проверка своих предположений о содержании и героях текста. -Грустные. -Друзья прощаются -Словарная работа Находят и выделяют непонятные слова -Околицы, ежится. - В словаре. -Читают. -Сжиматься Читают текст и отвечают на вопросы или задают вопрос автору произведения «Он сбежал у меня на глазах» -Он видел, как он убегал -Почему ежик убежал? «Я его провожаю в слезах» -Он не хочет расставаться с ежиком. «Мы с ежом замечательно жили, Уважали друг дружку,дружили, Позволял он потрогать брюшко. Он с ладошки лизал молоко У него была милая рожица Не любил он колоться и ежиться» -Хорошо Высказывания детей -Уважала, дружили «Но открытой оставили дверь, И сердитый Бежит он теперь Как чужой,и шипит он,и колется» -Его отпустили,он живет в природе -Он ушел в природу «Проводил я его до околицы И в колючей траве он изчез, И, свободный,отправился в лес» -Сам по себе Высказывания детей. |
IV. Работа с текстом после чтения Концептуальная беседа по тексту Задачи: Подвести учащихся к главной мысли произведения Обобщить прочитанное Отработать выразительное чтение Работа с заглавием, иллюстрацией Задачи: Установить связь между заглавием, иллюстрацией и главной мыслью стихотворения Самостоятельная творческая работа Задачи: Организовать творческую работу (пересказ от лица героя) | Подводит учащихся к главной мысли произведения -Почему автор именно так озаглавил стихотворение, а не прощание с ежом? -Какую главную мысль вы прочитали между строк? -Ребята, мы продолжаем работать над стихотворением. -Кто хочет выразительно прочитать стихотворение Организовывает обсуждение смысла заглавия, выбор формы обсуждения. Обращает учащихся к готовым иллюстрациям. -А сейчас еще раз вернемся к заглавию и иллюстрации . -Как заглавие стихотворения связано с содержанием? Главной мыслью автора? -Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? - Совпадает ли его видение с вашим? Даёт комментарии к заданию -Составьте перессказ от лица героя и автора: --1 ряд от лица ежика, --2 ряд от лица мальчика, --3 ряд от автора. | Называют главную мысль стихотворения Высказывают своё мнение -Он считал его своим другом - У каждого свой дом -У диких животных дом – природа. Мальчик поступил как настоящий друг. Выполняют физминутку Выразительное чтение стихотворения детьми Высказывают свое мнение, обращают внимание на иллюстрации, делают вывод. Составляют творческий пересказ от лица ёжика, мальчика, автора |
V. Подведение итогов 1.Рефлексия деятельности Задачи: Организовать подведение итогов урока Подвести учащихся к оценке своей деятельности на уроке | Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности -Какие вы чувства испытывали при пересказе от лица своего героя? -Какова была цель нашего урока? -Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале урока - Где же лучше жить диким животным? Почему? - Что для себя вы сегодня узнали? -Продолжите мои фразы Сегодня я узнал………… Я задумался………… Для меня было открытием………….. Дома я расскажу родителям Урок для меня был… Я предлагаю вам расскрасить кружок,и дорисовать эмоцию от нашего урока | |