Урок : Литературное чтение 4класс УМК «Перспектива»
Тема: И.А.Крылов «Чиж и голубь».
Выполнила: учитель начальных классов,
Перепёлкина Елена Борисовна
Тип урока: Урок изучения нового.
Цели: Создать условия для знакомства с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь», выявить «мораль» басни, работать над выразительным чтением произведения.
Развивать внимание учащихся, учить детей делать выводы, находить «мораль» басни.
Пробуждать добрые чувства, способствовать формированию нравственных качеств (воспитывать чувство товарищества).
УУД:
Личностные: Формирование значимых мотивов учебной деятельности;
Познавательные: Осуществлять разносторонний анализ объекта (по содержанию)
Регулятивные: Понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать собеседника и вести диалог.
Оборудование: Презентация с иллюстрациями о Крылове, выставка книг басен Крылова, памятка выразительное чтение, афоризм «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками», напечатанные слова для выработки техники чтения, рисунки, иллюстрация чижа и голубя, диск со стихотворением, рисунок по произведению,толковый словарь Ожегова.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Чтение - прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем наш урок.
Жужжащее чтение 3 мин.
2.Проверка домашнего задания.
-С каким произведением мы работали на прошлом уроке? Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».
-Кто главные герои сказки? Черепаха и скорпион.
Сейчас я проверю подготовку к домашнему заданию в форме игры.
А) Игра «Внимательный читатель».
Читаю начало предложения из любой части рассказа, учащиеся должны его продолжить. Читают пока я не остановлю. (о черепахе, о скорпионе)
- ( 1.Черепаха подумала: Уж если скорпион призязался….А в пути и вправду вдвоем лучше».2.Черепаха подумала: «Что там ни говори… Я должна помочь ему переправиться через реку).
- О ком сейчас прочитали? Что можно сказать о черепахе? Она хороший товарищ, не бросила своего спутника, помогла, когда ему требовалась помощь.
-(1.Я и хотел бы сидеть на месте.… На чем сидишь, то и ужалишь. 2.Ведь я скорпион…. Так уж я устроен )
- О ком сейчас прочитали? Как можно охарактеризовать скорпиона?
Он плохой товарищ, если втыкает жало в спину своего товарища.
Вот сейчас, когда будете читать по ролям разговор черепахи и скорпиона в тот момент, когда они плыли через реку, постарайтесь передать интонацию, с которой произносились, слова каждого героя.
Б) Чтение по ролям. Оценивание.
В)- Какая пословица подходит к этой сказке?
«Дружба дружбе - рознь, а иную хоть брось»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Сам погибай, а товарища выручай». Докажите.
- Понравилась ли вам дружба скорпиона и черепахи? Нет.
- Какой вы вынесли урок из этой сказки?
- Каким надо быть товарищем? Доказывать свою дружбу не на словах, а на деле, не считаясь со своими привычками.
- Умеют ли дорожить дружбой, хорошими отношениями персонажи сказки?
- Какой порок осуждается в этой сказке?
4.Актуализация знаний.
Сейчас мы вспомним несколько произведений, в которых также высмеиваются некоторые человеческие пороки, однако о них нам будут говорить животные.
Давайте поиграем, и я вам предлагаю литературную викторину.
-Отгадайте, из каких произведений взяты эти строки? Учащиеся читают наизусть по несколько строк.
«Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянутся, не успела,
Уж зима катит в глаза»… ( «Стрекоза и Муравей»)
«Вороне, где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать была уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;»… ( «Ворона и лисица»)
«Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;»
Наевшись, выспалась под ним;
Потом глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала…. («Свинья под дубом»)
А теперь, задание: вспомните, о чем эти произведения, и соедините стрелочкой, рисунок с моралью этой басни.
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»;
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды
Не чувствуя, что он вкушает их плоды»;
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!»
- Какие пороки высмеивает автор?
- Кто автор этих строк? И.А.Крылов. Теперь, глядя на рисунки и зная автора, отгадайте как будет называться новая басня.(показ чижа и голубя).
Назовите тему урока. И.А.Крылов «Чиж и голубь».
Цели урока: Познакомимся с новой басней И.А.Крылова, научимся определять «мораль» басни, будем учиться плавному осознанному выразительному чтению басни, кроме того, будем анализировать поступки героев басни.
5.Работа по теме урока.
1.Введение в тему.
- Что вы можете рассказать о самом авторе И.А.Крылове? портрет на доске.
Дети. И.А.Крылов - великий русский баснописец. И.А.Крылов жил очень давно в 18в. Был, бедным человеком и ему не пришлось, даже учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.
(Презентация: фото Летнего сада, его аллей, памятника Крылову, его постамента с барельефными изображениями басенных персонажей).
2)-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад. В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.
Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.
В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: «Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух»,» «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.
Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.
-Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.
-Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?
Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.
Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
-Какие произведения по жанру пишет Иван Андреевич? Басни
- А что такое басня? Басня- это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.
- В чем отличительная особенность басен? В начале или конце басни содержится – краткий вывод, называемый «моралью».
- Для чего пишут басню? Цель басни - осмеяние человеческих недостатков, дурных поступков, явлений.
-Кто главные персонажи басен? Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.
Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.
Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Слайд)Кукушка и петух»
«Да только воз и ныне там»», «Лебедь , Щука и Рак»
«Слона-то я и не приметил» «Слон и Моська»
«У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»
Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.
3) Послушайте басню И.А.Крылова «Чиж и голубь» в художественном исполнении артиста Московского малого театра Вячеслава Езепова.(Диск)
4)Беседа по непосредственным впечатлениям. Пауза.
- Какие мысли, какие чувства возникли, когда вы слушали эту басню?
-О чём это произведение - о хорошо нами знакомых птицах или о чем-то ином?
-Молодцы!
5) Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.
-А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.
Словарная работа: Толковый словарь Ожегова русского языка так объясняет эти слова.
Западня- ловушка, приспособленная для ловли зверей и птиц.
Силок-петля для ловли птиц и мелких животных.
Анализ басни.
-Какие события описываются в басне?
-Кто действует в басне?
-Каким показан голубь в басне? Прочитайте, как описывает его автор.
- Что осуждается в басне?
-Что должен понять из этой басни читатель?
-Какое выражение басни стало крылатым?
Молодцы, хорошо поняли содержание басни.
6) Прочитайте еще раз басню, чтобы ответить на вопросы.
Ответы на вопросы 1-3стр.17.
Один ученик вслух читает вопрос, другой тут же дает на него ответ.
3вопрос. Прочитай выразительно. Что это значит?
Вопрос 4. Приведите примеры из жизни, когда можно было бы употребить слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»
5вопрос. Подготовка к выразительному чтению басни.
- Прочитайте самостоятельно памятку, вы уже знаете, как с ней работать.
Критерии выразительного чтения.
1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).
2.Работать с тоном.
3.Ставить логическое ударение.
4.Делать логические паузы.
5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).
7) Поработайте с басней, пометьте паузы, логическое ударение, понижение голоса.
8) Следующая работа в парах. Будет проходить в форме игры «Ты мне - я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.
Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.
Физминутка.
Очень долго мы читали
И конечно же устали.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться - три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Посидим, отдохнём
И опять читать начнём.
Поднимите руку, кто поставил своему соседе оценку» «5»
-Скажите, а можно ли эту басню прочитать по ролям? Да.
-Чьи слова присутствуют в басне? Автора и голубя. Отметьте где слова голубя.
-Давайте прочитаем по ролям.
9)Выразительное чтение.
- Кто готов по желанию прочитать выразительно басню?
Читают 2-3 человека, а остальные привлекаются для анализа. Дети сами оценивают чтение.
10) Игра «Я - художник». Словесное рисование.
- Какой рисунок к этой басне предложили бы вы для оформления страницы в учебнике?
Домашнее задание: выучить наизусть басню стр17;
по желанию - нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.
11. Подведение итогов урока.
- В каких словах заключена мораль всей басни? Не смеяться над чужой бедой.
- Какие слова могут стать крылатым выражением? «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
- С какой целью была написана басня Крылова? Чему мы учимся у неё?
- Почему эта басня размещена на страницах раздела «Каждый своё получил?»
12. Оценивание.
-А с какими баснями Крылова вы познакомились сами?
13.Стихотворение Михаила Исаковского посвященное Ивану Андреевичу Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
.
10