kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению П.П. Ершов "Конёк-горбунок", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе работы выявить тип сказки и проанализировать яркие образы героев, составить их характеристику, выстроить сюжетную композицию сказки и определить основную мысль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по литературному чтению П.П. Ершов "Конёк-горбунок", 4 класс»

Урок литературного чтения. 4-й класс.

П.П. Ершов. Сказка "Конек-Горбунок

Цель: выявить особенности героев сказки.


Задачи:


Образовательные:


- познакомить с биографией писателя,

- закрепить умение составлять, а в следствии сопоставлять характеристики героев сказки.


Развивающие:

- развитие монологической речи,

- развитие навыка чтения,

- расширить знания о старинных мерах длины (вершок, аршин).

- развитие творческих способностей.


Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса.


Оборудование: мультимедийный комплекс – презентация; учебник Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана - Граф, 2006; тетради, ручки (карандаши).

Ход урока

I. Организация класса к уроку

Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.

II. Актуализация знаний

– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)

– Каков жанр этого произведения?

– Эта сказка.

– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?

– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?

III. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?

– …(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

– Какие бывают сказки?

– Сказки бывают народные и авторские?

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.

– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?

– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.

– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.

– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)

– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Какие виды народных сказок вам знакомы?

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)

  • Какие события развиваются в сказке?

  • Кто является главными героям сказки?

  • Какова задача каждой сказки?

(Слайд 5)

– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.

– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.

– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер

– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)

– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.

– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)

– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?

–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.

– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?

– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.

– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?

– …

– А каких героев сказки мы ещё знаем?

– …

– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк - Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.

Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)

  1. Вступление
    Место героя в произведении.

  2. Основная часть
    Характеристика героя.


    1. Внешний облик;

    2. Социальное и материальное положение героя;

    3. Интересы героя:

      • профессия, занятия героя;

      • цель в жизни;

      • уровень развития героя.

    4. Мир чувств героя:

      • отношения с окружающими людьми;

      • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.

    5. Какие черты личности выявляются в произведении:

      • с помощью портрета;

      • в речевой характеристике героя;

      • через поступки героя / героев;

      • с помощью предыстории и биографии героя;

  3. Заключение.
    Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

Обсуждение выступлений.

– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?

Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.

– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками

– Какую роль играет присказка в сказке?

– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.

– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.

– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.

– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?

– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.

– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:

  1. братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;

  2. Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.

Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».

– Чему учит эта сказка?

– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?

– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.

– Понравилась ли вам сказка?

– …

– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.

V. Домашнее задание 

Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.

VI. Подведение итогов урока 

Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению П.П. Ершов "Конёк-горбунок", 4 класс

Автор: Кондратенкова Татьяна Владимировна

Дата: 26.11.2022

Номер свидетельства: 618484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства