Урок : Литературное чтение 4класс УМК «Перспектива»
  Тема: И.А.Крылов «Чиж и голубь».
  Выполнила: учитель начальных классов,  
  Перепёлкина Елена Борисовна  
  Тип урока: Урок изучения нового.
  Цели: Создать условия для знакомства с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь», выявить «мораль» басни, работать над выразительным чтением произведения.
  Развивать внимание учащихся, учить детей делать выводы, находить «мораль» басни.
  Пробуждать добрые чувства, способствовать формированию нравственных качеств (воспитывать чувство товарищества).
  УУД:
  Личностные: Формирование значимых мотивов учебной деятельности;
  Познавательные: Осуществлять разносторонний анализ объекта (по содержанию)
  Регулятивные: Понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
  Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать собеседника и вести диалог.
  Оборудование: Презентация с иллюстрациями о Крылове, выставка книг басен Крылова, памятка выразительное чтение, афоризм «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками», напечатанные слова для выработки техники чтения, рисунки, иллюстрация чижа и голубя, диск со стихотворением, рисунок по произведению,толковый словарь Ожегова.
  
 
  Ход урока.
  1.Организационный момент.
  Чтение - прекрасный урок
  Много полезного в каждой из строк.
  Раз, два, три, четыре, пять  
  Начинаем наш урок.
  Жужжащее чтение 3 мин.
  2.Проверка домашнего задания.
  -С каким произведением мы работали на прошлом уроке? Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».
  -Кто главные герои сказки? Черепаха и скорпион.
  Сейчас я проверю подготовку к домашнему заданию в форме игры.
  А) Игра «Внимательный читатель».
  Читаю начало предложения из любой части рассказа, учащиеся должны его продолжить. Читают пока я не остановлю. (о черепахе, о скорпионе)
  - ( 1.Черепаха подумала: Уж если скорпион призязался….А в пути и вправду вдвоем лучше».2.Черепаха подумала: «Что там ни говори… Я должна помочь ему переправиться через реку).
  - О ком сейчас прочитали? Что можно сказать о черепахе? Она хороший товарищ, не бросила своего спутника, помогла, когда ему требовалась помощь.
  -(1.Я и хотел бы сидеть на месте.… На чем сидишь, то и ужалишь. 2.Ведь я скорпион…. Так уж я устроен )
  - О ком сейчас прочитали? Как можно охарактеризовать скорпиона?
  Он плохой товарищ, если втыкает жало в спину своего товарища.
  Вот сейчас, когда будете читать по ролям разговор черепахи и скорпиона в тот момент, когда они плыли через реку, постарайтесь передать интонацию, с которой произносились, слова каждого героя.
  Б) Чтение по ролям. Оценивание.
  В)- Какая пословица подходит к этой сказке?
  «Дружба дружбе - рознь, а иную хоть брось»
  «Как аукнется, так и откликнется»
  «Сам погибай, а товарища выручай». Докажите.
  - Понравилась ли вам дружба скорпиона и черепахи? Нет.
  - Какой вы вынесли урок из этой сказки?
  - Каким надо быть товарищем? Доказывать свою дружбу не на словах, а на деле, не считаясь со своими привычками.
  - Умеют ли дорожить дружбой, хорошими отношениями персонажи сказки?
  - Какой порок осуждается в этой сказке?  
  4.Актуализация знаний.  
  Сейчас мы вспомним несколько произведений, в которых также высмеиваются некоторые человеческие пороки, однако о них нам будут говорить животные.
  Давайте поиграем, и я вам предлагаю литературную викторину.
  -Отгадайте, из каких произведений взяты эти строки? Учащиеся читают наизусть по несколько строк.
  «Попрыгунья Стрекоза
  Лето красное пропела;
  Оглянутся, не успела,  
  Уж зима катит в глаза»… ( «Стрекоза и Муравей»)
  
 
  «Вороне, где-то Бог послал кусочек сыру;
  На ель Ворона взгромоздясь,  
  Позавтракать была уж собралась,
  Да призадумалась, а сыр во рту держала.
  На ту беду Лиса близёхонько бежала;»… ( «Ворона и лисица»)
  
 
  «Свинья под дубом вековым
  Наелась желудей досыта, до отвала;»
  Наевшись, выспалась под ним;
  Потом глаза продравши, встала
  И рылом подрывать у Дуба корни стала…. («Свинья под дубом»)
  А теперь, задание: вспомните, о чем эти произведения, и соедините стрелочкой, рисунок с моралью этой басни.
  «Уж сколько раз твердили миру,
  Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
  И в сердце льстец всегда отыщет уголок»;
  
 
  «Невежда также в ослепленье
  Бранит науки и ученье,
  И все учёные труды
  Не чувствуя, что он вкушает их плоды»;
  
 
  «Ты всё пела? Это дело:
  Так поди же попляши!»
  - Какие пороки высмеивает автор?
  - Кто автор этих строк? И.А.Крылов. Теперь, глядя на рисунки и зная автора, отгадайте как будет называться новая басня.(показ чижа и голубя).  
  Назовите тему урока. И.А.Крылов «Чиж и голубь».  
  Цели урока: Познакомимся с новой басней И.А.Крылова, научимся определять «мораль» басни, будем учиться плавному осознанному выразительному чтению басни, кроме того, будем анализировать поступки героев басни.  
  5.Работа по теме урока.  
  1.Введение в тему.
  - Что вы можете рассказать о самом авторе И.А.Крылове? портрет на доске.
  Дети. И.А.Крылов - великий русский баснописец. И.А.Крылов жил очень давно в 18в. Был, бедным человеком и ему не пришлось, даже учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.
  (Презентация: фото Летнего сада, его аллей, памятника Крылову, его постамента с барельефными изображениями басенных персонажей).
  
 
  2)-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад. В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.
  ![]() 
 
  Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.
  В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: «Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух»,» «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.  
  ![]() 
 ![]() 
 ![]() 
 
  Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.
  -Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
  -Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
  Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.
  Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
  
 
  -Какие произведения по жанру пишет Иван Андреевич? Басни
  - А что такое басня? Басня- это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.
  - В чем отличительная особенность басен? В начале или конце басни содержится – краткий вывод, называемый «моралью».
  - Для чего пишут басню? Цель басни - осмеяние человеческих недостатков, дурных поступков, явлений.  
  -Кто главные персонажи басен? Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
  Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
  
 
  Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:
  «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Слайд)Кукушка и петух»
  «Да только воз и ныне там»», «Лебедь , Щука и Рак»
  «Слона-то я и не приметил» «Слон и Моська»
  «У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»
  
 
  Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.
  3) Послушайте басню И.А.Крылова «Чиж и голубь» в художественном исполнении артиста Московского малого театра Вячеслава Езепова.(Диск)
  4)Беседа по непосредственным впечатлениям. Пауза.
  - Какие мысли, какие чувства возникли, когда вы слушали эту басню?
  -О чём это произведение - о хорошо нами знакомых птицах или о чем-то ином?
  -Молодцы!  
  5) Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.
  -А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.
  Словарная работа: Толковый словарь Ожегова русского языка так объясняет эти слова.  
  Западня- ловушка, приспособленная для ловли зверей и птиц.
  Силок-петля для ловли птиц и мелких животных.
  Анализ басни.
  -Какие события описываются в басне?
  -Кто действует в басне?
  -Каким показан голубь в басне? Прочитайте, как описывает его автор.
  - Что осуждается в басне?
  -Что должен понять из этой басни читатель?
  -Какое выражение басни стало крылатым?
  Молодцы, хорошо поняли содержание басни.
  6) Прочитайте еще раз басню, чтобы ответить на вопросы.
  Ответы на вопросы 1-3стр.17.
  Один ученик вслух читает вопрос, другой тут же дает на него ответ.
  3вопрос. Прочитай выразительно. Что это значит?
  Вопрос 4. Приведите примеры из жизни, когда можно было бы употребить слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»
  5вопрос. Подготовка к выразительному чтению басни.
  - Прочитайте самостоятельно памятку, вы уже знаете, как с ней работать.
  Критерии выразительного чтения.
  1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).
  2.Работать с тоном.
  3.Ставить логическое ударение.
  4.Делать логические паузы.
  5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).
  7) Поработайте с басней, пометьте паузы, логическое ударение, понижение голоса.
  8) Следующая работа в парах. Будет проходить в форме игры «Ты мне - я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.
  Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.
  Физминутка.
  Очень долго мы читали
  И конечно же устали.
  Надо нам присесть и встать.
  Руки вытянуть пошире,  
  раз, два, три, четыре, пять.
  Наклониться - три, четыре.
  И на месте поскакать.  
  На носок, потом на пятку,
  Все мы делаем зарядку.
  Посидим, отдохнём
  И опять читать начнём.
  Поднимите руку, кто поставил своему соседе оценку» «5»
  -Скажите, а можно ли эту басню прочитать по ролям? Да.
  -Чьи слова присутствуют в басне? Автора и голубя. Отметьте где слова голубя.
  -Давайте прочитаем по ролям.
  9)Выразительное чтение.  
  - Кто готов по желанию прочитать выразительно басню?
  Читают 2-3 человека, а остальные привлекаются для анализа. Дети сами оценивают чтение.
  10) Игра «Я - художник». Словесное рисование.
  - Какой рисунок к этой басне предложили бы вы для оформления страницы в учебнике?
  Домашнее задание: выучить наизусть басню стр17;  
  по желанию - нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.
  11. Подведение итогов урока.
  - В каких словах заключена мораль всей басни? Не смеяться над чужой бедой.
  - Какие слова могут стать крылатым выражением? «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
  - С какой целью была написана басня Крылова? Чему мы учимся у неё?  
  - Почему эта басня размещена на страницах раздела «Каждый своё получил?»
  12. Оценивание.
  -А с какими баснями Крылова вы познакомились сами?  
  13.Стихотворение Михаила Исаковского посвященное Ивану Андреевичу Крылову.
  
 
  Кто не слыхал его живого слова?
  Кто в жизни с ним не встретился своей?
  Бессмертные творения Крылова  
  Мы с каждым годом любим все сильней.
  Со школьной парты с ними мы сживались,
  В те дни «Букварь» постигшие едва,
  И в памяти навеки оставались  
  Крылатые крыловские слова.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
  .
    10