kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по литературному чтению "Чиж и голубь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для знакомства с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь», выявить «мораль» басни, работать над выразительным чтением произведения.

Развивать внимание учащихся, учить детей делать выводы, находить «мораль» басни.

Пробуждать добрые чувства, способствовать формированию нравственных качеств (воспитывать чувство товарищества).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Крылов Чиж и голубь Перепёлкина Е.Б.»

Урок : Литературное чтение 4класс УМК «Перспектива»

Тема: И.А.Крылов «Чиж и голубь».

Выполнила: учитель начальных классов,

Перепёлкина Елена Борисовна

Тип урока: Урок изучения нового.

Цели: Создать условия для знакомства с басней И.А.Крылова «Чиж и голубь», выявить «мораль» басни, работать над выразительным чтением произведения.

Развивать внимание учащихся, учить детей делать выводы, находить «мораль» басни.

Пробуждать добрые чувства, способствовать формированию нравственных качеств (воспитывать чувство товарищества).

УУД:

Личностные: Формирование значимых мотивов учебной деятельности;

Познавательные: Осуществлять разносторонний анализ объекта (по содержанию)

Регулятивные: Понимать смысл предъявляемых учебных задач, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование: Презентация с иллюстрациями о Крылове, выставка книг басен Крылова, памятка выразительное чтение, афоризм «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками», напечатанные слова для выработки техники чтения, рисунки, иллюстрация чижа и голубя, диск со стихотворением, рисунок по произведению,толковый словарь Ожегова.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Чтение - прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем наш урок.

Жужжащее чтение 3 мин.

2.Проверка домашнего задания.

-С каким произведением мы работали на прошлом уроке? Узбекская сказка «Черепаха и скорпион».

-Кто главные герои сказки? Черепаха и скорпион.

Сейчас я проверю подготовку к домашнему заданию в форме игры.

А) Игра «Внимательный читатель».

Читаю начало предложения из любой части рассказа, учащиеся должны его продолжить. Читают пока я не остановлю. (о черепахе, о скорпионе)

- ( 1.Черепаха подумала: Уж если скорпион призязался….А в пути и вправду вдвоем лучше».2.Черепаха подумала: «Что там ни говори… Я должна помочь ему переправиться через реку).

- О ком сейчас прочитали? Что можно сказать о черепахе? Она хороший товарищ, не бросила своего спутника, помогла, когда ему требовалась помощь.

-(1.Я и хотел бы сидеть на месте.… На чем сидишь, то и ужалишь. 2.Ведь я скорпион…. Так уж я устроен )

- О ком сейчас прочитали? Как можно охарактеризовать скорпиона?

Он плохой товарищ, если втыкает жало в спину своего товарища.

Вот сейчас, когда будете читать по ролям разговор черепахи и скорпиона в тот момент, когда они плыли через реку, постарайтесь передать интонацию, с которой произносились, слова каждого героя.

Б) Чтение по ролям. Оценивание.

В)- Какая пословица подходит к этой сказке?

«Дружба дружбе - рознь, а иную хоть брось»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Сам погибай, а товарища выручай». Докажите.

- Понравилась ли вам дружба скорпиона и черепахи? Нет.

- Какой вы вынесли урок из этой сказки?

- Каким надо быть товарищем? Доказывать свою дружбу не на словах, а на деле, не считаясь со своими привычками.

- Умеют ли дорожить дружбой, хорошими отношениями персонажи сказки?

- Какой порок осуждается в этой сказке?

4.Актуализация знаний.

Сейчас мы вспомним несколько произведений, в которых также высмеиваются некоторые человеческие пороки, однако о них нам будут говорить животные.

Давайте поиграем, и я вам предлагаю литературную викторину.

-Отгадайте, из каких произведений взяты эти строки? Учащиеся читают наизусть по несколько строк.

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянутся, не успела,

Уж зима катит в глаза»… ( «Стрекоза и Муравей»)


«Вороне, где-то Бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать была уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;»… ( «Ворона и лисица»)


«Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;»

Наевшись, выспалась под ним;

Потом глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала…. («Свинья под дубом»)

А теперь, задание: вспомните, о чем эти произведения, и соедините стрелочкой, рисунок с моралью этой басни.

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок»;


«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды

Не чувствуя, что он вкушает их плоды»;


«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!»

- Какие пороки высмеивает автор?

- Кто автор этих строк? И.А.Крылов. Теперь, глядя на рисунки и зная автора, отгадайте как будет называться новая басня.(показ чижа и голубя).

Назовите тему урока. И.А.Крылов «Чиж и голубь».

Цели урока: Познакомимся с новой басней И.А.Крылова, научимся определять «мораль» басни, будем учиться плавному осознанному выразительному чтению басни, кроме того, будем анализировать поступки героев басни.

5.Работа по теме урока.

1.Введение в тему.

- Что вы можете рассказать о самом авторе И.А.Крылове? портрет на доске.

Дети. И.А.Крылов - великий русский баснописец. И.А.Крылов жил очень давно в 18в. Был, бедным человеком и ему не пришлось, даже учиться в школе. Но он очень хотел учиться и стал заниматься сам. Иван Андреевич стал таким образованным, что все удивлялись его познаниям.

(Презентация: фото Летнего сада, его аллей, памятника Крылову, его постамента с барельефными изображениями басенных персонажей).


2)-Давайте совершим воображаемую экскурсию, мысленно заглянем в Летний сад. В 1855году в Летнем саду Санкт-Петербурге был поставлен первый памятник И.А.Крылову. Он изображен сидящим, в руке у него книжка, он глубоко задумался.

Пьедестал памятника покрыт барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Памятник был сооружен на деньги, которые собирались по всей России.

В Москве памятник И.А.Крылову находится в сквере на Патриарших прудах. Баснописец сидит в окружении героев его бессмертных произведений. Это отдельные медные стелы, стоящие вдоль дорожки сквера: Если приглядеться, на них можно увидеть героев басен: «Квартет», «Свинья под дубом», «Вол и Ягненок», «Кукушка и Петух»,» «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки» и др.

Есть памятник Крылову и в Твери, городе, с которым cвязано детство писателя.

-Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Дети. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться.

-Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы, играющие дети?

Дети. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Крылов учит мудрости жизни, любви к народу.

Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.


-Какие произведения по жанру пишет Иван Андреевич? Басни

- А что такое басня? Басня- это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.

- В чем отличительная особенность басен? В начале или конце басни содержится – краткий вывод, называемый «моралью».

- Для чего пишут басню? Цель басни - осмеяние человеческих недостатков, дурных поступков, явлений.

-Кто главные персонажи басен? Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, которые обладают человеческими качествами. Они обычно умеют говорить.

Дети. Чтение его басен обогащает нас знанием родного языка.


Многие выражения из его басен стали крылатыми, превратились в пословицы и поговорки:

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Слайд)Кукушка и петух»

«Да только воз и ныне там»», «Лебедь , Щука и Рак»

«Слона-то я и не приметил» «Слон и Моська»

«У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и Ягненок»


Знакомство с новой басней И.А.Крылова научит вас оценивать свои поступки и поступки других.

3) Послушайте басню И.А.Крылова «Чиж и голубь» в художественном исполнении артиста Московского малого театра Вячеслава Езепова.(Диск)

4)Беседа по непосредственным впечатлениям. Пауза.

- Какие мысли, какие чувства возникли, когда вы слушали эту басню?

-О чём это произведение - о хорошо нами знакомых птицах или о чем-то ином?

-Молодцы!

5) Чтение басни учащимися про себя для подготовки к анализу басни.

-А сейчас, прочитайте вдумчиво и внимательно самостоятельно, и подумайте какие слова, требуют объяснения? Подготовьтесь к беседе по содержанию.

Словарная работа: Толковый словарь Ожегова русского языка так объясняет эти слова.

Западня- ловушка, приспособленная для ловли зверей и птиц.

Силок-петля для ловли птиц и мелких животных.

Анализ басни.

-Какие события описываются в басне?

-Кто действует в басне?

-Каким показан голубь в басне? Прочитайте, как описывает его автор.

- Что осуждается в басне?

-Что должен понять из этой басни читатель?

-Какое выражение басни стало крылатым?

Молодцы, хорошо поняли содержание басни.

6) Прочитайте еще раз басню, чтобы ответить на вопросы.

Ответы на вопросы 1-3стр.17.

Один ученик вслух читает вопрос, другой тут же дает на него ответ.

3вопрос. Прочитай выразительно. Что это значит?

Вопрос 4. Приведите примеры из жизни, когда можно было бы употребить слова: «Вперед чужой беде не смейся, Голубок»

5вопрос. Подготовка к выразительному чтению басни.

- Прочитайте самостоятельно памятку, вы уже знаете, как с ней работать.

Критерии выразительного чтения.

1.Умение работать с голосом (повышать-понижать).

2.Работать с тоном.

3.Ставить логическое ударение.

4.Делать логические паузы.

5.Чёткая дикция (читать достаточно громко).

7) Поработайте с басней, пометьте паузы, логическое ударение, понижение голоса.

8) Следующая работа в парах. Будет проходить в форме игры «Ты мне - я тебе!», вы будете «репетировать» выразительное чтение вполголоса басни в парах, и ставить друг другу оценки.

Учащиеся «репетируют» выразительное чтение басни, в парах.

Физминутка.

Очень долго мы читали

И конечно же устали.

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Посидим, отдохнём

И опять читать начнём.

Поднимите руку, кто поставил своему соседе оценку» «5»

-Скажите, а можно ли эту басню прочитать по ролям? Да.

-Чьи слова присутствуют в басне? Автора и голубя. Отметьте где слова голубя.

-Давайте прочитаем по ролям.

9)Выразительное чтение.

- Кто готов по желанию прочитать выразительно басню?

Читают 2-3 человека, а остальные привлекаются для анализа. Дети сами оценивают чтение.

10) Игра «Я - художник». Словесное рисование.

- Какой рисунок к этой басне предложили бы вы для оформления страницы в учебнике?

Домашнее задание: выучить наизусть басню стр17;

по желанию - нарисовать иллюстрацию к басне, прочитать любую другую басню Крылова.

11. Подведение итогов урока.

- В каких словах заключена мораль всей басни? Не смеяться над чужой бедой.

- Какие слова могут стать крылатым выражением? «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

- С какой целью была написана басня Крылова? Чему мы учимся у неё?

- Почему эта басня размещена на страницах раздела «Каждый своё получил?»

12. Оценивание.

-А с какими баснями Крылова вы познакомились сами?

13.Стихотворение Михаила Исаковского посвященное Ивану Андреевичу Крылову.


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.















































































.

10


Просмотр содержимого презентации
«Крылов урок»

Иван Андреевич Крылов.

Иван Андреевич Крылов.

Первый памятник И.А.Крылову был поставлен в 1855г.

Первый памятник И.А.Крылову был поставлен в 1855г.

В Москве, в сквере на Патриарших прудах.

В Москве, в сквере на Патриарших прудах.

Крылатые выражения.

Крылатые выражения.

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
  • «Да только воз и ныне там»;
  • «Слона-то я и не приметил»;
  • «У сильного бессильный виноват».
Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.
  • Кто не слыхал его живого слова?
  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
  • Бессмертные творения Крылова
  • Мы с каждым годом любим все сильней.
  • Со школьной парты с ними мы сживались,
  • В те дни «Букварь» постигшие едва,
  • И в памяти навеки оставались
  • Крылатые крыловские слова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по литературному чтению "Чиж и голубь"

Автор: Перепёлкина Елена Борисовна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства