kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 21 века" по теме "Путешествие капельки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся 2 класса со свойствами воды. Опятным путем, ребята сами убеждаются в тех выводах, которые они прочитали в учебнике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 21 века" по теме "Путешествие капельки"»

Технологическая карта урока «Окружающий мир» по программе «Школа 21 века»

Ф.И.О. учителя: Липнягова Наталья Ивановна

Класс: 2 «в»

Тема

«Путешествие капельки»


Тип урока

Урок открытия новых знаний


Цель

Создать условия для формирования у детей представления о переходе воды из одного состояния в другое и о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении


Задачи

Образовательные:

Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе.

Развивающие:

Развивать любознательность, память, логическое мышление, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать полученные знания.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, интерес детей к урокам окружающего мира.


Планируемые результаты

Познавательные:

Извлекать информацию, перерабатывать её, представлять в разных формах (в виде рисунка, в виде схемы при помощи моделей)

Коммуникативные:

Сотрудничать, вступать в беседу, слушать и понимать речь других, доносить информацию до собеседника.

Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные:

Формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формирование у обучающихся умения планировать свои действия и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с учителем или одноклассниками; принятие и сохранение учебной задачи


Основные понятия

Круговорот воды в природе


Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.


Образовательные ресурсы:

Учебник «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, презентация к уроку, раздаточный материал, карта- путешествия, капельки –загадки из цветной бумаги, карточки: солнышко, тучка, солнце за тучкой (для каждого ученика), карточки-смайлики, капельки для рефлексии (для каждого ученика)


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная.


Технологии

  • здоровьесберегающий компонент

  • информационные технологии (ИКТ)

  • технология педагогического сотрудничества


Сценарий урока


Этапы

Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности


Эмоциональное вхождение в урок.

В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, за зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. Я думаю, у нас на уроке все получится.

Настраиваются на урок, отвечают на вопросы.




Создание условий для проявления интереса к новому материалу, готовность к обучению. (Личностные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (Коммуникативные УУД)


II. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи.


- Ребята, у вас на столах лежат карточки со словами из пословиц. Их нужно собрать в правильном порядке. (Как с гуся вода. Как в воду канул. Вода себе путь найдет.).

- Ребята, а какое слово главное?

- О воде сложено много пословиц, стихов, песен, так как вода – значимое для человека вещество.

Читает стихотворение-загадку:

Без чего не может мама,

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …(воды)

- Я думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы узнаем как капелька воды умеет путешествовать.

Как звучит тема нашего урока? Назовите её.

- Правильно, тема нашего урока: “ Путешествие капельки ”.

Перед детьми карта – путешествия в виде круговорота воды в природе.

Работают в парах.


Ответы детей (вода)










Предполагают, о чем пойдет разговор на уроке.

Ответы детей.

Формулируют тему урока.

Формировать умение извлекать информацию из загадки и делать выводы. Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

(Познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме, развитие умения слушать и слышать, понимать других. (Коммуникативные УУД).

Формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.(Регулятивные УУД)


III. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.


- Используя рисунок-схему, расскажи какие природные явления связаны с водой.

Приходилось ли тебе наблюдать эти явления?

В какое время года они бывают?



- Отгадайте загадки. Отгадывая загадки, мы попробуем разгадать в каком состоянии может находиться вода. (Используются капли из цветной бумаги).

1. На дворе переполох: с неба сыпется горох.

Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.

Мост — как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лед)

3. Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса)

5. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

6. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.

Растворилось молоко — стало видно далеко. (Туман)


-Проведем опыты с водой.

1. Имеет ли вода вкус?

2. Имеет ли вода запах?

3. Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно её увидеть?

4. Есть ли в воде воздух?

5. Проверим, имеет ли вода форму или принимает форму сосуда.

6. Сравните воду с полоской белого, желтого, синего цвета?

7. Перелейте воду в банку, из банки в стакан.

8. Что происходит с водой в жаркий день?

Свойства воды:

- без вкуса

- без запаха

- прозрачность

- бесцветность

- текучесть

- растворитель

- испаряемость

- А сейчас, нам предстоит узнать ещё об одном свойстве воды. Работать будете в группах. В каждой группе я назначаю командира. Работу выполнять строго по инструкциям, которые написаны на карточках, лежащих у вас на столах. Инструкцию зачитывает командир группы.

1 группа- взять резиновый мяч, опустить его в сосуд с водой. Посмотрите, что произойдёт. Сделайте вывод.

2 группа- возьмёт железные предметы и опустит их в воду. Затем взять резиновую грушу, опустить её в воду и сжать. Понаблюдать. Что произойдёт. Сделать выводы.

3 группа- взять деревянные кубики, опустить их в воду и пронаблюдать, что произойдёт. Сделать вывод.

4 группа- взять стеклянную пустую и наполненную бутылочку, опустить их в воду и понаблюдать, что с ними произойдёт. Сделать вывод.

Итак, какие же выводы сделала каждая группа? Слово 1 группе, 2 группе,

3 группе, 4 группе.

Резиновые предметы плавают.

Железные предметы тонут.

Деревянные предметы плавают.

Стеклянные пустые предметы плавают.

Стеклянные наполненные тонут.

В воде есть воздух.

Замечательно, молодцы!

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.

(на доске прикреплены капельки с загадками, дети подходят, читают и разгадывают)























Работа в группах.

Умение отгадывать загадки, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативное УУД).











Познавательные УУД:умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках;

умение описывать, сравнивать, классифицировать объекты; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов; высказывать предположения;

Коммуникативные УУД: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, группах, осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.


Физкультминутка

На лужайке по утру

Мы затеяли игру

Я – подснежник, ты – вьюнок.

Становитесь в наш венок

Раз, два, три, четыре

Раздвигайте круг пошире

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы весёлые лучи

Мы резвы и горячи.

Звучит музыка.


IV. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

- Вода говорит о себе так:

Я и стужа и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу.

Как это понять?

Смотрят видеофрагмент мультфильма.




Работа по учебнику с. 85

Используется карта-путешествия.

- Ребята, а какая вода в океане пресная или соленая?

- А какая вода испаряется с поверхности океана?

- А куда же девается соль, как вы думаете?

- Давайте выясним, как это происходит.








Видеофрагмент мультфильма.

Ответы детей.




(соленая)

(пресная)

(соль остается в океане)

Дети читают вывод в учебнике


Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Формировать умения слушать и слышать собеседника; излагать свою точку зрения и аргументировать её; проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания. (Коммуникативные УУД)

Сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). (Регулятивные УУД)

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

(Личностные УУД)

Физкультминутка

Капля первая упала – кап!

И вторая пробежала – кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились наши лица

Мы их вытирали

Ну а туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведём

И все капельки стряхнём

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.


Восстановление физических и духовных сил обучающихся.

V. Первичное закрепление.





Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

  1. Отметь галочкой свойство воды.

  2. Напиши, какие бывают водоемы.

  3. Закончи высказывание. Вода может находиться в трех состояниях:

  4. Соедини рисунки и подписи к ним.

Критерии оценки на слайде

«5» - без ошибок

«4» -1 ошибка

«3» - 2 ошибки



Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Развивать умения извлекать информацию из текстов и словарей.

(Познавательные УУД)

VI. Включение в систему знаний и повторение.






- Обсудим вместе:

- Можно ли считать телом природы кусок льда, облако, тучу, капли росы на траве? Объясним свои ответы.

- Из какого вещества состоят все эти тела?

- Выполни задания:

1. Верны ли следующие высказывания?

* Роса, дождь – вода в жидком состоянии.

* Лёд, снег – вода в твёрдом состоянии.

* Водяной пар, туман – газообразное состояние воды.

Проверь себя.






- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах:

Прочитайте текст.

Вода – друг и помощник человека. Без воды не могут работать заводы и фабрики. Без воды не приготовить пищу. Воду мы пьём, водой моемся, стираем.

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары, путешествуют люди. Морской воздух и морские купания полезны для здоровья людей.

Выберите то название, которое больше подходит к данному тексту:

- Значение моря и океана для человека.

- Вода – друг и помощник человека.

- Вода – удобная дорога.

- Почему говорят, что вода друг и помощник человека?

- А вы знаете, что вода бывает и лечебной?

-Знаете, где находятся источники лечебной воды?

(Кавказские Минеральные Воды, Озеро Шира)

- Так почему же говорят, что вода - друг человека?

Прочитайте пословицу:

«Капля воды дороже золота»

- Почему так говорят?




Работают в паре с соседом по парте.

Читают текст.







Проводят самооценку, рефлексию.

Выполните цветовую оценку работы!

Красный – не понял, повторить.

Жёлтый – не до конца понял, есть ошибки.

Зелёный – всё выполнил, всё ясно.








Выбирают то название, которое больше подходит к прочитанному тексту.


Ответы детей.









(Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)

Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Кавказских Минеральных вод; любовь к родному краю, понимание роли человека в мире, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

(Личностные УУД)

Формировать осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России, Ставропольском крае. Формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования. (Предметные УУД)

Формировать умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

(Коммуникативные УУД)

VII. Итог урока


Вы хотите узнать, почему капает дождь? Я сейчас покажу вам интересный опят.

( возьмем блюдце с водой, кусочек ваты.)

Вода с поверхности Земли испаряется и поднимается вверх, там она охлаждается и превращается в маленькие капельки. Эти капельки собираются вместе ( это наша ватка) и образуется облачко. Это облачко собирает и собирает множество маленьких капелек, до тех пор, пока не превратится в тучку. (Обмакиваем вату в блюдце с водой) Тучка еще собирает маленькие капельки, до тех пор, пока не наберет их столько, что не может их больше удерживать. (Мочим вату в блюдце до тех пор, пока не закапает вода) Тогда эти маленькие капельки проливаются на нас дождем и питают влагой землю.

- Ребята, это и есть круговорот воды в природе.

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению.

Познавательные УУД:умение извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках;

Делиться полученными знаниями. Развивать способность к связной, логически целесообразной форме речи. (Коммуникативные УУД)

VIII. Рефлексия


- Ребята, мне очень понравилась ваша работа на уроке. Прошу и вас поделитесь своими впечатлениями об уроке.

- Ребята, на ваших капельках изображены глазки и носик, но не хватает ротика. Попробуйте изобразить с

помощью ротика с каким настроением вы заканчиваете урок (радостное, безразличное, грустное)

Заканчивается урок, капли прикрепляются к доске.

- Вода – наше богатство, она является чудесным даром природы. И я хотела к вам обратиться с таким пожеланием:

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги –

Мы ведь не планете не одни!

Домашнее задание (по выбору)

-Подобрать пословицы, загадки, стихи о воде.

-Сочинить загадку или рассказ – сказку о воде.

-Нарисовать плакат на тему: «Берегите воду».



Ученики дорисовывают капельку и прикрепляют её к доске.








Дети по своим возможностям выбирают домашнее задание.

Формировать способность обучающихся к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Ивановна Липнягова

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства